Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Сахалин – особая климатическая зона | Издательский дом

Сахалин – особая климатическая зона

 

Начальник государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» Алексей Волончук

 

 

Сахалин – настоящий край земли, но не мелкий, затерянный в Тихом океане остров, а крупный и самобытный регион с собственной сетью автомобильных, железных дорог и промышленностью. Хотя на Сахалине наиболее интересны природные достопримечательности: практически не тронутая человеком природа, разнообразные, непохожие на материковый Дальний Восток и расцвеченные горами и морем ландшафты.

 

 

Сахалинская область принадлежит к небольшому числу субъектов Российской Федерации, имеющих сложную транспортную схему, связывающую регион с основной частью страны. Это единственная в России административная территория, расположенная на 59 островах с выгодным географическим положением, исключительными природными ресурсами, такими как нефть, газ, уголь; область при этом относится к регионам с неустойчивым транспортным сообщением. Транспортная отрасль Сахалинской области представлена всеми видами транспорта: морским, автомобильным, воздушным, а также дорожным хозяйством,о котором мы расскажем более подробно.

 

 

Дорожное хозяйство

 

Ввиду сложившихся исторических особенностей базовым элементом транспортной системы Сахалинской области является автомобильный транспорт. Он обеспечивает транспортные связи между населенными пунктами, морскими портами, железнодорожными узлами, аэропортами и выполняет значительные объемы транспортной работы.

 

Сахалин вытянут по меридиану с юга на север почти на тысячу километров. Поэтому сама его география диктует вполне понятный алгоритм – строить автотрассы вдоль западного и восточного побережий. По западному побережью это автодорога Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск протяженностью 330 км. Но становым хребтом дорожной сети является трасса по восточному побережью Южно-Сахалинск – Оха. Эти две магистрали соединяются между собой: в центральной части острова трассой Арсентьевка – Ильинское, а в южной – автодорогой Южно-Сахалинск – Холмск.

По состоянию на сегодняшний день протяженность дорог общего пользования на территории области составляет более 3000 км, в том числе 1530 км общего пользования регионального или межмуниципального значения.

 

 

Трасса Южно-Сахалинск – Оха

 

Трасса Южно-Сахалинск – Оха, проходя через всю территорию острова, призвана обеспечить его транспортную связь, соединить между собой и с областным центром большую часть муниципальных образований.

Протяженность трассы составляет 859 км. Но только 471 км – это дорога, в том числе 325 км с асфальтовым покрытием. На остальном протяжении – грунтовка. Семькилометров дороги (с 189 по197 км) проходят по акватории моря. Это отсыпанные, буквально отвоеванные у моря километры: расстояние между дорогой и морем – 20 м. Перенести дорогу в другое место невозможно: рядом идет железная дорога, магистральный нефтегазопровод. Трасса оснащена берегозащитными сооружениями с целью защиты от агрессивного воздействия моря. А грунтовые участки, наличие искусственных сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, не позволяют в настоящее время полностью обеспечить надежное и регулярное автомобильное сообщение на всем протяжении, а также реализовать потенциал межтерриториальной интеграции трех экономических районов острова: Северного, Центрального, Южного. Естественно, что все это не может не сказаться на темпах экономического развития области и качестве жизни населения.

 

 

Дороги: география важна

 

Географические, природно-климатические и геологические особенности Сахалина и Курильской гряды вносят свои коррективы при строительстве дорог. Так, в среднем на каждые пять километров автотрасс приходится один мост, менее 1 км разделяют соседние водопропускные трубы. Насыщенность острова мостами в 2,2 раза, а водопропускными трубами – в 1,6 раз выше, чем в среднем по России.

Помимо этого, у нас много алевролитов, аргелитов – это грунты, которые на вид близки к каменному материалу. Но это только на первый взгляд. Под воздействием воздуха, солнца и воды они просто разлагаются до суглинков и супесей, становятся пучинистыми. В нашем регионе очень мощные оползневые явления, настолько мощные, что с этим нельзя не считаться. Самый неблагоприятный оползневый район – Макаровский. Оползни, селевые явления, лавины, высокие грунтовые воды, высокая сейсмичность, цунамиопасность – это все нужно знать и учитывать как при строительстве, так и при проектировании.

 

 

Планам – реализацию

 

Несмотря на сложности в законодательстве, климатические и геологические особенности территории, сегодня качество сахалинских дорог очень достойное.

В 2014 году планируется завершить работы по реконструкции автомобильной дороги Курильск – Рейдово (о. Итуруп) с вводом в эксплуатацию 13,8 км дороги с асфальтобетонным покрытием, кроме того, в период 2013–2015 годов на островах Итуруп и Кунашир планируется строительство автомобильных дорог к местам размещения рыборазводных заводов. Дорожные работы, предусмотренные к выполнению в 2014 году, в первую очередь связаны с ожиданием начала реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на 2014–2018 годы».Непосредственно в рамках данной программы в период до 2018 года планируется реконструкция двух автомобильных дорог: Арсентьевка – Ильинское, Огоньки – Невельск, а также продолжить работы по модернизации автомобильных дорог Южно-Сахалинск – Оха, Невельск – Томари – аэропорт Шахтерск, также планируется проведение значительного объема ремонтных работ на сети дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.

Реализация указанных мероприятий к 2018 году обеспечит завершение формирования опорной сети в южной и центральной частях о. Сахалин. Кроме того, будут созданы необходимые условия и предпосылки для завершения полного формирования опорной сети на территории о. Сахалин в период до 2025 года. Общий прирост автомобильных дорог, имеющих твердое покрытие, составит более 360 км, что обеспечит увеличение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с твердым покрытием проезжей части в общей протяженности автомобильных дорог с 53,6% в 2012 году до 82% в 2018 году. Двадцать населенных пунктов будут обеспечены надежной круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Кроме того, реализация указанных мероприятий обеспечит создание мультипликативного эффекта, способствующего восстановлению и развитию сельхозпроизводства, а также развитию лесопромышленного комплекса, развитию угледобывающих предприятий в центральном и северном районах области, что в целом окажет значительное влияние на развитие экономического потенциала региона. Сегодняшний остров Сахалин – это Россия в миниатюре. Здесь те же контрасты, проблемы и достижения, что и во всей остальной стране.

 

 

693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Сахалинская, д. 48

Тел./факс: (4242) 72-38-82, (4242) 72-38-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика