Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Город на полярном круге | Издательский дом

Город на полярном круге

 

Салехард – административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа и единственный в мире город, расположенный на полярном круге.

 

Генеральный директор ОАО «Аэропорт Салехард» Александр Романенко

 

 

Авиационная история города началась в феврале 1933 года, когда из Обдорска (прежнее название Салехарда) было совершено три первых авиарейса с Крайнего Севера в Москву на самолете АНТ-9. С тех пор развитие авиации можно распределить по годам и значимым событиям:

·       8 февраля 1935 года – в Салехарде была закончена организация аэропорта и начаты регулярные полеты по маршруту Тюмень – Салехард;

·        июнь 1951 года – образование отдельного звена Тюменской авиагруппы;

·        1954 год – эскадрилья самолетов Ан-2 и Ан-2В (гидровариант);

·        1961 год – закончено строительство грунтовой ВПП, предназначенной для эксплуатации самолетов Ли-2;

·       2 августа 1963 год – на базе отдельной эскадрильи был создан Салехардский объединенный авиаотряд;

·        1969 год – вводится в эксплуатацию одна из немногих в СССР металлическая взлетно-посадочная полоса, пригодная для приема Як-40;

·        1973 год – летным и инженерно-техническим составом освоен самолет Як-40, и 17 мая 1973 года выполнен первый рейс на Тюмень;

·        15 мая 1974 год – открыт рейс Салехард – Москва.

 

Темп роста перевозок пассажиров нарастает с каждым годом на 30-40%. Парк базирующихся в аэропорту воздушных судов растет. На смену самолетам Ли-2, которые занимались доставкой рыбы и оленины с факторий и поселков округа в Салехард, с 1976 года начато освоение самолета Ан-26. В 1977 году начато освоение вертолета Ми-6. С пополнением парка машин этого типа вертолеты обслуживали практически все нефтеразведочные экспедиции и удовлетворяли потребности в авиаперевозках предприятия газового комплекса района Надыма, где началось бурное освоение газовых месторождений и строительство города Надыма. Уже были построены и вошли в эксплуатацию аэропорты в городах Надыме и Новом Уренгое с искусственной ВВП, а окружная столица оставалась с грунтовой и металлической ВВП, которые имели ограниченные возможности и были зависимы от погодных условий. В 1980 году решением Тюменского облисполкома было начато строительство ИВПП в г. Салехарде, которое было прекращено на стадии незавершенного строительства в 1981 году из-за нехватки средств. В период бурного освоения природных богатств Ямала, в начале 80-х годов коллектив аэропорта работал в круглосуточном режиме и обеспечивал обслуживание собственного парка самолетов Ан-26, Як-40, Ан-2 , вертолетов Ми-8, Ми-6. В зимнее время прикомандировывались самолеты Ан-2 на лыжах для вывоза рыбы и мяса в Салехард с факторий и Ан-12, которые перевозили буровые трубы, крупномонтажное оборудование и строительные материалы во все уголки округа. На 80-е годы приходится пик перевозок, в связи с тем что Салехард был ближайшим пунктом для отправки грузов и пассажиров в города и поселки: Надым, Новый Уренгой, Тазовский, Тарко-Сале, Красноселькупск. Другого, кроме воздушного, сообщения эти города и поселки не имели. В течение года перевозилось около 3,5 тысячи тонн почты. 18 тонн груза аэропорт принимал более 1000 тонн высококачественной рыбы. Пик перевозок пришелся на 1991 год, когда было перевезено 231 тысяча пассажиров.

 

 

Транспортная структура ЯНАО

 

Уложенная первая плита в основание новой ВПП в 1994 году является датой второго рождения аэропорта. А в 1995 году создано ОАО «Аэропорт Салехард» путем выделения наземного комплекса из ОАО «Тюменьавиатранс» с целью положительного влияния на формирование конкурентной среды между участниками рынка воздушных перевозок. С момента создания и по настоящее время авиапредприятие является одним из основных составляющих транспортной инфраструктуры Ямало-Ненецкого автономного округа. В данный момент ОАО «Аэропорт Салехард» – это современный аэропорт, осуществляющий все виды аэропортового обслуживания, на которые имеются сертификаты.

Аэропорт связывает регулярными воздушными линиями Салехард с ведущими экономическими и культурными центрами страны: Москвой, Санкт-Петербургом, Омском, Новосибирском, Тюменью, Екатеринбургом, Уфой, а также населенными пунктами ЯНАО. Аэропорт обслуживает население Приуральского, Ямальского, Шурышкарского районов и городов Салехарда и Лабытнанги общей численностью более 100 тысяч человек.

 

 

Наши дни

 

 За последние годы (с 2006 года) в предприятии отмечается постоянный рост объемных показателей. В 2007 году пассажиропоток составил 201 тысячу пассажиров, в 2010 году – 256 тысяч, в 2012 году – 364 тысячи. По результатам работы за 2010, 2011 года работа коллектива предприятия отмечена почетными грамотами Ассоциации аэропортов ГА в конкурсе «Лучший аэропорт года стран СНГ».

Оснащенный необходимым современным радиосветотехническим оборудованием, спецтехникой для подготовки аэродрома к полетам и обслуживания воздушных судов, имея полный набор зданий и сооружений для обслуживания пассажиров и обеспечения безопасности полетов, аэродром способен принимать воздушные суда типа А-320, Boeing737-500, Boeing737-400, Ил-76 и классом ниже. В 2009–2012 годах железобетонное покрытие искусственной взлетно-посадочной полосы и перрона усилено слоем асфальтобетона.

В настоящее время губернатором ЯНАО Д.Н. Кобылкиным и Правительством ЯНАО принято решение и ведутся работы по проектированию реконструкции аэровокзала с увеличением пропускной способности на 300 пас/час для внутренних воздушных линий и 170 пас/час для международных воздушных линий, расширению перрона на пять мест стоянок и строительству сблокированного стояночного блока для спецтранспорта и ремонтно-механических мастерских.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика