Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Воздушная гавань столицы Севера | Издательский дом

Воздушная гавань столицы Севера

 

Генеральный директорОАО «Аэропорт Архангельск» Ваге Петросян

 

 

Главные воздушные ворота города – аэропорт Талаги – уже четвертый год стабильно радуют своих посетителей приятными нововведениями.

 

 

Еще пять-десять лет назад воздушная гавань столицы Севера воспринималась как данность и пребывала в неизменной статике. Аэропорт не обсуждался и не вызывал эмоций. А сегодня каждый житель Архангельска знает о событиях и изменениях в аэропорту и может испытать гордость за свой город, видя прилетающих гостей, удивленно оглядывающихся по сторонам при входе в практически другой, новый аэропорт.

 

 

Новые стандарты

 

В конце минувшего года аэропорт вновь порадовал северян прекрасной новостью: с 24 октября 2013 года из Архангельска летают прямые беспосадочные рейсы в Таиланд. Для открытия нового направления необходимо привлечь к перелетам авиакомпанию, в парке которой есть воздушные суда, способные осуществить такой длительный перелет. Также необходимо получить допуск на прием и выпуск данного типа воздушного судна. А это совсем не просто, требует основательной подготовки доказательной документации, персонала, пересмотра технологий обслуживания и закупки нового оборудования и техники.

Все это крайне сложно, но возможно. Это уже во второй раз доказывает команда профессионалов аэропорта. Два года назад благодаря их активной работе в Архангельске впервые приземлился Boeing 757-200, вмещающий свыше 230 пассажиров и способный выполнить полет на расстояние свыше пяти с половиной тысяч километров. Boeing 767-300 ER, выполняющий полеты в Таиланд, может вместить свыше 320 пассажиров и совершить беспосадочный полет на расстояние 11 тысяч километров.

 

Прогресс налицо. И так во всем. Чуть больше чем за три года из местечкового аэропорт превратился большой многофункциональный организм, в развивающуюся воздушную гавань, отвечающую современным тенденциям, деятельность которой нацелена на единый результат – обеспечение безопасности полетов и высокой культуры обслуживания.

Также предприятие перешло на новые стандарты работы: состояние авиационной безопасности и качество обслуживания пассажиров доведены до уровня, отвечающего требованиям действующих нормативных документов и современным реалиям.

Установлена система видеонаблюдения, оборудованы комнаты для личного досмотра, организован дополнительный пункт входного контроля в пассажирском павильоне, произведены капитальный ремонт периметрового ограждения аэродрома, замена кабин паспортного контроля. Штатная численность службы авиационной безопасности увеличена на 35%, создана и обучена группа охраны быстрого реагирования. Аэропорт был рекомендован руководителем Росавиации и стал первым и единственным аэропортом в стране, который выбран ФСБ России для опытной эксплуатации инновационных средств обеспечения авиационной безопасности, не имеющих аналогов.

 

Реализована программа перевода процесса обработки груза и багажа при обслуживании воздушных судов на новые, более экономичные виды транспорта и оборудования (электрокары с прицепными тележками, ленточный багажный транспортер-погрузчик). Путем установки шести стоек регистрации пассажиров устранена локальная регистрация. Введены стойка регистрации для пассажиров без багажа и новая система визуального оповещения пассажиров, в пассажирских терминалах установлены системы кондиционирования. С целью устранения необходимости ожидания получения багажа на улице, выгрузки его на некоторых рейсах из самолета силами самих пассажиров, а также получения с морально устаревших стеллажей в каждом из терминалов введены в эксплуатацию новые секции выдачи багажа с современными багажными транспортерами. Сформирована служба организации брифинга, получен сертификат на наземно-штурманское обеспечение полетов. Организован официальный сайт аэропорта. Открыт первый в Архангельской области магазин беспошлинной торговли дьюти-фри.

 

 

География полетов

 

Активно привлекаются новые авиаперевозчики, значительно расширена маршрутная сеть полетов из Архангельска. К существующим направлениям в Турцию и Египет добавились Барселона (Испания), Кипр, Ларнака и Ираклион (Греция), Монастир (Тунис), Дубай и Шаржа (ОАЭ), Бангкок (Таиланд).

Закуплено дополнительное оборудование и техника, пересмотрены технологии обслуживания, набран и обучен персонал, а также получены допуски на прием новых типов воздушных судов: Bombardie CRJ, Airbas-319, Airbas-320, Boeing 757-200, Boeing 767-300 ER. Открыты новый рейс в Салоники (Греция) и дополнительная частота рейса в Санкт-Петербург в ночное время, благодаря чему аэропорт был переведен на круглосуточный режим работы.

 

 

Положительные итоги

 

Для поддержания прочности искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы ежегодно производится замена плит и укрепление мест стоянок. Впервые за всю историю существования аэропорт не закрывался из-за состояния полосы весь 2011-й и последние 3 года.

По итогам работы за 2012 год выручка по сравнению с 2008 годом выросла в 1,5 раза, а чистая прибыль общества – в 3,8 раза, они составляют 272 165 и 40 165 тысяч рублей соответственно. Заметно увеличилась доходная составляющая от неавиационных видов деятельности (рост на 34 810 тысяч рублей). Величина чистых активов выросла в 2 раза и составляет 174 686 тысяч рублей.

Пассажиропоток за указанный период увеличился на 228 587 человек, или в 1,5 раза.

Затраты на модернизацию не повлияли на реализуемую социальную политику.

 

Зарплата в период 2010–2012 годов повышалась 5 раз. Фонд оплаты труда вырос в 1,7 раза, при этом расходы на заработную плату руководящего состава выросли только в минимально требуемом коллективным договором объеме, оптимизирован состав руководящего персонала, благодаря чему в 2011 году была достигнута 30%-я экономия таких расходов. Общество отказалось от бывшей традиционной еще три года назад практики привлечения заемных средств на выплату заработной платы работникам.

Аэропорт по результатам 2012 года стал победителем конкурса Ассоциации «Аэропорт» ГА «Лучший аэропорт года стран СНГ» в номинации «Динамично развивающийся аэропорт».

 

Ведется активная работа по доведению аэропортового комплекса до современных стандартов. За счет собственных средств ОАО «Аэропорт Архангельск» начата первая за всю историю существования аэропорта реконструкция пассажирского терминала. Сегодня завершен первый этап реконструкции: установлены две переходные галереи с телескопическими трапами, осуществлена перепланировка площадей аэровокзального комплекса, за счет чего существенно увеличились площади стерильной зоны. Аэропорт Архангельска стал первым среди регионов Европейского Севера, где полноценно функционируют телескопические трапы.

По итогам 2013 года аэропорт показал рекордный за последние 10 лет показатель пассажиропотока – 760 тысяч человек. В перспективе планируется только рост основных производственных показателей. По плану 2014 года пассажиропоток должен превысить 800-тысячный рубеж, для чего ведутся переговоры об открытии прямых рейсов в Минск, Симферополь и Бургас, а также привлечение лоукост-перевозчика.

 

 

БИОГРАФИЯ

 

Ваге Самвелович Петросян возглавил аэропорт в 2010 году. Под его руководством чистая прибыль общества выросла в 3 раза уже по итогам первого года работы, достигнув такого показателя впервые за всю историю существования предприятия. Самая трудная и самая редкая способность Ваге Самвеловича – умение управлять – была по достоинству оценена главным акционером, поэтому уже 2 года подряд он входит в состав советов директоров значительно более крупных аэропортов России: Внуково и Иркутска, в последнем из которых является председателем совета. Это является единственным случаем, когда в качестве представителя Российской Федерации председателем совета директоров избирается руководитель предприятия той же отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика