Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Дороги России: горячий асфальт и холодный ресайклинг | Издательский дом

Дороги России: горячий асфальт и холодный ресайклинг

 

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт

 

 

На смену традиционным методам ведения дорожного хозяйства в России приходят популярные в США и Европе технологии. Пока автомобилисты и подрядчики привыкают к иностранным словам «Суперпэйв», «ресайклинг» и «Сларри Сил», Росавтодор начинает увеличивать темпы и объемы строительства. В результате в период 20122013 годов на федеральных трассах предусмотрен ввод в эксплуатацию 769 км дорог. Это на 26% больше, чем предусмотрено подпрограммой «Автомобильные дороги», рассчитанной до 2020 года.

 

 

В ближайшие 10 лет Росавтодор за счет повышения эффективности расходования бюджетных средств и жесткого контроля за качеством работ планирует двукратное увеличение темпов строительства новых магистралей.

Наиболее значимыми объектам, включенным в подпрограмму «Автомобильные дороги» федеральной адресной инвестиционной программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», являются все объекты Сочинского транспортного узла, реализуемые в рамках подготовки к Олимпиаде 2014 года, и объекты Московского транспортного узла. Также к перечню основных проектов следует отнести ликвидацию грунтовых разрывов на сети автомобильных дорог федерального значения. В частности, это касается двух участков автомобильной дороги Р-215 Астрахань – Кочубей – Кизляр –Махачкала и участка автомобильной дороги Култук –Монды в Республике Бурятия.

Помимо этого, также реализуется строительство и реконструкция автомобильных дорог М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-29 «Кавказ», М-52 «Чуйский тракт», М-51, М-53, М-55 «Байкал» и М-54 «Енисей».

 

 

Зарубежные технологии на российских дорогах

 

В рамках стратегии развития инновационной деятельности Росавтодора российские дорожники осуществляют выполнение целого комплекса мероприятий, направленных на повышение качества строительства, применение инновационных технологий и увеличение срока службы покрытий.

Утвержден и реализуется План мероприятий по внедрению современных требований и методов испытаний органических вяжущих для дорожного хозяйства и дорожного асфальтобетона на основе «Суперпэйв». Эта методология, разработанная в США, имеет принципиально новый подход к подбору исходных материалов для покрытий дорог. В основу методологии заложен принцип проектирования асфальтобетона исходя из климатических условий региона применения и фактических нагрузок от транспорта. Принятие подобного подхода в дорожной отрасли позволит повысить качество и долговечность покрытий автомобильных дорог.

 

Также предотвратить разрушение дорожных покрытий позволяет активное применение американской технологии «Сларри Сил», при которой создается тонкослойное защитное покрытие. Суть такого метода состоит в том, что при устройстве поверхностной обработки типа «Сларри Сил» в период, когда дорожное покрытие все еще находится в хорошем состоянии (каждые 3–5 лет), дальнейшее содержание обходится значительно дешевле, чем капитальный ремонт дороги через 7–10 лет, когда она приходит в непригодное для движения транспорта состояние.

Производство данных работ осуществляется при помощи мобильных установок, представляющих собой смесители-укладчики. Устройство поверхностной обработки производится на выравнивающий слой, который укладывается на отремонтированную поверхность. Технология  «Сларри Сил» позволяет обеспечить требуемую ровность и шероховатость дорожного покрытия.

Еще одним направлением работы Росавтодора является внедрение как новых, так и давно известных технологий, ставших с развитием техники и самой отрасли дорожно-строительных материалов более актуальными. Так, в текущем году в ходе ремонта автомобильной дороги М-9 «Балтия» удалось сэкономить более 1 млрд рублей, применив технологию холодного ресайклинга. Экономическая выгода данного метода заключается в возможности повторной переработки старого дорожного покрытия специальными машинами.

 

Кроме того, в настоящее время реализуется программа Росавтодора по внедрению композиционных материалов (композитов), конструкций и изделий из них. Уже построены и эксплуатируются первые пешеходные переходы из композитов, позволяющих продлить срок службы конструкций в условиях агрессивных сред, так как они не подвержены коррозии.

 

Ведется активная работа по поиску новых и более эффективных технических решений. С этой целью Росавтодором предусмотрено создание трех испытательных полигонов в различных климатических и грунтово-гидрологических условиях (Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия), горные районы Краснодарского края), где будут проводиться испытания конструкций мостов, новых типов балок, новых видов покрытий автомобильных дорог и многое другое. Предусмотрены испытания и исследования, связанные со строительством автомобильных дорог в зоне вечной мерзлоты, на которую приходится более 60% территории России.

В рамках работы по повышению качества дорожных покрытий Росавтодор принял меры по ужесточению требований к однородности асфальтобетонной смеси как по составу, так и по температуре. Эти требования поднимут качество и ровность покрытий на новый уровень. Для их выполнения строительным компаниям необходимо применять не только традиционное оборудование, но и перегружатели асфальтобетона, которые делают смесь более однородной, что позволяет добиваться ровности покрытий по самым высоким мировым стандартам, а также увеличить долговечность покрытий. К настоящему времени в Северо-Западном и Центральном федеральных округах эти технологии уже активно используются, однако со следующего года Росавтодор намерен применять их на территории всей России.

 

 

Новые инвестпроекты

 

В рамках развития механизмов ГЧП и привлечения частных инвестиций Росавтодор объявил открытые конкурсы на поиск концессионеров для внедрения системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн и строительства автодорожного моста через реку Лену.

В целях организации создания системы взимания платы (СВП) предусмотрено идентифицировать транспортное средство, определять его местоположение и маршрут движения, рассчитывать размер платы в зависимости от пройденного по автомобильным дорогам федерального значения расстояния с использованием спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS.

При этом важно учитывать, что в основе проекта СВП лежит принцип «пользователь платит», который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах и позволяет уйти от таких социально несправедливых схем, как, например, увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог.

То есть платят те, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках, а не те автовладельцы, которые редко пользуются дорогами и чьи транспортные средства не наносят столь существенного вреда дорогам.

 

Если говорить о преимуществах данной системы, то, по предварительным расчетам, начиная с 2015 года сборы составят около 50 млрд рублей в год. Деньги, полученные от владельцев транспортных средств, будут направляться в Федеральный дорожный фонд, который является одним из инструментов финансирования ремонта и содержания дорог.

Для удобства владельцев транспортных средств по всей территории страны будет развернута сеть консультационных центров, пунктов оплаты и выдачи бортовых устройств, организованы круглосуточный колл-центр и интернет-сайт.

Контроль соблюдения законодательства будет осуществляться за счет системы мобильного (курсирующие по федеральным трассам специальные автомобили – не менее 180 шт.) и стационарного контроля (рамные конструкции на трассах – не менее 480 шт.). Система контроля будет фиксировать нарушения в автоматическом режиме с использованием средств фото- и видеофиксации. Важное преимущество автоматизированной технологии – полное исключение человеческого фактора и, следовательно, возможностей для коррупционных схем.

По предварительным оценкам, прогнозируемый прирост ВВП благодаря реализации этой инициативы составит от 189 млрд рублей в 2015 году до 363 млрд рублей в 2024 году. Деньги, полученные от владельцев транспортных средств, будут направляться в Федеральный дорожный фонд.

 

Еще одним ключевым инвестпроектом Росавтодора является строительство нового моста через реку Лену. С помощью нового автомобильного перехода будет налажена круглогодичная бесперебойная поставка грузов на Дальний Восток, что придаст мощный импульс экономическому развитию всего региона. Проект уникальный и не имеет аналогов в России, а по некоторым параметрам и в мире. Возведение объекта планируется в районе с особо сложными климатическими, геологическими и гидрологическими условиями, а также со сложной ледовой обстановкой, требующими применения уникальных инженерных решений.

Не менее важной задачей мостового перехода будет являться объединение в единую транспортную систему федеральных автомобильных дорог «Лена», «Колыма», «Вилюй» и «Амга». Таким образом, помимо самого мостового перехода протяженностью 3 км, будет построено порядка 18 км автомобильных подходов.

Важно отметить, что на сегодняшний день примеры концессионного соглашения по единичным объектам такого масштаба в российской практике отсутствуют.

 

 

Ценовой фактор: дороги в России и за рубежом

 

На сегодняшний день цена дороги сильно зависит от условий строительства (географическое расположение, природно-климатические и грунтовые особенности, степень застроенности территорий, расчетная интенсивность дороги, доставка строительных материалов и т.п.) и структуры затрат.

От 5 до 40% затрат составляют расходы на подготовку территорий (в зависимости от густонаселенности местности), которые входят в структуру затрат в России и, наоборот, не входят структуру затрат в европейских странах, США и Канаде.

Затраты на разработку проектной документации и надзор за строительством также включаются в смету на строительство в России и, наоборот, финансируются за счет иных источников в других странах.

Таким образом, в структуре затрат на строительство автомобильной дороги, например, в США может не учитываться 50% и более от реальной стоимости объекта. (Это важно помнить, когда сравнивается стоимость дорог за рубежом и в России.)

Подробный анализ и исследования на эту тему проводят институт РОСДОРНИИ и ассоциация РОДОС. В их базах содержатся сведения о сотнях объектов в России, Германии, Китае, США с использованием информации Мирового Банка (World Bank), Международной дорожной федерации (IRF), официальных сайтов дорожных администраций других стран, а также сайта TenderNews.com.

Для обеспечения сопоставимости результатов анализа из структуры затрат всех стран исключаются расходы на подготовку территории строительства, а также значение НДС (т.к. оно для всех стран разное). В итоге стоимость строительства многополосных дорог в России в 1,4–1,5 раза меньше, чем, например, в США.

 

Россия

67,9 млн руб./км

США

102,6 млн руб./км

Германия

94,3 млн руб./км

Норвегия

105,02 млн руб./км

 

 

Еще одним важным фактором стоимости дорожного строительства является климат. Если сравнивать Россию с другими странами, то у нас он характеризуется самой низкой среднегодовой температурой воздуха и значительным количеством осадков, в том числе в зимний период. Сопоставимые климатические условия имеют только такие страны, как Канада и Финляндия. При этом крупнообломочные и моренные грунты на территории Финляндии более благоприятны для строительства автомобильных дорог, чем преобладающие суглинистые грунты на территории России, требующие обустройства высоких насыпей.

 

Кроме того, на стоимости строительства дорог сказываются средние расстояния транспортировки материалов, которые в России значительно превышают характерные для стран Европы. Например, в Архангельской и Мурманской областях расстояния при транспортировке песка и щебня изменяются от 40 до 330 км, в малозаселенных районах Сибири и Дальнего Востока они еще значительней. Для сравнения: в странах ЕС средняя дальность транспортировки дорожно-строительных материалов составляет от 20 до 40 км.

 

 

Перспективы дорожного хозяйства

 

По итогам 2013 года доля протяженности федеральных трасс, соответствующих нормативным требованиям, увеличится до 45%, а к 2015 году – до 62%.

 

В результате работы Росавтодора к концу 2015 года протяженность участков федеральных дорог, на которых будут устранены ограничения по пропускной способности, составит 1573 км. Кроме того, будут построены и реконструированы подъезды более чем к тысяче населенных пунктов с общей численностью населения около 200 тысяч человек.

 

Другой важнейшей задачей Росавтодора является завершение в 2014 году перехода на 100%-е финансирование капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог по утвержденным Правительством РФ нормативам затрат. Это позволит уже к 2019 году привести федеральные дороги на всем протяжении, без учета участков, планируемых к реконструкции и ремонту, в надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика