Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Дорожный комплекс Новосибирской области: планирование, выбор приоритетов, экономия | Издательский дом

Дорожный комплекс Новосибирской области: планирование, выбор приоритетов, экономия

 

Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов

 

В современных условиях развития национальной экономики для качественного и устойчивого роста ее показателей необходимо наличие на территории субъектов Российской Федерации развитой дорожной инфраструктуры, соответствующей все возрастающим транспортным и грузовым потокам.

Общая протяженность автомобильных дорог федерального значения составляет 820 км, 100% из которых имеют твердое покрытие. Общая протяженность областных автомобильных дорог составляет 13,9 тысячи км, из которых 10 тысяч км (72%) составляют автомобильные дороги с твердым покрытием и 3,9 тысячи км (28%) – дороги, не имеющие покрытия. Общая протяженность муниципальных автомобильных дорог – около 10,7 тысячи км, из которых 4,7 тысячи км (43,6%) – дороги с твердым покрытием и 6 тысяч км (56,4%) – дороги без покрытия.

В условиях острого дефицита бюджетных средств, выделяемых на дорожное хозяйство, на первый план выходит планирование, выбор приоритетов и рачительное использование средств.

 

Деятельность дорожного комплекса Новосибирской области осуществляется в соответствии со следующими основными региональными документами:

 

1) Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 декабря 2007 года № 474.

 

2) План социально-экономического развития Новосибирской области на текущий год и плановый период.

 

3) Концепция развития транспортной инфраструктуры Новосибирской области до 2015 года, утвержденная распоряжением администрации области от 17 апреля 2009 года № 120-ра.

 

4) Нормативы финансовых затрат на содержание автомобильных дорог Новосибирской области регионального и межмуниципального значения, утвержденные постановлением администрации Новосибирской области от 26 марта 2009 года № 124-па.

При этом финансирование работ по содержанию федеральных автомобильных дорог осуществляется за счет средств федерального бюджета. Объем средств на содержание федеральной сети за последние годы существенно вырос и достиг в 2011 году 510 млн рублей. Переход на полный (100%) нормативный уровень содержания федеральных автодорог в области планируется к 2018 году.

Новосибирский норматив существенно отличается от федерального и составляет 211 тысяч рублей на километр в год (это четверть от федерального норматива). Он учитывает выполнение минимально необходимых видов и объемов работ и дифференцирован по видам дорожного покрытия (грунт, грунтощебень, щебень, асфальтобетон, цементобетон). В 2012 году мы имели 62% от нормы по содержанию, в 2013 уже 78%, в 2014 выйдем практически на 100%.

Притом что контракты на содержание заключаются на 2–2,5 года при трехлетнем бюджете субъекта Российской Федерации. Вкупе с нормативом такой подход обеспечивает нам надежную основу стабильного транспортного обслуживания как опорной сети дорог, так и вцелом по области. А подрядные организации, занятые на содержании, понимают перспективу, уверенно себя чувствуют в финансовом плане и имеют возможность планировать переоснащение и обновление технического парка.

 

5) Закон Новосибирской области от 2 мая 2009 года № 329-ОЗ «О дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения».

Также в 2009 году в Новосибирской области принято, на наш взгляд, очень правильное решение об освобождении областных дорог от налога на имущество.

 

6) Закон Новосибирской области от 7 октября 2011 года № 116-ОЗ «О дорожном фонде Новосибирской области».

В Новосибирской области, помимо рекомендованных источников доходной части дорожного фонда, закреплены дополнительные:

– денежные взыскания (штрафы) за правонарушения в области дорожного движения;

– доходы от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности;

– доходы от оказания платных услуг (работ);

– ряд других источников.

Ежегодно добавляются средства из областного бюджета:

в 2012 году – 822 млн рублей,

в 2013 году – 1 322,2 млн рублей.

Решение по увеличению средств дорожного фонда осознанное, обосновано тем, что вклад дорожно-транспортного комплекса в валовой региональный продукт (ВРП) составляет 12%.

Помимо содержания и поддержания дорожной сети, реализуются проекты строительства и развития дорожной сети в местах развития экономики, в зонах реализации инвестиционных проектов, что, в свою очередь, ведет к увеличению ВРП и бюджета Новосибирской области.

 

7) Ведомственная целевая программа «Развитие автомобильных дорог в Новосибирской области на 2011–2013 годы».

 

8) Долгосрочная целевая программа «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2012–2015 годах».

 

9) Долгосрочная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок на автомобильных дорогах в Новосибирской области в 2011–2015 годах».

Объем финансирования мероприятий данной программы в 2012 году составил 549 млн рублей, в 2013 году он увеличен на 15%.

 

10) Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог Новосибирской области регионального или межмуниципального значения, утвержденные постановлением Правительства Новосибирской области от 3 мая 2012 года № 228-п.

 

11) Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Новосибирской области, утвержденный постановлением Правительства Новосибирской области от 3 мая 2012 года № 238-п.

 

Государственная программа «Развитие дорожно-транспортного комплекса и повышение безопасности дорожного движения до 2018 года» разработана и направлена на согласование в структурные подразделения Правительства Новосибирской области, принят областной закон о притрассовых карьерах, суть которого в упрощении и ускорении процедур их оформления при производстве работ.

 

Сопоставляя объем средств дорожного фонда области с соседними регионами, вроде и грешно жаловаться, но, исходя из задач, стоящих перед дорожным комплексом Новосибирской области, понимаешь, что средств необходимо выделять в два раза больше.

 

В этой связи нельзя считать большим достижением создание дорожных фондов. Это лишь необходимый минимум для поддержания существующей сети дорог, средств на развитие почти нет. Поэтому нужно увеличивать, насколько это возможно, количество доходных источников дорожных фондов, а также их объемы, в том числе за счет поступлений в дорожный фонд дополнительных средств из бюджетов субъектов РФ. Это возможно лишь при росте экономики, увеличении собственных доходов субъектов. Не менее важно искать резервы.

 

С целью решения вопросов сохранности автомобильных дорог в Новосибирской области, как и в большинстве регионов, ежегодно вводится весеннее ограничение движения транспортных средств по областным дорогам. Вместе с тем, как стимулирующая перевозчиков мера, с 2012 года введена так называемая «зимняя амнистия» для транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, – с 20 декабря по 15 марта, в период которой действуют ставки за оплату ущерба дорогам в 5 раз меньшие, чем в остальной период времени. С технической точки зрения данная мера объясняется в первую очередь повышением несущей способности дорожной одежды и земляного полотна в зимних морозных условиях. Эта мера позволила передвинуть на зимний период потоки перевозимых грузов с весеннего периода.

Но одними запретами и ограничениями проблему не решить, поэтому с целью сохранности дорожной сети в областипостояннопроводится работа с организациями, перевозящими инертные материалы, по переводу на железнодорожный транспорт. И в этом есть смысл, как экономический, так и сохранности автодорог.

 

С учетом того что и текущей зимой мы наблюдаем с экранов телевизоров неоднократные сюжеты по снежным заносам в большинстве регионов страны, хочу отметить научное обоснование изучения и развития технологий по снегозадержанию при содержании автодорог. В Новосибирской области более 15 лет назад создана на базе Сибирского государственного университета путей сообщения и успешно работает в этом направлении научная лаборатория. Применение разработок лаборатории дает ощутимый эффект по снегозаносимости и, соответственно, экономит ресурсы на содержание.

 

Также есть целый ряд наработок в области применения передовых технологий, материалов, машин и механизмов, в том числе такие как:

1) восстановление старой дорожной одежды методом холодной регенерации;

2) применение струйно-инъекционного метода при ремонте асфальтобетонных покрытий;

3) ямочный ремонт с использованием литого асфальтобетона;

4) устройство защитного слоя износа из литых эмульсионно-минеральных смесей типа «Сларри Сил»;

5) устройство покрытия из холодных битумоминеральных смесей с модификатором битума МАК;

6) стабилизация грунтов основания стабилизатором Perma-Zyme11Х;

7) использование модификаторов битума, различных добавок, устройство покрытий из щебеночно-мастичного асфальтобетона;

а также ряд других технологий.

 

 

АДРЕСНЫЙ БЛОК:

 

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (Минтранс Новосибирской области)

630011 г. Новосибирск, Красный проспект, д. 18

Тел.: (383) 210-11-14; факс: (383) 217-94-14

E-mail: gram@nso.ru

Сайт: www.mintrans.nso.ru

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика