Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспортная система области: динамика развития | Издательский дом

Транспортная система области: динамика развития

 

Начальник управления транспорта Тамбовской области Виталий Чарыков

 

 

Автомобильный транспорт общего пользования появился на Тамбовщине в1928 году, когда в Тамбове открылось городское автобусное сообщение.

 

 

С 1967 года управление транспортным комплексом региона осуществлялось Тамбовским управлением автомобильного транспорта республиканского объединения автомобильного транспорта южных районов «Югавтотранс» Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР. В 1991 году транспортное управление было преобразовано в государственное унитарное предприятие автомобильного транспорта «Тамбовавтотранс». В 1999 году создано Управление транспорта, которое вошло в состав администрации области. В 2002 году оно было преобразовано в Управление транспорта и автомобильных дорог области. В 2012 году из состава управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области выделено управление транспорта.

 

Транспортный комплекс Тамбовской области представлен несколькими видами транспорта: авиационным, железнодорожным и автомобильным. Каждый из этих видов транспорта играет важную роль в функционировании транспортной системы области.

 

 

Автомобильный транспорт

 

Пассажирский автомобильный транспорт – это важнейший элемент транспортной системы Тамбовщины. Услуги пассажирского автомобильного транспорта являются наиболее доступными населению области и, соответственно, наиболее массовыми. В 2012 году перевезено около 93 млн пассажиров, пассажирооборот составил свыше 1 млрд пассажиро-километров. Ежедневно услугами пассажирского транспорта пользовались около 255 тысяч человек.

Маршрутная сеть объединяет в себе около 400 автобусных городских, пригородных, междугородных внутриобластных и межсубъектных маршрутов. Общая протяженность областной автобусной маршрутной сети в 2013 году составляет свыше 24 тысяч километров. Перевозку пассажиров осуществляют более 250 автотранспортных предприятий различных форм собственности. Для перевозки пассажиров привлечено около 1,5 тысячи автобусов.

 

Совместными усилиями органов власти, хозяйствующих субъектов рынка пассажирских автомобильных перевозок система предоставления услуг автомобильного транспорта сохранена в работоспособном состоянии. Сегодня можно говорить о положительной динамике развития автотранспортного комплекса.

Большое внимание уделяется развитию пригородных автобусных перевозок в муниципальных образованиях. В этом году принято важнейшее решение выделять субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на компенсацию потерь в доходах перевозчиков при осуществлении ими перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам пригородного сообщения.

 

На протяжении последних лет в муниципальных образованиях Тамбовской области (сельской местности) по различным причинам проявляется проблема сокращения количества автобусных рейсов, выполняемых пассажироперевозчиками. В некоторых муниципальных образованиях наблюдается тенденция к снижению пассажиропотока. Сложилось так, что сельчане стали меньше пользоваться регулярным пассажирским транспортом по пути из деревни в райцентр и обратно (растет количество личного транспорта, развиваются услуги такси). Тем не менее жители, нуждающиеся в транспортном сообщении между селами и районными центрами, были, есть и будут. Время от времени людям требуется совершать поездки в больницы, административные органы для оформления документов и в другие муниципальные структуры, но не у каждого есть сосед или родственник, готовый отвезти по любой надобности в райцентр.

 

В данной связи назрела необходимость в закреплении для каждого населенного пункта показателя, характеризующего достаточный объем и качество обеспеченности населения, проживающего, в первую очередь, в сельской местности, услугами пассажирского транспорта. Цель такова: исходя из численности населения, проживающего в населенном пункте, установить количество рейсов в неделю или в день, которые автобус должен совершать, перевозя проживающее там население, причем независимо от того, сколько пассажиров везет автобус (даже если перевозки убыточны). Такие маршруты названы социально значимыми. В каждом муниципальном районе уже составлен официальный перечень таких маршрутов, подсчитывается их стоимость, определяется сумма субсидий транспортным предприятиям из средств муниципального и областного бюджетов. Путем конкурсного отбора определяется перевозчик, которому и выплачиваются субсидии, исходя из количества фактически выполненных рейсов.

 

Оформление такого единого подхода в виде стандарта транспортного обслуживания населения всей области – одна из главных задач управления. Завершается разработка закона об организации транспортного обслуживания населения области, закрепляющего описанную концепцию, после чего подзаконным нормативным правовым актом администрации области будут определены стандартные ориентиры для организации транспортного обслуживания. Другими словами, должны быть установлены показатели минимальной обеспеченности населения услугами пассажирского транспорта.

Для постоянного контроля за работой транспорта, сбора и обработки информации от всех взаимодействующих органов и населения по всем имеющимся каналам связи о состоянии перевозочного процесса и дорожно-транспортной инфраструктуры на всех видах транспорта, информирования об имеющихся нарушениях технологического процесса и дальнейшем их устранении в 2012 году создана Единая региональная дорожно-транспортная диспетчерская служба. Служба непосредственно взаимодействует с управлениями транспорта и дорог, при этом также получает информацию из регионального навигационно-информационного центра по Тамбовской области.

 

Еще одно важное направление деятельности управления – перевод автомобильного транспорта на газомоторное топливо. В 2012 году Тамбовская область вошла в число регионов России, выбранных площадками для реализации совместно с ООО «Газпром» пилотного проекта перевода существующей транспортной техники на компримированный природный газ. К переводу рекомендованы автобусы, грузовые автомобили, сельскохозяйственная техника, коммунальная и другая спецтехника не старше 3 лет и работающие в настоящее время на бензине. В 2014 году планируется строительство первых двух газонаполнительных компрессорных станций на территории области: в Моршанске и Тамбове. Определены места их размещения, сейчас идет проектирование. Ввод этих заправочных станций в эксплуатацию активизирует работу по переоборудованию транспортных средств для работы на газомоторном топливе. Внедрение газомоторного топлива на территории области позволит наглядно продемонстрировать преимущества использования природного газа в качестве топлива, начиная с экологичности и заканчивая стоимостью. Задача управления – подготовить потребителя, в первую очередь автоперевозчиков, готовых заправлять природным газом автобусы, использующиеся для перевозки пассажиров по регулярным маршрутам, способствовать переводу на газ карет скорой помощи, коммунальной техники. Соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации определено количество транспортных средств, которое должно быть переведено на газомоторное топливо к 2020 году в зависимости от его численности. В Тамбове это 10% от всего имеющегося общественного автомобильного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб. Другими словами, это около 150 единиц. Область, конечно, ставит перед собой более амбициозную задачу. Переход на газ позволит сократить одну из самых больших статей затрат автоперевозчиков – «топливо».

 

 

Железнодорожный транспорт

 

Развитая на территории области сеть железных дорог позволяет доставлять пассажиров и грузы практически в любую точку России, страны ближнего и дальнего зарубежья. Общая протяженность железнодорожной сети региона составляет 736 км. На территории Тамбовской области расположено более 50 железнодорожных вокзалов и железнодорожных станций. Большая часть из них относится к полигону Юго-Восточной железной дороги, остальные – к полигону Куйбышевской железной дороги.

На основе соглашений администрации области с ОАО «РЖД» о взаимодействии и сотрудничестве проводится работа по оптимизации деятельности железнодорожных станций, контроль за внутриобластными перевозками, решаются вопросы по ритмичной подаче вагонов грузоотправителям. В 2011–2012 годах сдано в эксплуатацию новое пассажирское здание железнодорожной станции Обловка, реконструированы пассажирские здания и благоустроена прилегающая территория на станциях Мучкап и Оборона. В настоящее время ведутся работы по реконструкции железнодорожного вокзала станции Жердевка.

 

В 2012 годузаключено трехстороннее соглашение между дирекцией железнодорожных вокзалов – филиалом ОАО «РЖД», администрацией Тамбовской области и администрацией города Тамбова по реконструкции железнодорожного вокзала станции Тамбов-1 и строительстве на его базе транспортно-пересадочного узла (ТПУ). Проект строительства ТПУ ориентирован на создание вблизи привокзальной площади района с гармоничным сочетанием деловой, коммерческой, рекреационной и жилой функций. В период осени 2012 – весны 2013 года проведен ряд встреч с участием дирекции железнодорожных вокзалов и возможных проектировщиков. Определены подходы и согласованы первые этапы организации проекта. Определены перспективные территории для размещения инфраструктуры ТПУ, в том числе автостанции и комплекса сооружений общественно-делового назначения. В настоящее время собраны необходимые исходные данные, проведен комплексный анализ ситуации. В результате построенный комплекс станет современным лицом города Тамбова и воротами на Тамбовскую землю для ее жителей и гостей.

 

 

Воздушный транспорт

 

Город Тамбов тесно связан с авиацией. В 1923 году Тамбовский губернский отдел коммунального хозяйства приобрел и использовал самолет для борьбы с лесными пожарами и вредителями. В 1930 году в городе открылась авиационная школа, а через два года был создан аэроклуб. С 1939 года Воронежское авиационное подразделение стало осуществлять полеты тамбовской области по перевозке почты, охране лесов, выполнению заданий медицинских учреждений в оказании экстренной помощи больным. И в наши дни аэропорт Тамбов, расположенный на расстоянии около 7 километров от границ областного центра (село Донское, Тамбовский район), играет важную роль в функционировании транспортной инфраструктуры региона.

В сфере воздушных перевозок в 2013 году наблюдается положительная динамика. Значительно увеличилось количество авиапассажиров, особенно в летнее время. Безусловно, на данный факт повлияла смена авиаперевозчиком воздушных судов. В этом году между Тамбовом и Москвой полеты выполняются новыми комфортабельными самолетами ATR-72 вместимостью 70 мест. Рейсы выполняются на протяжении всей недели дважды в день. Ежегодно из аэропорта Тамбов в направлении города Москвы и обратно выполняется около 400 парных авиарейсов, которыми перевозится более 8 тысяч пассажиров. За счет увеличения популярности воздушного транспорта среди населения и, соответственно, количества пассажиров возможно достичь безубыточности авиаперевозоки тем самым снизить расходы областного бюджета. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика