Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Восточные ворота страны | Издательский дом

Восточные ворота страны

 

Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт

 

 

         Дальний Восток исторически играет особую геополитическую роль на востоке России. Мир меняется, и сегодня мы обоснованно позиционируем нашу территорию как восточные ворота страны в АТР. Географическое положение представляет нам конкурентные преимущества. Хабаровский край является важным транспортным узлом, где пересекаются железнодорожные, автомобильные, морские и авиационные пути. Во многом поэтому за последние десятилетия развитию региона уделяется особое внимание федерального центра. Программные документы предполагают миллиардные вложения в инфраструктуру, строительство дорог. Без транспорта, новых дорожных сетей невозможно представить функционирование экономики. Любая дорога – это жизнь.

         К примеру, в прошлом году была введена в строй федеральная трасса Чита – Хабаровск. Ее открытие стало знаковым событием прошедших десятилетий. Масштабная советская стройка была завершена уже в другой стране, связав субъекты Российской Федерации самой протяженной дорогой.

         Трасса является частью трансконтинентальной автомагистрали Европа – Москва – Владивосток и имеет стратегическое значение. Для края значимость ее в разы увеличивает опорная дорожная сеть, которая близка к завершению. Именно это позволит перенаправить грузопотоки в наши северные порты.

         Плюс к этому ожидается и новый виток придорожного строительства. Мы ставим перед собой задачу помочь бизнесу в строительстве придорожной инфраструктуры, реализовать любые креативные идеи предпринимателей. Речь идет не только о новых гостиницах и заправках, вдоль трассы необходимо развивать самое современное производство. У нас есть целый ряд программ для поддержки малого и среднего бизнеса в крае. Речь идет о льготном кредитовании малых предприятий, устранении административных барьеров. Предусмотрены и другие виды поддержки.

Прежде всего, нужно обустроить трассу, обеспечить работу мобильной связи на всем ее протяжении, построить стационарные медпункты.

        

 

Транзитные функции

 

         Сегодня РЖД активно работает на нашей территории. В 2009 году введена в строй вторая очередь железнодорожной части совмещенного мостового перехода через Амур, это позволило увеличить грузопоток в восточном направлении, возросла скорость движения поездов. В перспективе планируется рост грузопотока по БАМу с существующих 14 млн до 18,7 млн тонн в год к 2013 году, а к 2016 году – до 29,7 млн тонн в год. Для этого ведется реконструкция участка Оунэ – Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля в направлении порта Советской Гавани, где создается особая экономическая зона портового типа.

         На территории особой зоны планируется свободный таможенный режим. Для предприятий предусмотрены льготы по налогу на прибыль, имущество, транспортному и земельному налогу. Уже есть перспективные инвесторы, усилия которых будут направлены на возрождение судоремонтного производства на базе бывших заводов, создание мощности для ремонта и строительства крупнотоннажных судов.

Рост пропускной способности автомобильных и железных дорог, наращивание портовых мощностей позволит удовлетворить внутренние потребности страны в грузовых и пассажирских перевозках, организовать транзитные коридоры между европейскими и азиатскими странами, между Евразией и Америкой, совершенствовать структуру интермодальных перевозок, развивать на территории края различные виды транзитных перевозок.

Основной задачей по развитию транспортного комплекса Хабаровского края на перспективу, в силу его географического положения, является развитие транспортных услуг в морских портах и совершенствование системы транзитных перевозок через Байкало-Амурскую магистраль в страны АТР. В этом смысле Ванино – Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел представляется очень важным звеном для создания транзитного коридора Европа – Азия. Через Ванино и Советскую Гавань уже сегодня доставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР.

 Развитие портовых мощностей в восточном направлении ведет ряд крупных компаний, среди которых ОАО «СУЭК». Компания уже ввела в эксплуатацию угольный перегрузочный комплекс «Ванинский балкерный терминал (бухта Мучка)» мощностью 12 млн тонн в год. В планах компании к 2020 году увеличить объем перевалки грузов до 24 млн тонн в год.

 В портовом направлении активно работает и компания «Мечел», которая построит угольный терминал мощностью 25 млн тонн в год по поставке на экспорт угля с Эльгинского месторождения Якутии и Кузбасса.

С учетом перспективного грузопотока, заявленного крупными частными компаниями, грузопереработка в порту Ванино к 2020 году может достигнуть 80–100 млн тонн в год.

В восточном направлении будет сформирована широкая сеть автомобильных дорог. Стратегическими для развития края являются дороги Хабаровск – Лидога – Ванино, Селихино – Николаевск-на-Амуре, Березовый – Чегдомын. Они призваны обеспечить сквозной проезд к портам, а также надежность транспортного сообщения жителей края. Ключевой в этом смысле является дорога Лидога – Ванино, ввод в эксплуатацию которой намечен на 2012 год.

Завершение строительства опорной сети дорог даст мощный толчок к развитию наших северных портов за счет увеличения грузооборота со странами АТР, освоению крупных месторождений олова и меди, повысит инвестиционную привлекательность края.

Эффективность использования автомобильных дорог возрастет и в связи с реализацией проекта совместного с Китаем освоения Большого Уссурийского острова. В его рамках планируется создать грузопассажирский автомобильный пункт пропуска город Хабаровск (о. Большой Уссурийский) – Фуюань, предполагается и строительство моста на остров с российской стороны.

Создание базовой мостовой инфраструктуры на остров Большой Уссурийский откроет новый транспортный международный коридор для перевозки грузов и контейнеров по маршруту Харбин – Фуюань – остров Большой Уссурийский – Хабаровск. Это обеспечит дополнительный грузопоток в порты Ванино и Советская Гавань с доставкой грузов в США, Японию, Корею. Кроме того, будет обеспечена транспортировка грузов по Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожным магистралям в среднюю полосу России и Европу.

Экономия времени в пути при доставке грузов из КНР в Японию может достигать четырех суток по сравнению с отгрузкой грузов через южные порты Китая, при перевозках в США – до шести суток.

 

 

«Сухой Суперджет – 100» 

 

С этим самолетом мы связываем перспективы авиаперевозок в Хабаровском крае. SSJ может выйти на линии с нашими соседями, например Японией. Самолет способен выполнять рейсы по маршруту Хабаровск – Ниигата – Хабаровск. Сейчас, когда начинается серийное производство лайнера и первый образец выполнил свой первый маршрут, уже можно говорить о том, что мы намерены задействовать этот самолет и во внутренних перевозках. Пока речь идет о покупке двух образцов. Дальше – больше. Один из них будет перевозить пассажиров в Николаевск-на-Амуре. Сегодня там идет модернизация аэропортовых мощностей, строится взлетно-посадочная полоса. Аэровокзальный комплекс станет базовой точкой для отправки грузов в северные районы, куда мы завозим социально значимые грузы: продовольствие, топливо – как по воздуху, так и по воде. Это крайне необходимо, так как в крае есть районы, куда только самолетом можно долететь. Билеты на этих рейсах дорогие, издержки высокие. В ближайшее время мы планируем плотно заняться проблемой.

Правительство края уже субсидирует социально значимые рейсы местных воздушных линий. 2011 году на эти цели будет направлено более 100 млн рублей.

Разработан проект развития региональных перевозок в Хабаровском крае за счет существенной их модернизации – идея уже реализуется.

Мы планируем создание базового регионального перевозчика, объединив Хабаровские авиалинии и авиакомпанию «Восток». Главная задача – чтобы предприятие имело хорошую экономику. Оптимальные затраты будут обеспечены при использовании топливоэффективных самолетов. Парк воздушных судов могут пополнить лайнеры DHC-6-400. Будут реконструированы взлетно-посадочные полосы в Богородском и Чумикане.

Сложно представить воздушное сообщение Востока России без Хабаровского аэропорта, который крупнейший в округе – две взлетно-посадочные полосы, оснащенные светосигнальным оборудованием, позволяют круглосуточно принимать все типы воздушных судов.

С 2009 года край участвует в программе льготного субсидирования в европейскую часть страны. Авиаперелеты для молодежи и жителей пенсионного возраста выполняются с 50%-ной скидкой. В 2010 году в крае было продано около 73 тыс. льготных авиабилетов – в 2,2 раза больше, чем годом ранее. Благодаря нашим предложениям маршрутная сеть дополнена магистральными авиалиниями Комсомольск-на-Амуре – Москва и Хабаровск – Сочи. Тот факт, что для многих молодых людей Хабаровского края стала доступна культура центральной части России, представляется сегодня очень важным.

Современная структура аэропорта позволяет принимать воздушные суда разных авиакомпаний. Существует регулярное авиасообщение с 21 городом России и 6 городами зарубежья: Ниигата, Токио, Сеул, Пекин, Харбин, Бангкок. К 2015 году мы ожидаем увеличение перевозок через аэропорт Хабаровска до 2,1 млн пассажиров. Это станет возможным благодаря развитию аэропортовой инфраструктуры. На базе аэропорта в будущем планируется создать международный логистический узел (хаб). Проектом глобальной реконструкции занимается корейская компания.

Кроме того, компания «Сухой» планирует организовать здесь центр предпродажной подготовки и обслуживания самолетов «Сухой Суперджет – 100». Я уже отмечал, насколько важно, когда крупная компания приходит работать в регион. Это и налоги, и новые рабочие места.

Развитие транспортной сферы является локомотивом реализации самых амбициозных идей модернизации и экономического благополучия края, Дальнего Востока. Благодаря этому молодые люди не уезжают жить и работать в другие регионы страны, а видят перспективу там, где родились и выросли.

Улучшение демографической ситуации, создание условий для достойной жизни жителей края является важным стратегическим ориентиром сегодняшнего и завтрашнего дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика