Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Настоящее и будущее | Издательский дом

Настоящее и будущее

 

Глава Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края Галина Люлина

 

 

Хабаровский край принадлежит к числу тех российских регионов, которые находятся в постоянном развитии. Одним из существенных преимуществ является выгодное географическое положение, а усилия руководства края, направленные на решение макроэкономических задач, позволили создать базу для устойчивого развития краевой экономики на длительную перспективу. Край становится привлекательным для инвесторов. Однако, несмотря на большой экономический потенциал Дальнего Востока, его реализацию сдерживают немало существенных моментов.

 

Аяно-Майский район с административным центром в селе Аян, образованый в 1930 году, находится на побережье Охотского моря и является одним из отдаленных северных районов Хабаровского края с общей протяженностью границ 2080 кми общей площадью 167,2 тысячи кв. км. Несмотря на огромные пространства, здесь живут всего 2202 человека, и плотность населения составляет 0,02 человека на кв. км. Более 43% жителей района – представители коренных малочисленных народов, среди которых эвенки составляют 90%. В Аяно-Майском районе четыре муниципальных образования, объединяющих 14 населенных пунктов. Самый крупный из них – райцентр село Аян, где живет чуть больше тысячи человек. Второе по численности село – Нелькан.

 

 

Экономика района

 

Структура хозяйства района складывается в результате природно-климатических условий, наличия полезных ископаемых и близости к Охотскому морю. Основной отраслью является горнодобывающая промышленность. По добыче драгоценных металлов наш район занимает первое место в крае, так как является единственным в крае по добыче платины. Работа предприятий горнодобывающей промышленности является фактором стабильности в экономике района на протяжении многих лет, равно как и в целом по краю.

Однако сокращение геолого-изыскательских работ отразилось на занятости местного населения. Снижение численности занятых в экономике района и увеличение уровня безработицы населения обусловлены снижением принятых на сезонные работы из числа жителей района в старательские артели. В перспективе горнодобывающие предприятия планируют возобновление производства геологоразведочных работ по открытию новых месторождений. Более чем на 200 человек увеличится и численность геолого-разведочной экспедиции.

 

Кроме того, работают небольшие предприятия по оказанию услуг населению, добыче и переработке рыбы и охотничьему хозяйству. Предприятиями рыбной отрасли вносится немалый вклад в экономику района.  

В сельскохозяйственной деятельности одним из направлений развития является северное оленеводство, однако это сопряжено с большими затратами по содержанию оленей (ветеринарное обслуживание, защита от волков, содержание пастухов и их семей). По этим причинам оленепоголовье сократилось с более чем 9 тысяч до чуть более 500 голов, находящихся в личных подсобных хозяйствах после закрытия совхоза «Нельканский».

 

Это то, что касается основных экономических составляющих. Помимо этого, в районе действуют все структуры, которые необходимы для жизнедеятельности населения: предприятия ЖКХ, культуры, образования и здравоохранения, торговли, предпринимательства, общественного питания.

     Села нашего района находятся на большом расстоянии  друг от друга, и, естественно, возникают проблемы со связью. Администрация района прилагает все усилия для привлечения заинтересованных операторов связи для решения этой проблемы, но, к сожалению, вопрос так и остается открытым.

     Зато, благодаря пилотному проекту ФГУП «Почта России» улучшена скорость и качество доставки корреспонденции в район за счет приобретения в лизинг самолета Л-410.

 

 

Транспортная доступность

 

Автодорожная сеть Хабаровского края за последнее десятилетие сильно изменилась. Об этом, конечно, лучше всего знают, автомобилисты, сами дорожные строители, а также жители целого ряда населенных пунктов, которые прежде не имели возможности добраться до больших городов по автомагистрали, а сегодня передвигаются, как все, автобусом, личным автомобилем.

Наш район является одним из самых малонаселенных и труднодоступных в России. В настоящее время транспортное сообщение состоит из воздушного, по воде – на лодках, мелкосидящих судах, по автозимнику. Лишь часть бесснежного периода функционирует недостроенная грунтовая дорога Аян – Нелькан протяженностью 240 км.

В последние годы началась работа по подготовке проектной документации к строительству автомобильной дороги Аян – Нелькан – Югоренок (граница Республики Саха), которая включена в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года. Основной задачей участка автомобильной дороги Аян – Нелькан является обеспечение топливом и продуктами питания поселка Нелькан, Джигда и Аим.

Для обеспечения проезда между Аяном и Нельканом в настоящее время построено 176 кмавтомобильной дороги. В дальнейшем необходимо построить обход хребта Джугджур протяженностью 55 км.

Для обеспечения воздушного сообщения  с отдаленными северными районами края, врио губернатора края Вячеславом Шпортом принято решение о закупке трех  и модернизации двух самолетов Л-410. Эти самолеты приспособлены для перевозки пассажиров и грузов в северные районы края.

А строительство сквозного автодорожного проезда от морского порта Аян до села Югоренок позволит обеспечить открытие Северного транспортного коридора.

Для Якутии же выход к Аяну – это выход к морю, что будет играть важную экономическую роль в жизни республики. Особенно в рамках строительства морского порта в селе Аян.

 

 

Перспективные проекты

 

К перспективным проектам текущего периода, помимо подготовки к строительству автомобильной дороги Аян – Нелькан – Югоренок, можно отнести следующие:

 

1. Строительство горно-обогатительного комплекса на золоторудном месторождении Авлаякан. В настоящее время ведутся геологоразведочные работы.

 

2. Реконструкция ВПП аэропорта Аян. Эти работы предусмотрены Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года. Реконструкция будет проводиться в период 2015–2017 годов, объем инвестиций составит 1,9 млрд рублей.

 

3. Развитие туризма и отдыха. Богатейшая земля Дальневосточного региона во все времена привлекала людей любознательных, неутомимых исследователей и путешественников. Удобное географическое положение, определившее Дальний Восток центром пересечения международных маршрутов, уникальная природа, многочисленные исторические и культурные памятники создают все условия для развития на Дальнем Востоке индустрии туризма и отдыха.

 

Одной из достопримечательностей нашего района является озеро Байкаленок. Схожее формой с крупным сибирским озером Байкал, озеро Байкаленок, относится к Джугджурскому заповеднику, расположенному среди возвышенностей и разломов Джугджурского хребта на высоте 836 мнад уровнем моря. Оно не только похоже формой на Байкал, но и так же прозрачно, благодаря чистоте воды можно разглядеть дно, несмотря на глубину озера в десятки метров. Видимо, из-за их внешней схожести в конце 50-х – начале 60-х годов геолого-разведочная экспедиция его так и назвала, только в уменьшительной форме.

Другая достопримечательность – это государственный природный заповедник Джугджурский, самый крупный из заповедников Хабаровского края, состоящий из трех отдельных участков с прилегающей акваторией Охотского моря. Территорию Джугджурского заповедника можно охарактеризовать, как горную страну с преобладанием хребтов Альпийского типа.

Аяно-Майский район необычайно перспективный по своим природным богатствам. И живут здесь добрые и трудолюбивые люди, которые искренне любят эту землю. Сегодня, когда внимание правительства страны обращено на форсированное развитие Дальнего Востока и Забайкалья, есть надежда, что и здесь люди перестанут чувствовать себя оторванными от Большой земли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика