Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Модернизация системы профессионального образования в Нижегородской области | Издательский дом

Модернизация системы профессионального образования в Нижегородской области

 

Министр образования Нижегородской области Сергей Наумов

 

 

В соответствии со Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года в регионе предприняты серьезные шаги по созданию и развитию новых высокотехнологичных производств, развитию наукоемких отраслей промышленности. Запуск таких производств, потребовавших вложения бизнесом серьезных инвестиций, определяет первоочередную потребность в высококвалифицированных кадрах.

В современном отлаженном и массовом производстве, где требуется не модернизация оборудования, а его непосредственный запуск, потребность в квалифицированных рабочих кадрах зачастую оказывается выше, чем в научных и инженерных специалистах: на двух инженеров приходится 8–10 рабочих. Вот почему правительство Нижегородской области уделяет развитию системы начального и среднего профессионального образования первостепенное значение.

 

 

Умное пространство

 

В настоящее время на территории Нижегородской области подготовку кадров осуществляет одна из крупнейших в Российской Федерации сеть учреждений профессионального образования, которая включает более 100 учреждений начального и среднего профессионального образования, ведущих подготовку по 70 профессиям и 114 специальностям всего спектра потребностей экономики региона.

Сегодня экономика Нижегородской области входит в фазу запуска новых производственных мощностей. Освоение инвестиций и запуск высокотехнологичного производства ставит перед его руководителями задачу получения запланированной прибыли в максимально сжатые сроки. Поэтому производство новой продукции испытывает потребность в рабочих кадрах. Эта потребность выше, чем в научных и инженерных специалистах, поскольку для изготовления продукта здесь требуется четкое исполнение высокотехнологических операций, а не совершенствование самого технологического процесса.

 

         

Управление кадровым потенциалом

 

Современному производству необходим новый высококвалифицированный специалист, обладающий целым набором специальных компетенций, навыков и умений, а также разделяющий миссию, стратегию и принципы развития предприятий, способный выполнять сложные технологические операции на высокотехнологичном оборудовании с минимальными временными затратами и высоким качеством.

Поэтому главным источником возможностей для развития принципиально новой системы профессионального образования в регионе стало налаживание системы взаимодействияобразовательных учреждений с ключевыми производственными предприятиями, ведущими финансово-промышленными группами.

 

Решению этой задачи во многом служит созданный в регионе Координационный совет при Губернаторе Нижегородской области по комплексному управлению кадровым потенциалом.В него входят не только представители профильных министерств, учреждений профессионального образования, но и представители ассоциаций работодателей, промышленников и предпринимателей, а также ключевых промышленных предприятия. Среди основных задач Совета – формирование стратегического партнерства учреждений и предприятий по реализации ключевых кадровоемких проектов региона.

В налаживании партнерства значительную роль играют профильные министерства и ведомства правительства области и ассоциации работодателей (Нижегородская ассоциации промышленников и предпринимателей, Союз строителей, Нижегородская ассоциация автотранспортников и другие), взявшие на себя миссию организаторов контактов между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями.

 

 

Ресурсные центры

 

Благодаря совместным финансовым усилиям правительства Нижегородской области, бизнеса и общественности на паритетных началах созданы 9 инновационных ресурсных образовательных центров, оснащенных новейшим уникальным высокотехнологичным учебно-производственным и лабораторным оборудованием.

 

Ресурсные центры не только оснащены на уровне последних мировых стандартов, многие из них ведут образовательный процесс, сертифицированный по международной системе менеджмента качества ИСО 9001:2008 с международным сертификатом менеджмента качества.

Например, с 2011 года на базе Арзамасского коммерческо-технического техникума при поддержке ведущих машиностроительных предприятий области открыт Инновационный образовательный центр наукоемких технологий обработки металлов, имеющий право выдавать своим выпускникам сертификаты международного образца. Центр оснащен современным высокотехнологичным оборудованием ведущих фирм – производителей сварочного оборудования Fronius(Австрия) и Hyperterm(США) и имеет учебно-производственный участок по работе на станках с программным управлением – Центр технического обучения HAAS(HAASTechnicalEducationCenter).

Еще один пример. На основании подписанного меморандума между правительством Нижегородской области, Межрегиональным образовательным фондом «Образование в третьем тысячелетии» и группой компаний «Камалакис Сангари» (Греция) с 2011 года ресурсный центр Сормовского механического техникума организует учебно-производственный комплекс по разработке и выпуску высокотехнологичного учебно-лабораторного оборудования, пользующегося спросом как в регионах России, так и за рубежом.

 

 

Отраслевая система образования

 

Несмотря на достигнутые успехи, структура подготовки кадров в системе профессионального образования всех уровней требует постоянной корректировки, приближения к потребностям экономики. Возможным решением этой задачи представляется механизм формирования отраслевой системы организации профессионального образования на базе профильных учреждений в виде отраслевых образовательных кластеров, включающих в себя учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования при обязательном финансовом и материальном участии предприятий, промышленности, профессиональных объединений работодателей, что позволяет достигать требуемых квалификаций обучающихся.

Разработанный нами алгоритм кластерного взаимодействия учреждений образования, органов государственной власти, отраслевых финансовых и промышленных групп, ведущих свою деятельность на ключевых инвестиционных площадках региона, включает 4 этапа.

 

1. Формирование работодателями кадрового заказа на два года.

2. Определение групп стратегического партнерства: предприятие –учреждение профессионального образования.

3. Разработку программы сотрудничества – формирование партнерских советов: предприятия – профессиональная ассоциация – образовательное учреждение – министерство образования.

4. Привлечение ресурсов действующих региональных и федеральных программ модернизации систем профобразования.

 

В рамках реализации этого алгоритма был сформирован образовательный машиностроительный кластер во взаимодействии с ключевым работодателем – ОАО «Русские машины».

Благодаря этому в конце 2011 года Нижегородская область стала победителем всероссийского конкурса по модернизации систем профессионального образования по отрасли «машиностроение» и получила субсидию из федерального бюджета на развитие учреждений отрасли с общим объемом финансирования до 45 млн рублей.

 

 

Инновационные проекты

 

В рамках освоения субсидии учреждениями профессионального образования Нижегородской области разработаны и внедрены инновационные проекты, которые позволили значительно модернизировать образовательный процесс.

1. «Региональный комплекс по подготовке кадров для предприятий машиностроения». Проект осуществлял Нижегородский индустриальный колледж совместно с группой «ГАЗ».

2. «Создание бюро профессионально-инновационных технологий по проектированию и моделированию деталей». Проект реализован Павловским машиностроительным техникумом совместно с ОАО «Павловский автобус».

3. «Инновационный подход к подготовке специалистов-«гибридов» в области машиностроения». Проект реализован Выксунским политехническим техникумом совместно с ОАО «Завод корпусов».

4. «Создание учебно-производственного центра конструкторско-технологической подготовки производства «Техноцентр». Проект разрабатывался Арзамасским коммерческо-техническим техникумом совместно с ОАО «Арзамасский машиностроительный завод».

Кроме того, при формировании государственного заказа министерством образования Нижегородской области дополнительно согласовано введение пяти новых профессий и специальностей для потребностей инновационной экономики региона, в том числе для предприятий ОАО «Русские машины»:

•                     наладчики станков и оборудования в механообработке;

•                     монтажники технологического оборудования;

•                     автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям);

•                     информационные системы (по отраслям);

•                     техническая эксплуатация электронной техники.

 

 

Целевые программы

 

На первый взгляд, сделано немало, однако важно отметить, что этого недостаточно. В рабочих кадрах сегодня по-прежнему остро нуждается еще значительное число предприятий, в том числе нефтехимической отрасли, сектора авиационного и железнодорожного транспорта, деревопереработки, малого и среднего бизнеса по направлениям «туризм», «художественные промыслы».

В связи с этим Министерство образования Нижегородской области ведет разработку целевой программы подготовки квалифицированных кадров для различных отраслей экономики, в число разработчиков которой вошли представители бизнеса, учреждений профессионального образования разного уровня, общественности. Программа включает следующие ключевые направления.

 

1. Оптимизация сети образовательных учреждений профессионального образования, предусматривающая укрупнение учреждений по приоритетным для региона профессиям и специальностям, а также улучшение условий реализации образовательного процесса, качества и востребованности выпускаемых специалистов. В этом году впервые объемы приема по специальностям среднего профессионального образования осуществлялись на основе конкурса. Конкурс показал необходимость специализации учреждений для повышения качества образовательной программы. Именно специализация и закладывается сегодня нами в основу оптимизации сети образовательных учреждений СПО.

 

2. Развитие кадрового потенциала профессионального образования, включающее:

– подготовку, переподготовку и стажировку кадров на профильных предприятиях;

– повышение заработной платы работников системы до уровня средней по экономике региона;

– учреждение грантов для лучших педагогов-новаторов профтехобразования.

Значительный эффект для закрепления педагогических кадров в учреждениях профессионального образования дала областная целевая программа «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011–2023 годы». Благодаря этой программе на работу в учреждения начального и среднего профессионального образования, расположенные на сельских территориях, только за последние годы пришли почти 30 молодых педагогов. И это не только позволило сохранить подготовку кадров для сельского хозяйства области, но и обеспечило развитие отрасли как таковой.

 

3. Развитие предпринимательства в системе профессионального образования в рамках федеральной субсидии, выделяемой на поддержку малого и среднего предпринимательства. На базе учреждений среднего профессионального образования министерством предполагается создать в этом году 7 учебно-производственных малых компаний, представляющих собой одновременно центры по обучению предпринимательству, а также по выпуску новой конкурентоспособной продукции.

 

4. Создание центров сертификации профессиональных квалификаций рабочих и специалистов при участии объединений ведущих работодателей в соответствии с первым Указом Президента РФ В.В. Путина, подписанным им 7 мая 2012 года, «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Таких центров, задача которых – независимая оценка и фактически присвоение профессионального разряда, мы предполагаем уже до конца года создать не менее трех: в строительной, автотранспортной и машиностроительной отраслях.

 

5. Организация профориентационной работы в целях выбора профессионального образования в качестве преимущественного образовательного маршрута, включая выявление, поддержку талантливой молодежи, формирование здорового мировоззрения и позитивного отношения к труду, преодоление негативных тенденций в молодежной среде.

 

 

Чего мы ожидаем

 

Совершенствование прогнозирования кадровых потребностей региональной экономики, формирования и распределения государственного задания и заказа на подготовку кадров.

Повышение эффективности реализации программ профессионального образования, ориентированных на потребности рынка труда субъекта Российской Федерации.

Повышение востребованности выпускников учреждений профессионального образования субъекта Российской Федерации на региональном рынке труда.

Построение региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.

Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональной системе профессионального образования.

Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.

А в конечном итоге – выработка системы эффективного использования налогов в интересах предприятий, бизнеса и населения региона. 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика