Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Перспективы развития федеральных автомобильных дорог Дальнего Востока | Издательский дом

Перспективы развития федеральных автомобильных дорог Дальнего Востока

 

Директор ФКУ ДСД «Дальний Восток», член экспертного совета Комитета по транспорту Государственной думы РФ Роман Новиков

 

 

ФКУ ДСД «Дальний Восток» является заказчиком по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения в Дальневосточном федеральном округе: «Амур» Чита – Хабаровск, «Уссури» Хабаровск – Владивосток, «Колыма» Якутск – Магадан, «Лена» Невер – Якутск.

 

 

Федеральная автомобильная дорога «Амур» Чита – Хабаровск

 

Протяженность дороги составляет 2097 км, дорога проходит по территории Забайкальского края (0–794 км), Амурской области (794–1811 км), Еврейской автономной области (1811–2160 км) и Хабаровского края (2160–2165 км).

В 2010 году завершено строительство трассы по второй стадии с устройством асфальтобетонного покрытия.

При этом в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ на 2010–2013 годы предусмотрено приведение в нормативное состояние ранее построенных участков с середины 80 годов прошлого столетия общей протяженностью 191 км посредством выполнения на них ремонтных работ.

Общая протяженность участков дорог, пострадавших в текущем году от паводка, составляет 258 км, в том числе «Амур» Чита – Хабаровск – 117 км, подъезд к Благовещенску – 100 км, подъездная дорога к границе КНР (с. Джалинда) – 41 км. Общий ущерб составил 73 млн рублей.

В настоящее время проводятся работы по реконструкции участка 1780–1800 км (п. Архара, Амурская область), а также строительство участка 1853–1906 км (п. Теплое озеро, Еврейская автономная область) с завершением работ в 2014 году.

 

 

Перспективы

 

По результатам проведенного обследования и диагностики автомобильной дороги «Амур», требуется еще проведение работ по строительству и реконструкции участков общей протяженностью 190,5 км, находящихся в Амурской и Еврейской автономной областях. Это участки также построены в 70–80-х годах прошлого столетия и на сегодня не соответствуют нормативным требованиям эксплуатации. Указанные мероприятия планируется провести в 2013–2022 годах. Объем финансирования для проведения мероприятий оценивается приблизительно в 41 млрд рублей.

Кроме того, в 2015 году планируется начать работы по третьей очереди реконструкции совмещенного мостового перехода через р. Амур у г. Хабаровска протяженностью 12,726 км, включая мост протяженностью 2 539,87 пог. м с вводом в эксплуатацию в 2020 году. Объем финансирования составляет 22 млрд рублей.

 

По итогам 9 месяцев текущего года благодаря усилиям сотрудников и руководству дирекции и подрядных организаций удалось ввести в эксплуатацию 39 км федеральных автомобильных дорог. Еще предстоит ввести 137 км дорог и 529 пог. м мостов, что в 2 раза превышает результаты 2012 года. Кроме того, обустроено 9,035 км искусственного электроосвещения.

 

 

Федеральная автомобильная дорога «Колыма» Якутск – Магадан

 

Протяженность дороги составляет 2021 км, дорога проходит по территории Республики Саха (Якутия) (0–1187 км) и Магаданской области (1187–2021 км), из них с асфальтобетонным покрытием – 211,0 км, со щебеночным покрытием – 1810 км.

По своему транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильная дорога «Колыма» на значительной части не соответствует нормативным требованиям: продольные уклоны превышают нормативные, что обуславливает ограничение видимости, отмечается недостаточная ширина земляного полотна, пучины и просадки земляного полотна, наличие прижимных участков, разрушение и износ дорожной одежды. Кроме того, отсутствует мост через реку Алдан на 389 км, что не позволяет организовать круглогодичное транспортное сообщение.

Большая проблема – множество мостов в аварийном и неудовлетворительном состоянии, в основном деревянных, не подлежащих реконструкции.

Из 2021 км общей протяженности дороги необходимо реконструировать 1181,8 км дорог и 7636,6 пог. м искусственных сооружений.

В настоящее время производятся работы по реконструкции на участках 585–632 км (Желтые и Черные прижимы), 692–711 км, 1699–1714 км, а также реконструкция мостов на 1580 км (мост через р. Колыму), 1050 км (мост через р. Эгелях), 1132 км (мост через р. Сюрприз), 1171 км (мост через р. Светлый), а также устройство искусственного электроосвещения через пос. Сусуман и подъезда к г. Магадану. Общая протяженность строящихся участков составляет 122 км.

 

 

Перспективы

 

Основной задачей на среднесрочный период 2013–2022 годов является необходимость реконструкции на особо сложных и опасных участков автомобильной дороги, завершение работ на участке Желтого и Черного прижимов 585–632 км и прилегающих к ним участков, строительство участков 1121–1142, 1699–1714 км, строительство капитальных мостов взамен аварийных и находящихся в неудовлетворительном состоянии существующих; обустройство участков, проходящих по населенным пунктам в Магаданской области, искусственным освещением; а также ликвидация последнего из оставшихся на автомобильной дороге разрывов, не позволяющих организовать круглогодичное бесперебойное движение, посредством строительства мостового перехода через реку Алдан. Общая протяженность участков составляет 477,8 км дорог и 5015,0 пог. м искусственных сооружений на них. Объем финансирования составляет 120,2 млрд рублей с вводом указанных участков.

 

 

Федеральная автомобильная дорога «Лена» Невер – Якутск

 

Протяженность автомобильной дороги составляет 1157 км, дорога проходит по территории Амурской области (0–268 км) и Республики Саха (Якутия) (268–1157 км), из них с асфальтобетонным покрытием – 401,296 км, со щебеночным покрытием – 755,704 км.

Существующая автомобильная дорога проходит в сложных условиях сильно пересеченной и горной местности. Дорога характеризуется сильной извилистостью, большим количеством закруглений с кривыми малого радиуса. Все перевальные участки ранее построены с затяжными подъемами и спусками, с вертикальными кривыми малых радиусов, продольные уклоны достигают 100‰ и более.

На дороге отмечается несоответствие ширины земляного полотна на протяжении 208 км. Покрытие автомобильной дороги на значительном протяжении находится в неудовлетворительном состоянии.

Из 140 мостов общей протяженностью 5659 пог. м 12 мостов деревянные (8,6%), которые находятся в аварийном состоянии, и 31 мост протяженностью 826 пог. м – в неудовлетворительном состоянии. Все мостовые сооружения не отвечают современным требованиям по расчетным нагрузкам.

В соответствии с перспективной интенсивностью движения автомобильная дорога А-360 «Лена» Невер – Якутск относится к дорогам III технической категории. Из 1157 км автомобильной дороги на 1108 км требуется проведение работ по строительству и реконструкции для приведения автомобильной дороги в нормативное состояние.

В настоящее время производятся работы на 22 участках общей протяженностью 328 км. В основном на перегонах Невер – Тында и Томмот – Якутск.

 

 

Перспективы

 

Основной задачей на период 2013–2022 годов является завершение реконструкции участков от Невера до Тынды (0–172 км) протяженностью 156 км, от Томмота до Якутска (747–1157 км) протяженностью 376 км, а также завершение ликвидации участков незавершенного строительства и реконструкции прошлых лет с полным приведением в нормативное состояние, с доведением до норм III технической категории, участка от Тынды до Томмота (172–747 км) протяженностью 158 км.

Предложения ФКУ ДСД «Дальний Восток», на среднесрочный период 2013–2022 годов предусматривают финансирование в объеме 146,1 млрд рублей с вводом 690 км дорог и 3508,9 пог. м искусственных сооружений на них.

 

 

Федеральная автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск – Владивосток

 

Первоочередной задачей, стоящей перед дирекцией на ближайшую перспективу, является приведение автомобильной дороги «Уссури» Хабаровск – Владивосток в нормативное состояние на всем ее протяжении. Автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск – Владивосток является главной транспортной артерией юга Дальнего Востока, связывает районы Приморского края между собой и с Хабаровским краем, обеспечивает транспортный выход к морским портам на Тихоокеанском побережье, а также к традиционным местам летнего отдыха дальневосточников.

 

Протяженность автомобильной дороги «Уссури» Хабаровск – Владивосток – 752 км, из которых 12 км проходит непосредственно по г. Хабаровску, то есть фактическая протяженность дороги составляет 740 км, из которых 228 км проходит по территории Хабаровского края и 512 км – по территории Приморского края.

На всем протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие, состояние которого характеризуется различными дефектами: сеткой трещин, выбоинами, просадками, колейностью, видимость на отдельных участках не обеспечена, радиусы кривых в плане меньше нормативных, часть дороги проходит через населенные пункты (п. Сосновка, п. 24-й километр, п. Корфовский, п. Лермонтовка, г. Бикин).

 

Исходя из транспортно-эксплуатационного состояния, автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск – Владивосток на основном протяжении (570 км) не соответствует нормативным требованиям, не обеспечивает требуемую пропускную способность и безопасность дорожного движения и требует проведения реконструкции с переводом в более высокую категорию, соответствующую перспективной интенсивности движения.

В соответствии с перспективной интенсивностью движения автомобильная дорога отнесена к I и II техническим категориям.

Из 570 км, требующих проведения работ по реконструкции, 178 км проходит по территории Хабаровского края и 392 км – по территории Приморского края.

В 2005 году приказом Федерального дорожного агентства функции заказчика по строительству и реконструкции автомобильной дороги «Уссури» были возложены на нашу дирекцию.

На этот момент в стадии реконструкции находился только один участок (509–524 км – район Спасск-Дальний) протяженностью 15,3 км.

 

Проектная документация на строительство и реконструкцию иных участков дороги отсутствовала.

Приоритетной задачей для дирекции стало обеспечение объектов строительства и реконструкции автомобильной дороги «Уссури». Дирекцией была организована разработка проектной документации и проведение ее государственной экспертизы.

Значительные сложности при принятии проектных решений по реконструкции автомобильной дороги и организации безопасного движения транспорта обуславливает прохождение дороги через многочисленные населенные пункты, основными из которых являются: пригородная зона Хабаровска, с. Сосновка, п. 24-й километр, п. Корфовский, п. Чирки, п. Хор, г. Вяземский, п. Лермонтовка, г. Бикин, п. Бурлит, п. Федосьевка, г. Лучегорск, с. Пожарское, п. Знаменка, п. Филино, п. Кировский, п. Руновка, п. Дмитриевка, п. Черниговка, п. Сибирцево, п. Михайловка, г. Уссурийск, с. Раздольное, с. Вольно-Надеждинское, г. Артем и пригородная зона г. Владивостока. Принятые меры по разработке проектной документации, в совокупности с завершением реконструкции участка 509–524 км, позволили в период с 2008 по 2012 год выполнить реконструкцию и ввести в эксплуатацию 65,3 км автомобильной дороги «Уссури», в том числе был построен и введен в эксплуатацию обход п. Михайловка и г. Уссурийска.

 

 

Перспективы

 

В настоящее время дирекцией разработана программа по приведению в нормативное состояние автомобильной дороги «Уссури» Хабаровск – Владивосток, согласно которой планируется завершить строительство и реконструкцию данной дороги общей протяженностью 570 км до 2022 года.

Предложения ФКУ ДСД «Дальний Восток» предусматривают финансирование в объеме 155,6 млрд рублей.

 

Основными направлениями работ по автомобильной дороге «Уссури» Хабаровск – Владивосток являются:

·        строительство автомобильной дороги по новому направлению в обход населенных пунктов, таких как п. Лермонтовка (176,3–182,4 км), г. Бикин (209–222,7 км), и перестройка сложных участков 141–149 км (Котиковский перевал);

·        обеспечение благоприятного входа автомобильной дороги в г. Хабаровск с обходом населенных пунктов с. Сосновка, п. 24-й километр, п. Корфовский и Чирки (12–36 км);

·      реконструкция автомобильной дороги на участках с необеспеченной пропускной способностью и не удовлетворяющих нормативным требованиям.

 

После проведения всех мероприятий дорога будет иметь 4-полосное движение: на участках с 12 до 75 км и 540–752 км – I технической категории, на остальных участках дорога будет соответствовать нормам II технической категории с двумя полосами движения.

В настоящее время производятся работы на 16 участках общей протяженностью 136 км.

 

 

Итоги года. Планы на 2014 год

 

В соответствии с доведенным заданием на 2013 год предусмотрено финансирование в объеме 23,9 млрд рублей с вводом в эксплуатацию 120 км автомобильных дорог. В 2013 году в строительстве и реконструкции находятся 52 участка, при этом общая протяженность указанных объектов составляет 600 км.

По результатам проведенных мероприятий, связанных с досрочным завершением работ на объектах, ранее предусмотренных к вводу в 2014–2015 годах, дирекцией были подготовлены соответствующие предложения о дополнительном вводе объектов в эксплуатацию в 2013 году без увеличения финансирования.

 

Таким образом, в 2013 году вводится в эксплуатацию 153,4 км автомобильных дорог. Дополнительный ввод составил 42 км.

 

Ввод в эксплуатацию по автомобильным дорогам:

– «Амур» Чита – Хабаровск – 12,754 км (дополнительно 3,719 км);

– «Колыма» Якутск – Магадан – 62,217 км (дополнительно 16,117 км);

– «Лена» Невер – Якутск – 49,609 км (дополнительно 21,905 км);

– «Уссури» Хабаровск – Владивосток – 28,835 км.

 

В 2014 году предусмотрен объем финансирования в объеме 28,7 млрд рублей с вводом в эксплуатацию 212 км автомобильных дорог. Дирекция также планирует провести ряд мероприятий по досрочному завершению работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика