Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: 75 лет позади, но все еще впереди | Издательский дом

75 лет позади, но все еще впереди

 

Начальник ФКУ «Упрдор Москва – Харьков» Сергей Недялков

 

 

История автодороги Москва – Харьков складывалась вместе с историей народов, живших в ее окрестностях, с историей стран, по территории которых она проходит. Этот старинный «прямоезжий» путь из Крыма в русские земли – Муравский шлях – проходил параллельно киевскому пути «из варяг в греки». Опасен и немноголюден был этот путь через Дикое поле, леса и реки, которым испокон века пользовались степняки и вятичи. Это была не только дорога войны, но и дорога торговли, общения цивилизаций.

 

 

Официальный год рождения автодороги Москва –Харьков – 1858-й. Спустя 80 лет появился орган, управляющий этой дорогой. 1 января 1938 года в городе Подольске Московской области в составе системы НКВД образовано Управление автодороги Москва – Харьков, передислоцированное затем в город Орел. С тех пор история дороги и история управления соединились в одну. Интенсивность движения на автодороге Москва – Харьков в 1938 году составляла от 240 до 1400 машин в сутки только в одном направлении. А это значит, что нагрузка на дорогу увеличилась в разы. При этом ее инженерно-технические характеристики не соответствовали времени. Средняя ширина проезжей части равнялась 5,5 метра, полотно состояло из щебня на песчаной основе, мосты были в основном деревянными, водопропускные трубы – чугунными.

 

Созданное управление призвано было повысить эксплуатационные качества дороги, обеспечить ее надлежащее содержание. Во исполнение этой задачи было создано семь ДЭУ (дорожно-эксплуатационных участков), в каждом из которых образовано по три-четыре дорожных пункта, обеспечивавших ремонтерские обходы по семь-девять километров длиной.

Ремонтеры – рабочие, которые то на конной повозке, то пешком обязаны были ежедневно обходить доверенный участок дороги с целью устранения повреждений на шоссе. Однако такие меры были недостаточны для поддержания дороги в надлежащем состоянии. Понимая это, Союздорпроект в 1940 году разработал ориентировочный план реконструкции автодороги Москва – Харьков. План предусматривал также строительство здания управления в городе Орле, зданий линейной дорожной службы на всем протяжении трассы и жилья для специалистов-дорожников. Однако война отсрочила реализацию этого плана до послевоенных лет.

 

 

Новая реальность – новые задачи

 

Наша дорога строилась, содержалась, развивалась.  2013 год ознаменован очередными юбилейными датами: 155 лет дороге и 75 – управлению. И сегодня, как и всегда, ведется постоянная и планомерная работа по усовершенствованию магистрали.

Началось строительство объездной дороги вокруг г. Фатежа в Курской области, реконструированы мосты через реки Песочню и Фатеж, отремонтирован путепровод через железную дорогу на трассе Калуга – Тула – Михайлов – Рязань.

Сегодня ФКУ «Управление магистрали Москва – Харьков» – организация современного типа, использующая новые технологии управления дорожным хозяйством.

 

 

Реконструкция, содержание и ремонт

 

 Дорога, как инженерное сооружение, требует постоянного надзора и исследования ее состояния. Эксплуатация и содержание дорог и дорожных сооружений – дело первостепенной важности, так как их нормативное состояние обеспечивает безопасность движения.

    Подрядные организации, расположенные в четырех областях на всем ее протяжении, – непосредственные партнеры управления. Именно они, каждая на своем участке, ежедневно выполняют весь комплекс работ по содержанию дороги, а также ведут наблюдения и исследования состояния сооружений. Вся информация стекается в управление. Располагая полными данными, сотрудники делают заключительные экспертизы, принимают соответствующие решения, производят планирование предстоящих работ, готовят документацию. В Тульской, Курской и Белгородской областях находятся представители управления, которые объезжают дорогу с инспекцией, а также осуществляют контроль и оценку работы подрядных организаций.

 

С 1 января 2013 года ФКУ «Упрдор Москва – Харьков» перешло на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения по долгосрочным контрактам, заключенным на срок 5,5 года, которые оказали положительное влияние на финансовую и экономическую устойчивость подрядных организаций, стимулировали их к внедрению и приобретению передовой техники и оборудования.

 

Так, подрядными организациями, осуществляющими содержание автомобильных дорог федерального значения, находящихся в оперативном управлении ФКУ «Упрдор Москва – Харьков», приобретена следующая техника:

·        радиоуправляемые косилки Robo Flail Oneс высокой маневренностью и проходимостью для окоса травостоя и ликвидации древесно-кустарниковой растительности в труднодоступных местах, на откосах глубоких выемок, в местах со слабыми грунтами, заболоченных местностях, полосах отвода автомобильных дорог (ОАО «ДЭП № 89», ООО «Строймагистраль»);

·        заливщик швов CRAFCO серии SuperShotдля разогрева и нанесения горячих герметиков (полимерно-битумных и резинобитумных мастик) при работах по заливке трещин и швов в асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях (ЗАО «Региондорстрой»);

·        MADPATCHER MPA 6,5W –современная, управляемая компьютером машина для ямочного ремонта дорог струйно-инъекционным методом без предварительной подготовки ремонтируемого покрытия(ООО «Строймагистраль»);

·        асфальтоукладчик Vogele SUPER 1800-2 с разбрызгивающим модулем Spray Jet,который способен выполнять особую работу – укладывать дорожное покрытие тонкими слоями по технологии «Новачип» (ЗАО «Региондорстрой», ООО «Строймагистраль»).

 

Итоги выполненных работ в рамках заключенных долгосрочных контрактов очевидны. Из средств федерального бюджета в 2013 году на реализацию программы дорожных работ выделено 8376,7 млн рублей, благодаря которым были выполнены следующие работы:

·    в рамках программы реконструкции ремонтонепригодных мостов введен в эксплуатацию мостовой переход через р. Песочню на автодороге Р-92 Калуга – Перемышль – Белёв – Орел протяженностью 0,31 км 38,1 пог. м общей стоимостью 48,5 млн рублей;

·    реконструкция участка автодороги М-2 «Крым» 270 + 000 – 278 + 000 км общей протяженностью 7,977 км, общая стоимость – 444 млн рублей;

·    введен в эксплуатацию путепроводный переход на 102 + 120 км автодороги Р-132 Калуга – Тула – Михайлов – Рязань протяженностью 0,445 км 57,5 пог. м стоимостью 201,4 млн рублей;

·    капитальный ремонт 77,597 км автодорог на сумму 3370,1 млн рублей;

·    отремонтировано 277,588 км автодорог общей стоимостью 1716,9 млн рублей;

·    капитальный ремонт искусственных сооружений общей протяженностью 591,94 пог. м на сумму 177,5 млн рублей;

·    ремонт искусственных сооружений общей протяженностью 234,47 пог. м стоимостью 196,3 млн рублей;

·    в рамках выполнения мероприятий по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения выполнено устройство искусственного электроосвещения федеральных автодорог на протяжении 35,678 км в пределах 13 населенных пунктов в Тульской области (18,962 км), 4 населенных пунктов (включая транспортную развязку) в Орловской области (15,925 км) и одного – в Курской области (0,791 км).

 

Также в 2013 году начаты работы:

·    по реконструкции мостового перехода через р. Фатеж на 478 + 582 км автодороги М-2 «Крым» протяженностью 0,89 км 65,2 пог. м, ввод в эксплуатацию – 2014 год;

·    по реконструкции участка автодороги М-2 «Крым» 342 + 000 – 344 + 740 км общей протяженностью 2,4 км, ввод в эксплуатацию – 2014 год;

·    по строительству обхода г. Фатежа на участке 475–484 км автодороги М-2 «Крым» общей протяженностью 10,804 км, ввод в эксплуатацию – 2015 год.

 

 

Снегам и туманам вопреки

 

Наиболее трудный период для эксплуатационников – зима с ее снегопадами, снежными заносами, ветрами, плохой видимостью и гололедом. Для расчистки дороги и обработки ее противогололедными реагентами используется различная дорожная техника

Планомерное введение в эксплуатацию 18 метеопунктов на сети подотчетных управлению автодорог позволит принимать превентивные меры, повысить оперативность и качество содержания дороги в зимнее время, увеличить еепропускную способность, а главное – уменьшить аварийность.

Лето – тоже пора напряженной работы, оно преподносит свои сюрпризы. Высокая температура для дороги так же губительна, как и низкая. Асфальт деформируется, появляется колейность, разрушается дорожное полотно. Только новейшие технологии для дорожного покрытия могут прийти на помощь эксплуатационникам. И такие технологии появляются: например, укладка горячей битумоминеральной смеси, так называемый метод «Новачип», который отличается высокой износостойкостью и поглощением шумов. Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Владимирович Старовойт, проинспектировав участок дороги М-2 «Крым» (381–401 км), отремонтированный этим способом, остался доволен результатом.

 

 

Надежная дорога

 

Святая обязанность дорожника – повышение безопасности движения. Для этого, кроме качества самого полотна, необходимо как следует оснастить дорогу: установить необходимые дорожные знаки,барьерные ограждения, линии освещения, построить надземные пешеходные переходы, провести горизонтальную разметку. Качественная разметка, выполненная с применением современных технологий, способна уменьшить количество ДТП.

 

Такое же большое значение для предотвращения ДТП имеет освещенность дорог. С 2006 по 2013 годбыло освещено 169,9 км автодорог в пределах населенных пунктов, транспортных развязок, пешеходных переходов и мест концентрации ДТП. Для обеспечения безопасности участников дорожного движения и уменьшения вероятности лобовых столкновений на отдельных участках дороги М-2 «Крым» (Белгородская обл. –ОАО «ДЭП № 96», Орловская обл. –ООО «Строймагистраль»), применены сигнальные столбики, разделяющие транспортные потоки и возвращающиеся в вертикальное положение после наезда на них транспортных средств.

 

 

Навстречу будущему

 

В целях приведения федеральных автомобильных дорог в нормативное состояние разработана программа строительства, реконструкции и капитального ремонта до 2022 года, согласно которой в течение последующих восьми лет мы планируем построить и реконструировать 392 км автомобильных дорог на сумму около 89 млрд рублей и капитально отремонтировать 788 км автодорог на сумму около 42 млрд рублей.

Среди важнейших планируемых к строительству и реконструкции объектов: строительство дорог в обход городов Черни, Плавска в Тульской области; строительство дороги, соединяющей автодорогу М-2 «Крым» с автодорогой А-141 Орел – Брянск до автомагистрали М-3 «Украина»; строительство обхода г. Фатежа в Курской области, которое уже начато в нынешнем году. Кроме того, на тот же планируемый период мы наметили реконструировать 14 ремонтонепригодных мостов и путепроводов. Их общая протяженность составляет 985 пог. м, а денежных средств, необходимых для выполнения работ, требуется порядка 2,3 млрд рублей.

 

Многие предприятия современной России жалуются на кадровый голод: не могут найти квалифицированных специалистов. ФКУ «Управление магистрали Москва – Харьков» – счастливое исключение. Здесь все – квалифицированные кадры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика