Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Развитие железнодорожной техники и технологий в свете современных требований | Издательский дом

Развитие железнодорожной техники и технологий в свете современных требований

 

И.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Чепец

 

Сегодня вопрос технического и технологического перевооружения железных дорог Российской Федерации остается одним из наиболее актуальных вопросов обеспечения стабильной работы железнодорожной отрасли и ее дальнейшего развития.

 

Введение новой техники и прогрессивных технологий с высокой экономической эффективностью в кратчайшие сроки позволит обеспечить качественный рывок отрасли – ведь для того, чтобы быть конкурентоспособной, ей необходимо соответствовать современным требованиям, предъявляемым к транспорту.

 

 

Стратегия развития

 

«Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года № 877-р, предусматривает два этапа развития железнодорожного транспорта. Первый этап рассчитан на 2008–2015 годы – это коренная модернизация производственной базы отрасли, разработка новых технических требований к технике и технологии, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшим сроком службы.

В рамках реализации первого этапа Стратегии уже сегодня введены в эксплуатацию новые образцы техники как зарубежного, так и отечественного производства. Открыто скоростное движение на участке Хельсинки – Санкт Петербург (электропоезд «Аллегро» производства компании «Альстом»), Москва – Санкт-Петербург (электропоезд «Сапсан» производства компании Siemens). Открыто движение электропоездов «Дезиро» производства компании Siemensв пригородном сообщении в центре России.

Освоено производство целой линейки новых серий локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, иного подвижного состава и их составных частей: пассажирские электровозы ЭП1М, ЭП1П, ЭП20; грузовые электровозы 3ЭС5К, 2ЭС4К, (производства ОАО «Новочеркасский электровозостроительный завод»), 2ЭС10 (производства ООО «Уральские локомотивы»); тепловоз 2ТЭ25А (производства ЗАО «УК «Брянский машиностроительный завод»); грузовые вагоны производства ОАО «Уралвагонзавод», ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод»; тележки грузовых вагонов нового поколения и др.

 

В настоящее время ЗАО «Трансмашхолдинг» ведется разработка образцов принципиально нового подвижного состава, среди которых – двухсекционный грузовой электровоз переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями 2ЭС5; грузовой двухсистемный электровоз 2ЭС20; пассажирские электровозы постоянного тока ЭП2 и переменного тока ЭП3; трехсекционный грузовой тепловоз 3ТЭ116У; двухсекционный грузовой тепловоз 2ТЭ25АД с асинхронными тяговыми двигателями; грузовой тепловоз ТЭ35; пассажирский тепловоз ТЭП35 с конструкционной скоростью 160 км/ч, применением тягового привода третьего класса, оборудованием локомотива крэш-системой и системой энергоснабжения вагонов; двухэтажные пассажирские вагоны для межобластного сообщения с креслами для сидения (1-го и 2-го класса); создание нового кузова стрингерной конструкции с гладкой обшивой для одноэтажных вагонов семейства 44; электропоезд ЭД4А с применением асинхронного тягового привода; электропоезд ЭД10 с эксплуатационной скоростью до 160 км/чс различными вариантами исполнения (городской, пригородный, региональный).

 

 

Инновации: разработка и внедрение

 

В ближайшее время ожидается появление новых разработок, связанных с использованием сжиженного природного газа (СПГ) на локомотивах и применением гибридных силовых установок.

Так, например, ЗАО «Трансмашхолдинг» ведется разработка маневрового тепловоза ТЭМ35 с гибридной силовой установкой мощностью 1071 кВт и ТЭМ33 с двухдизельной силовой установкой мощностью 2 × 571 кВт, а также маневрового тепловоза ТЭМ19 с газопоршневым двигателем мощностью 880 кВт (с применением силовой установки на базе газопоршневого двигателя, работающего на сжиженном природном газе, тягового и вспомогательного синхронных генераторов, установленных на общей поддизельной раме).

 

ОАО «Синара – Транспортные машины»ведутся работы по сертификации и внедрению в серийное производство магистрального газотурбовоза ГТ1 – двухсекционного локомотива с газотурбинной энергетической установкой (мощностью 8300 кВт), работающего на сжиженном природном газе. В первой (тяговой) секции размещаются оборудование силового блока (газотурбинный двигатель, тяговый генератор и их вспомогательные системы), вспомогательное оборудование, оборудование системы газоподготовки и системы подготовки воздуха. Во второй (бустерной) секции находится съемная криогенная емкость с запасом СПГ в количестве 20 т, тягово-энергетическое оборудование и оборудование системы газоподготовки. Каждая секция будет оборудована унифицированной кабиной управления.

Зарегистрированные при испытаниях первого образца газотурбовоза показатели выброса вредных веществ в 5 раз ниже охранных требований Евросоюза, а внешний шум не превышает нормативов, определяемых санитарными нормами Российской Федерации для магистральных тепловозов.

До 2020 года предполагается изготовить 40 газотурбовозов ГТ1 для Свердловской и Северной железных дорог, то есть для тех регионов, где ведется активная добыча природного газа и строятся станции по его сжижению.

 

Инжиниринговая компания ООО «Центр инновационного развития СТМ» (входящая в машиностроительный комплекс ОАО «Синара – Транспортные машины») занимается разработкой маневрово-вывозного тепловоза ТЭМ9Н SinaraHybrid с гибридной силовой установкой, предназначенного для маневровой и маневрово-вывозной работы на станциях и железных дорогах колеи 1520 ммв районах с умеренным климатом.

Проект предусматривает применение комбинированного накопителя энергии, содержащего литий-железо-фосфатную аккумуляторную батарею и суперконденсаторы; применение интегрированного опорно-осевого привода с трехфазными асинхронными тяговыми двигателями; применение блока интеллектуального предсказания профиля пути с использованием навигационных технологий GPS и ГЛОНАСС; применение конструкции с обниженным капотом; модульной сборки тепловоза.

 

 

Подведем итоги

 

В соответствии с проведенным анализом отечественных разработок железнодорожной техники на сегодняшний день можно сделать вывод о возрождении отечественного машиностроительного комплекса, создания новых образцов железнодорожной техники, создания условий для дальнейшего развития технологий железнодорожного транспорта, а также об успешном ходе реализации «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года».

Реализация новых технических решений позволит создать новое поколение подвижного состава, задать долгосрочные технологические ориентиры инновационного развития железнодорожного транспорта и машиностроительного комплекса Российской Федерации, а также обеспечить преимущество отрасли для создания лидирующих позиций в конкурентной борьбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика