Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Качество работ определяет эффективность использования бюджетных средств | Издательский дом

Качество работ определяет эффективность использования бюджетных средств

 

Директор ФКУ ДСД «Дальний Восток», член экспертного совета Комитета Государственной думы РФ по транспорту Роман Новиков

 

ФКУ ДСД «Дальний Восток» является одной из крупнейших в России специализированных дирекций по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В зону ответственности дирекции входят автомобильные дороги федерального значения на территории Дальневосточного региона общей протяженностью свыше 6 тысяч км. Территория Дальнего Востока занимает около 36% площади территории Российской Федерации, имея при этом самую низкую плотность автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог с твердым покрытием.

Обширные территории, особые и разнообразные природно-климатические условия, состояние развития промышленного производства, богатые запасы полезных ископаемых и многое другое накладывают свой отпечаток на состояние и развитие транспортной отрасли региона, в том числе сети автомобильных дорог.

Основной задачей дорожной отрасли является приведение существующих дорог в нормативное состояние и завершение формирования опорной сети автомобильных дорог региона.

 

 

В ведении дирекции находятся автомобильные дороги федерального значения: «Амур» Чита – Хабаровск, «Уссури» Хабаровск – Владивосток, «Колыма» Якутск – Магадан, «Лена» Невер – Якутск. Кроме того, ФКУ ДСД «Дальний Восток» осуществляет функции заказчика по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог федерального значения на территории Амурской области.

Для осуществления постоянного контроля качества строительства в учреждении создана система строительного контроля, функционирует исследовательская лаборатория, по уровню оснащения и квалификации специалистов являющаяся одной из лучших на Дальнем Востоке.

В особых геологических и климатических условиях Дальневосточного региона на объектах ФКУ ДСД «Дальний Восток» широко применяются современные инновационные технологии и материалы, без которых невозможно получить высококачественные автомобильные дороги, отвечающие российским и мировым стандартам. Проведенный Федеральным дорожным агентством анализ развития инновационной деятельности в федеральных органах управления дорожным хозяйством за 2012 год показал, что наиболее широко применяют прогрессивные технологии, материалы и технику в ФКУ ДСД «Дальний Восток».

 

В период с 2005 по 2011 год силами ФКУ ДСД «Дальний Восток» было введено в эксплуатацию 2193,712 км автомобильных дорог. В 2012 году введено в эксплуатацию 70,021 км автомобильных дорог

В последние годы ДСД «Дальний Восток» является одной из лидирующих организаций в системе ФДА «Росавтодор» по вводу в эксплуатацию федеральных автодорог и искусственных сооружений на них. По итогам 2012 года ФКУ ДСД «Дальний Восток» признано лучшей службой по строительству и реконструкции автомобильных дорог среди учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства.

На 2013 год перед ФКУ ДСД «Дальний Восток» поставлена серьезная задача. Необходимо обеспечить более чем двукратный рост освоения бюджетных ассигнований, направленных на строительство и реконструкцию участков федеральных автомобильных дорог, с соответствующим увеличением ввода в эксплуатацию завершенных объектов.

В соответствии с заданием на 2013 год в процессе строительства и реконструкции находятся 50 объектов общей протяженностью 654,2 км и 3705,9 пог. м мостов. Из них 15 объектов общей протяженностью 228,2 км – это вновь начинаемые в нынешнем году. Ввести в эксплуатацию планируется 18 объектов: 103,228 км дорог, 711,480 пог. м мостов и путепроводов, на 3 объектах будет проведено повышение уровня обустройства.

 

 

Автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск – Владивосток

 

Автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск – Владивосток протяженностью 740 км проходит по территории Хабаровского края (12– 240 км), Приморского края (240–740 км) и имеет асфальтобетонное покрытие. Автомобильная дорога соответствует следующим техническим категориям: IV – 99,4 км; III – 125,75 км; II – 501,85 км; I – 25 км.

Основной задачей является реконструкция автомобильной дороги «Уссури» Хабаровск – Владивосток с обеспечением необходимой пропускной способности и безопасности движения. Эта автомобильная дорога является наиболее грузонапряженной и обеспечивает выход к крупнейшим морским портам на восточном побережье России.

 

Из 740 км автомобильной дороги на 570 км требуется проведение работ по строительству и реконструкции. В рамках реализации программы дорожных работ на всем протяжении автомобильной дороги «Уссури» будет обеспечена пропускная способность, построены обходы населенных пунктов, ликвидированы железнодорожные переезды в одном уровне, улучшены условия въезда и выезда из г. Хабаровска.

На участках 90 км предлагается привести автомобильную дорогу в нормативное состояние посредством проведения работ по ремонту и капитальному ремонту.

 

После проведения всех мероприятий дорога будет иметь 4-полосное движение на участках с 12 до 56 км и с 524 до 752 км общей протяженностью 272 км. На остальных участках общей протяженностью 468 км дорога будет соответствовать нормам II и III технической категории.

В соответствии с разработанной программой ФКУ ДСД «Дальний Восток» на период 2013–2022 годов ФЦП необходим объем капитальных вложений в размере 155,6 млрд рублей, что позволит ввести 500,4 км дорог и 9039,6 пог. м искусственных сооружений.

 

 

Автомобильная дорога «Лена» Невер – Якутск

 

Автомобильная дорога А-360 «Лена» Невер – Якутск протяженностью 1157 км имеет общее направление с юга на север, проходит по территории Амурской области (0–268 км) и Республики Саха (Якутия) (268–1157 км), из них с асфальтобетонным покрытием – 401,296 км, со щебеночным покрытием – 755,704 км. Автомобильная дорога соответствует следующим техническим категориям: IV – 1128,95 км; III – 28,05 км.

Основной задачей является необходимость выполнения в ближайшее время работы по реконструкции участков автомобильной дороги «Лена» Невер – Якутск от Невера до Тынды и от Томмота до Якутска, а также завершение ликвидации участков незавершенного строительства и реконструкции прошлых лет на участке от Тынды до Томмота. В дальнейшей перспективе требуется полное приведение в нормативное состояние с доведением до норм III технической категории участка от Тынды до Томмота.

Для реализации данной программы на период 2013–2022 годов ФЦП предусмотрен объем капитальных вложений в размере 119,3 млрд рублей (диаграмма 2), что позволит ввести 532,7 км дорог (диаграмма 2а) и 2792,5 пог. м искусственных сооружений.

В соответствии с разработанной программой ФКУ ДСД «Дальний Восток» на период 2013–2022 годов ФЦП необходим объем капитальных вложений в размере 146,1 млрд рублей, что позволит ввести 778,7 км дорог и 3508,9 пог. м искусственных сооружений.

 

 

Автомобильная дорога «Колыма» Якутск – Магадан

 

Автомобильная дорога «Колыма» Якутск – Магадан протяженностью 2021 км проходит по территории Республики Саха (Якутия) (0–1187 км) и Магаданской области (1187–2021 км), из них с асфальтобетонным покрытием – 211 км, со щебеночным покрытием – 1810 км. Автомобильная дорога соответствует следующим техническим категориям: автозимник – 6 км; V – 455 км; IV – 1 390 км; III – 122 км; II – 41 км; Iб – 7 км.

Автомобильная дорога «Колыма» на основном протяжении по своему транспортно-эксплуатационному состоянию не соответствует нормативным требованиям и перспективной интенсивности движения, продольные уклоны превышают нормативные, радиусы кривых в плане и продольном профиле менее минимально допустимых, что обуславливает ограничение видимости, отмечается недостаточная ширина земляного полотна, пучины и просадки земляного полотна, наличие прижимных участков, разрушение и износ дорожной одежды.

 

Основной задачей является необходимость в реконструкции на особо сложных и опасных участках автомобильной дороги «Колыма» Якутск – Магадан. Основными задачами, которые предстоит решить, являются завершение реконструкции дороги на участке Желтого и Черного прижимов и прилегающих к ним участков (в целом необходимо реконструировать участок от 585 до 720 км); строительство участков 1121–1142 км, 1699–1714 км, строительство капитальных мостов взамен аварийных и находящихся в неудовлетворительном состоянии существующих; обустройство участков, проходящих по населенным пунктам в Магаданской области, искусственным освещением; а также ликвидация последнего из оставшихся на автомобильной дороге разрывов, не позволяющих организовать круглогодичное бесперебойное движение, посредством строительства мостового перехода через реку Алдан. Учитывая сложность объекта и нормативные сроки строительства, завершить строительство мостового перехода через реку Алдан на 389 км планируется в 2022 году.

В соответствии с разработанной программой ФКУ ДСД «Дальний Восток» на период 2013–2022 годов необходим объем капитальных вложений в размере 120,2 млрд рублей, что позволит ввести 477,8 км дорог и 5015,0 пог. м искусственных сооружений.

 

 

Автомобильная дорога Р-297 «Амур» Чита – Невер – Свободный – Архара – Биробиджан – Хабаровск

 

Автомобильная дорога «Амур» Чита – Хабаровск протяженностью 2097 км, проходящая по территории Забайкальского края (0–794 км), Амурской области (794–1811 км) и ЕАО (1811–2097 км), была введена в эксплуатацию в 2010 году ФКУ ДСД «Дальний Восток».

На всем протяжении автомобильная дорога имеет асфальтобетонное покрытие и соответствует IIIтехнической категории.

В течение 2013–2015 годов основной задачей является завершение работ по приведению федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск в нормативное состояние в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина и в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 6 ноября 2010 года № 241 «О плане мероприятий по приведению в нормативное состояние участков автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Амур» Чита – Хабаровск».

 

В этой связи необходимо завершить работы по реконструкции объекта 1780–1800 км протяженностью 19,592 км, строительство объекта 1853–1906 км протяженностью 55,817 км, строительство объекта 2112–2125 км протяженностью 9,911 км (обход с. Волочаевка).

Кроме того, на автомобильной дороге «Амур» на сегодняшний день имеется необходимость в реконструкции участков дорог, построенных в 70– 80-е годы прошлого столетия и не соответствующих нормативным требованиям:

– Забайкальский край – 96 км;

– Еврейская автономная область – 192,916 км.

В соответствии с разработанной программой ФКУ ДСД «Дальний Восток» на период 2013–2022 годов ФЦП необходим объем капитальных вложений в размере 40,7 млрд рублей, что позволит ввести 190,5 км дорог и 2068,1 пог. м искусственных сооружений.

 

 

Контроль качества

 

Эффективность использования бюджетных средств, выделяемых на дорожное строительство, в значительной степени определяется качеством выполнения дорожных работ.

Наряду с повышением требований к безопасности движения транспорта необходимо ужесточение и усиление требований к качеству при строительстве элементов дороги, к материалам и технологическим процессам. В ФКУ ДСД «Дальний Восток» сформирована система управления качеством. Мониторинг качества выполняемых работ и применяемых дорожно-строительных материалов, совершенствование систем качества подрядных организаций, служб строительного контроля и авторского надзора за строительством федеральных автомобильных дорог обеспечивают выполнение следующих задач при возведении объектов:

·        соответствие требованиям действующего законодательства, проектной и нормативной документации;

·        удовлетворение требований потребителя;

·        экологическая безопасность и соответствие требованиям к охране окружающей среды.

 

Деятельность дирекции по решению вопросов, касающихся качества производства работ, основана на следующих основных направлениях:

·        координация деятельности строительных организаций и групп строительного контроля по выполнению функций управления качеством;

·        осуществление надзора за необходимой полнотой контроля качества строительно-монтажных работ на объектах строительства;

·        анализ причин, вызывающих дефекты, рассмотрение предложений по их устранению.

 

Нужно отметить, что все организации, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт подведомственных ФКУ ДСД «Дальний Восток» автомобильных дорог, а также организации, осуществляющие строительный контроль, оснащены передвижными и централизованными дорожными лабораториями. При этом с 2009 года в дирекции функционирует собственная исследовательская лаборатория, являющаяся одной из лучших на Дальнем Востоке по уровню оснащенности, которая позволяет проводить весь комплекс лабораторных испытаний и исследований материалов, используемых в дорожном строительстве.

 

 

Инновации

 

Ключевой задачей внедрения инноваций для ФКУ ДСД «Дальний Восток» является повышение долговечности транспортных сооружений и потребительских свойств дорог. Широко применяются такие инновации, как сборные металлогофрированные конструкции водопропускных труб (диаметром от 1,5 до 3 м) и арочных мостов (производства России и Канады), геотекстильные и геосинтетические материалы при устройстве металлических гофрированных труб и возведении земляного полотна, теплоизолирующие прослойки из вспененного полистирола «Пеноплекс», укрепление кюветов объемными георешетками «Прудон», габионные конструкции и матрацы «Рено».

При значительных объемах мостовых работ находят применение деформационные швы «Маурер», «Униблок», «Торма Джойнт» особого северного исполнения (до -60 °С), ремонтные составы «Эмако», «Кальматрон», «Макфлоу», полиуретановые краски и грунтовки «Стилпэйнт», эмали «Унипол», эпоксидные составы «Хемпадур».

Впервые на автодорогах «Лена» и «Колыма» устраиваются асфальтобетонные покрытия с использованием полимербитумных вяжущих, полимерных адгезионных присадок на современных асфальтосмесительных установках «Бенингхоффен», «Эрмонт», «Кредмаш». Впервые на Дальнем Востоке, на обходе г. Уссурийска, устроено покрытие из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси ЩМА-15.

На объектах ремонта автомобильной дороги «Амур» в 2012 году выполнен значительный объем работ по устройству слоев износа из эмульсионно-минеральных смесей типа «Сларри Сил». Кроме того, необходимо отметить, что организации, занимающиеся содержанием указанной автодороги, установили 94 комплекса ГЛОНАСС на автодорожную технику.

 

 

Подрядные организации

 

Федеральные автомобильные дороги, курируемые дирекцией, проходят по территории Дальнего Востока. Без создания развитой транспортной инфраструктуры невозможно развитие коммуникаций энергетики и других инфраструктурных отраслей экономики. Сегодня наблюдается жесткая конкуренция между дорожными подрядными организациями. Дорожные компании регионов, в которых ведется масштабное строительство, не всегда обеспечены квалифицированными кадрами и техникой, необходимой для строительства дорог в определенных природных условиях, и поэтому мы работаем только с опытными подрядными организациями. Строительство и реконструкция дорог в Дальневосточном регионе имеет определенную специфику.

На объектах дирекции трудятся строительные организации, проверенные еще на строительстве БАМа, зарекомендовавшие себя на трассе «Амур», имеющие богатый опыт работ в условиях Дальнего Востока и Севера России. Все они укомплектованы самой современной дорожно-строительной техникой и высокопрофессиональными кадрами. Это: ОАО «Труд», ЗАО «Асфальт», ОАО «ХК «Амур мост», ОАО «Бамстроймеханизация», ООО «ДСК», ООО «СМУ-6», ОАО «Дальстроймеханизация», ООО «Объединение «Содействие развитию предпринимательства», ООО «МИП ДВ», ООО «Стройсервис», ООО «Стройгазконсалтинг».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика