Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Всё начинается с дорог | Издательский дом

Всё начинается с дорог

 

Министр дорожно-транспортного комплекса и связи Республики Тыва Игорь Грейсеров

 

 

Всё начинается с дорог – сближение городов и сел, людей, реализация инвестиционных проектов, рост экономики, расширение межсубъектных и международных отношений.

 

 

ИСТОРИЯ ДВУХ НАРОДОВ

 

 Дороги на территории современной Тувы существовали давно, о чем говорит тот факт, что 390 лет назад, в октябре 1616 года, в сторону Убсу-Нура продвигались конные повозки. Это было первое русское посольство. Ехали на подводах царские послы: атаман Василий Тюменцев и десятник Иван Петров, ехали в сопровождении служилых людей. Временами продвигались вьючно, переходя небольшие реки вброд.

Теми же путями, вьючными тропами 26 октября 1616 года отправилось к русскому царю и первое посольство Алтына-хана во главе с Скаяном Мергеном и Кичен-бакшей. В апреле 1617 года их принял в Грановитой палате сам Михаил Федорович Романов.

Постоянные контакты русских и тувинцев возникли в течение XVIIвека. В верховьях Енисея были построены Абаканский и Саянский остроги. Сторожевые казачьи посты выдвинулись в самую глубь Саян. Казаки, отправляясь туда, брали с собой для обмена промышленные товары: топоры, котлы, ножи – и получали от тувинцев за них овчины, дохи и скот. Позже возник на речке Иджиме, вблизи границы, постоянный русский обменный пункт. Удобным местом для обмена стал и пограничный знак Бом-Хемчик.

Значительную роль в укреплении русско-тувинских связей сыграло село Верхне-Усинское, основанное в начале XIXвека старообрядцами. Шли переселенцы охотничьими тропами, преодолевая буреломы, каменистые осыпи и топи.

После заключения в ноябре 1860 года Пекинского дополнительного договора об определении русско-китайских границ, порядке дипломатических сношений и о торговле еще более расширились связи между Россией и тувинскими племенами. Русским купцам разрешили беспошлинную торговлю в Урянхайском крае. Минусинские торговцы, преодолевая большие расстояния, труднопроходимые места в горах и по Енисею, стали отправлять целые караваны с товарами за Саяны. Так началась история постоянных торговых, экономических отношений русских с тувинцами. Бытует даже утверждение, что тувинцев повернули к России купцы. Расширение торговли русскими купцами, которые в 70–80 годы XIXстолетия стали открывать в Туве торговые фактории, привело к мысли о строительстве дороги через Саяны.

26 августа 1910 года в деревне Григорьевка в 10 часов утра был отслужен молебен в честь начала строительства колесной Усинской дороги.

1914 год ознаменовался установлением протектората России над Тувой и началом Первой мировой войны. Эти события привели к замедлению темпа строительства дороги.

Создание государства Танну-Тува улус, который провозгласил Всетувинский учредительный хурал (съезд), проходивший с 13 по 16 августа 1921 года в местности Суг-Бажы, где находился русский поселок Атамановка (ныне Кочетово), позволило по-настоящему возобновить строительство дороги. И молодое правительство этого государства, кроме решения государственного строительства, занимается и строительством дорог. Так, в 1933 году начинается строительство Усинского тракта со стороны города Кызыла Тувинской Народной Республики. Старожилы Усинского тракта вспоминают: переломным был 1934 год, тогда в ТНР доставлено 4212 тонн грузов. В то время подобная цифра считалась рекордной. В 1937 году строительство Усинского тракта в грунтовом исполнении завершилось и из Москвы пришло указание оформить приемку дороги в эксплуатацию. Завершение строительства Усинского тракта для молодого государства имело огромное значение. По этой единственной дороге, которая связывает ТНР с внешним миром, завозились товары народно-хозяйственного значения, от иголки до станков, от автомобилей до стройматериалов. В 1925 году по Усинскому тракту из Минусинска в Кызыл пришел первый автомобиль. Это был легковой «Додж» на колесах с деревянными спицами. С приходом автомобилей социально-экономическая жизнь Тувинской Народной Республики получила несравнимое развитие.

О необходимости усилить работу по улучшению дорог между хошунами (районами), сумонами (селами) и центром говорилось еще в постановлении Совета министров ТНР от 16 августа 1933 года.

Началом развития дорожного дела в Республике Тыва можно считать рапорт начальника строительства дороги «Госграница – Кызыл-Хото» Курбатского и председателя рабочкома Хасановича председателю Совета министров ТНР т. Чурмит-Тажи, заместителю председателя Совета министров и министру торговли и промышленности ТНР т. Ойдуп, председателю ЦК ТНРП т. Тока, что «Задание Правительства ТАР устроить улицу им. Ленина в г. Кызыле и построить грунтовую пригородную дорогу к 1 июня 1936 года – нами выполнено, работы закончены, и 3 июля по улице и пригородной дороге можно открыть движение».В этом же году при Совете министров ТНР создан отдел по эксплуатации дорог и строительству мостов.

 

 

ОПОРНАЯ СЕТЬ

 

С тех пор прошло 75 лет. За это время территория Республики Тыва покрылась паутиной дорог разных значений и технических категорий. Протяженность автомобильных дорог общего пользования – 5257,4 км, в том числе 378 кмфедерального значения, 1891,1 кмрегионального или межмуниципального значения, местного – 2988,3 км. Автомобильных дорог с твердым покрытием – 3094,7 км. С созданием Дорожного фонда Республики Тыва муниципальные дороги районов войдут в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

         В самом центре Азии, в верховьях реки Енисей, находится Республика Тыва. Ее основ­ными путями сообщения, в силу географического положения, являются автомобильные дороги (расстояние от г. Кызыла до ближайшей железнодорожной станции – 430 км). Тыва – горная республика, высокие отроги занимают более 80% ее террито­рии. И это накладывает свой отпечаток на развитие региональной опорной сети автомобильных дорог. Автотрассы проходят через тайгу по сложному рельефу с кот­ловинами и горными массивами Западными и Восточными Саянами, Танну-Олу, Хемчикским хребтом, пролегают по степям Эрзинского, Тес-Хемского и Овюрского районов.

 Опорную сеть составляет 378-километровый участок федеральной магистрали М-54 «Енисей» Красноярск через Абакан – Кызыл – государственная граница с Монголией. Эта дорога от г. Минусинска до г. Кызыла до 11 октября 1944 года называлась Усинским трактом. На участке Кызыл – государственная граница с Монголией дорога проходит через перевал Калдак-Хамар. В 1938 году Центральный комитет Тувинской народно-революционной партии и Совет сайытов (министров) ТНР принял постановление о начале строительства дороги по Калдак-Хамару. Это была воистину народная стройка. Мобилизованы были жители всех кожуунов (районов). Эту стройку по праву можно сравнить со строительством БАМ.

Со дня вхождения Тувы в многонациональную семью народов СССР народное хозяйство республики получило бурное развитие, в том числе активно строились автомобильные дороги на территории Тувинской автономной области.

Осталь­ные транспортные артерии имеют региональное или межмуниципальное значение.

Среди них значимая авто­дорога Кызыл – Ак-Довурак протяженностью 295 км, которая соединяет столицу республики с де­вятью западными районами. В 1949–1951 годы разрабатывается проектно-сметная документация на строительство этой дороги. Строительство начинается в 1951-м и заканчивается в 1968 году.

Вторым выходом на железнодорожную станцию к соседней Хакасии, где действует железнодорожное сообщение, является 238-километровая автомобильная доро­га Ак-Довурак – Абаза. Строительство, связанное с возведением горно-обогатительного комбината «Туваасбест», началось с двух сторон: со стороны г. Абаза и г. Ак-Довурак в 1951 году. Вследствие такого решения строительство дороги завершено за сравнительно короткий срок – в 1968 году, в результате чего время доставки асбеста до ближайшей железнодорожной станции сократилось в три раза.

 

 

ТЫВА СЕГОДНЯ

 

В настоящее время республика все еще отстает от большинства других регионов страны по показателям развития сети дорог с твердым покрытием. Их плотность у нас составляет 19 кмна 1000 кв. км территории. Для сравнения: в Алтае – 32 км, в Хакассии – 41 км. Нам остро не хватает современных, надежных в эксплуатации трасс, в том числе асфальтирован­ных. До сих пор есть два района, куда не всегда можно добраться на машине. Правительство республики принимает все необхо­димые меры по решению этой проблемы. Для этой цели разработаны РЦП «Модернизация транспортной системы Республики Тыва» и ведомственная целевая программа со сроками действия на 2 года «Концепция транспортной политики Республики Тыва». Также утверждена трехлетняя програм­ма дорожно-строительных работ, где учтены новые норма­тивы денежных затрат на содержание и ремонт автодорог регионального значения. В документе на эти цели заложен 30%-ный прирост финансирования по отношению к предыдущему году. Кроме того, в 2009–2011 годах субсидии местным бюджетам на модернизацию автомобильных дорог будут вы­деляться из Республиканского фонда софи­нансирования расходов по разделу «дорожное хозяйство», причем предусмотрено их ежегодное увеличение на 30%.

Строительство сельских автомобильных дорог финан­сируется за счет средств ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)».

Проведение всех вышеперечисленных мероп­риятий позволит предприятиям дорожной от­расли республики четко планировать свою деятельность и работать на перспективу.

14 октября 2011 года общественность, работники и ветераны дорожной отрасли республики отметили 75-летний юбилей со дня создания дорожной отрасли Республики Тыва. В этот день отдали дань памяти, уважения и восхищения тем людям, кто стоял у истоков развития дорожного дела в республике. Их очень много. Первыми были:

Намчак С.К.,начальник отдела эксплуатации и строительства мостов при Совете министров ТНР; Ензак О.Т.,начальник управления автодорог; Степанов И.С.,начальник управления автодорог; первый инженер-дорожник с высшим образованием, окончивший Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) Дамба Чымбаевич Монгуш.

Мы с гордостью вспомним всех тех, кто отдал свою жизнь, свой опыт, свою молодость, чтоб на территории республики были современные дороги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика