15лет с Системой «автомашинист»
Генеральный директор ООО «АВП Технология» Дмитрий Тихонов
Бурное развитие микропроцессорной техники и программного обеспечения в конце прошлого века позволило практически реализовать идею автоматизированного управления тяговым подвижным составом.
В «Отраслевом центре внедрения новой техники и технологий ОЦВ» совместно с участием сотрудников ВНИИЖТа была разработана полностью автономная система автоведения для пригородного электропоезда, которая не использует напольные датчики, информация о расположении объектов пути хранится в ее памяти, а для пассажиров появился речевой информатор. В 1998 г. была изготовлена первая опытно-промышленная партия систем автоведения для пригородных поездов, которыми были оборудованы электропоезда депо Железнодорожная, Куровская, и Раменское Московской железной дороги.
В 1999 году в «ОЦВ» сформировался творческий коллектив разработчиков, изготовителей и специалистов по внедрению автоматизированных систем управления, который с 2000 года трансформировался в динамично развивающуюся, инновационную компанию ООО «АВП Технология» с сохранением тесных взаимосвязей в решении задач по разработкам и внедрению новых технологий. В настоящее время компанию ООО «АВП Технология» возглавляет генеральный директор Дмитрий Александрович Тихонов. В компании работают кандидаты и доктора технических наук, конструкторы железнодорожной отрасли, представители оборонного комплекса, научных организаций других отраслей. В течение 15 лет получено и поддерживается более 100 патентов на выпускаемую продукцию. Компания регулярно участвует в профильных выставках высокого уровня и форумах, на которых проводится демонстрация уже созданных продуктов и определяются направления перспективного развития инновационных технологий будущего.
С 2005 года разработан и внедрен унифицированный пульт управления любым типом подвижного состава УНИКАМ с интегрированной в его состав системой автоведения,которым был оборудован весь парк пассажирских электровозов ЧС2К, мотрисы-дефектоскопы типа «Север» и созданы модификации для электропоезда ЭД4М и грузового электровоза ВЛ10.
Система автоведения представляет собой аппаратно-программный комплекс, который в режиме реального времени рассчитывает алгоритм следования на основе графика движения, профиля пути, мест расположения раздельных пунктов, напольных сигналов светофоров, временных и постоянных ограничений скорости, массы состава и других параметров с регистацией параметров движения дискретностью записи 10 параметров в секунду. Дисплей системы информирует машиниста о текущих параметрах следования: координата, скорость и время, профиль пути, сигнал локомотивного светофора, текущее и следующее ограничение скорости, ближайшие станции и путевые объекты, информация об исполнении расписания и другие.
Разработано более 28 различных систем автоведения и для всех типов российских электропоездов, пассажирских электровозов включая ЭП20, грузовых электровозов ВЛ10, ВЛ11, ВЛ80С, ВЛ85, 2ЭС5К(3ЭС5К), пассажирских тепловозов ТЭП70. Решены сложные задачи управления в автоведении коллекторными ЭПС с контакторным и тиристорным управлением, а также полного управления всеми типами реостатных, рекуперативных, электропневматических и пневматических тормозов.
Блоки аппаратной части систем автоведения объеденены в одну общую CAN-сеть. Эта сеть позволяет согласовать друг с другом разнотипные устройства. Полученные от систем локомотива аналоговые и дискретные сигналы обрабатываются, поступают в сеть и становятся доступными другим блокам систем.
Взаимодействие аппаратуры системы автоведения
При помощи блоков мобильной связи производится прием обновлений расписания и передача данных о состоянии локомотива и его местонахождении на удаленный сервер, что позволяет проводить онлайн мониторинг. Например, высокая точность данных контроля за наличием и целевым использованием дизельного топлива в баке тепловоза в системах РПДА основана на методе ультразвуковых измерений с учетом молекулярной структуры и температурной составляющей. При этом достигаются принципиально значимый для потребителя показатель погрешности измерений массы топлива. В настоящее время системами автоведения и регистрации оборудовано 1613 электропоездов, 2559 пассажирский электровозов, 1267 грузовых электровозов и 91 тепловоз. Системы автоведения были разработаны и интегрированы на электровозах новых серий ЭП20, 2ЭС5К и ЗЭС5К с новыми бортовыми микропроцессорными системами управления локомотива разработки Новочеркасского электровозостроительного завода совместно с российско-французской компанией «TRTrans». В настоящее время комплекты аппаратуры систем автоведения поставляются на электровозы новых серий КZ8Aи КZ4A французской фирмы «Alstom» для Казахстанских железных дорог. В целях эффективной эксплуатации систем автоведения создается и внедряется инфраструктура эксплуатации в виде АРМ подготовки данных, расшифровки картриджей с автоматическим вычислением расхода энергоресурсов на тягу, а также система сервисного обслуживания.
Более 80 сервисных центров осуществляют обслуживание систем автоведения.
Экономия электроэнергии с использованием систем автоведении по сети составляет в среднем от 3 до 10% в зависимости от условий эксплуатации, уровня подготовки машинистов и энергоемкости расписаний. За 2009 - 2012 годы на ведение поездов по системе автоведения с использованием энергооптимальных расписаний переведены 1652 пассажирских поезда. Экономия электроэнергии составила 80 млн. Квт*ч и 150 тонн дизельного топлива.
Сформировавшийся модельный ряд систем автоведения является основой для создания и развития интеллектуальных систем для любого подвижного состава и новых технологий, позволяющих в сжатые сроки решать как текущие, так и перспективные задачи железнодорожного транспорта, обеспечивает повышение безопасности движения с сохранением топливно-энергетических ресурсов планеты и ее экологии. |
|
|