Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Инфраструктура области: потребности и возможности | Издательский дом

Инфраструктура области: потребности и возможности

 

 Министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин

 

 

Не будет преувеличением сказать, что тема развития транспортной инфраструктуры для каждого региона – это вопрос его стратегического развития, инвестиционной привлекательности и в конечном итоге конкурентоспособности в экономическом и социальном отношении.

         Самарская область не является здесь исключением. Более того, в силу исключительно высокой плотности хозяйственной деятельности, ее приграничного географического положения, высокого транзитного потенциала вопрос развития транспортной системы сейчас является приоритетным и во многом определяющим будущее региона.

         Самарская область занимает 10-е место по объему ВРП в стране, имеет достаточно высокую плотность железнодорожных путей и автомобильных дорог на единицу площади (12-е и 15-е место соответственно), а также значительный грузооборот по основным видам транспорта.

 

 

Актуальные вопросы

 

         Есть ряд серьезных ограничений и узких мест инфраструктурного характера, уже давно сдерживающих развитие Самарской области. Это создает трудности в реализации ряда федеральных проектов и крупных мероприятий международного значения.

Если говорить об инфраструктуре воздушного транспорта, то сегодня в Самарской области активно ведутся работы по реконструкции и модернизации международного аэропорта Курумоч. Реализация этого проекта позволит аэропорту организовать отправки воздушных судов всех типов без ограничения по взлетной массе. До конца 2016 года планируется достроить удлиненную до 3,5 кмосновную взлетно-посадочную полосу аэродрома и обновить парк воздушных судов.

Правительство Самарской области предприняло все необходимые шаги по привлечению средств частных инвесторов к реализации этого проекта. Так, в начале 2012 года было подписано инвестиционное соглашение с ОАО «Кольцово-Инвест», аффилированного с группой компаний «РЕНОВА», о реализации проекта строительства нового аэровокзального комплекса, реконструкции и модернизации инженерных систем и коммуникаций международного аэропорта Курумоч, а также его эксплуатации.

До конца 2017 года планируется расширение пассажирского терминала до 60 тыс. кв. м, расширение грузового терминала, строительство 4-звездочного отеля и многоуровневого паркинга, а также многое другое. В соответствии с инвестиционным соглашением, объем финансирования до 2017 года составит более 5 млрд рублей. В результате к 2020 году аэропорт сможет обслуживать более 5 млн пассажиров в год, что в 3 раза больше по отношению к 2008, докризисному году.

При этом возникает вопрос: как жители Самары, Тольятти и других близлежащих городов смогут быстро добраться до аэропорта? Решение, предложенное правительством Самарской области, основано на опыте, апробированном во многих крупных городах. Это – организация скоростного железнодорожного движения на участке Самара – аэропорт Курумоч и Тольятти – аэропорт Курумоч. Данная тема становится еще более актуальной в связи с тем, что Самара претендует на то, чтобы в 2018 году принять у себя чемпионат мира по футболу.

Связывать между собой близлежащие региональные центры может не только железнодорожный, но и водный пассажирский транспорт. Несколько десятилетий назад по Волге – главной водной транспортной артерии России, объединяющей регионы ПФО, – мы добирались из Нижнего Новгорода в Чебоксары, из Казани – в Ульяновск, из Самары – в Саратов, Волгоград и Астрахань.

 

 

Проблемы межрегиональных перевозок

 

 К сожалению, приходится констатировать, что сегодня практически не осталось межрегиональных перевозок между городами округа. Суда, отработавшие свой ресурс, постепенно выходят из строя. Речные вокзалы, дебаркадеры и пристани имеют практически 100-процентный износ. Скоростные суда на подводных крыльях фактически не строятся. Будь все это в другом состоянии, межрегиональные пассажирские перевозки с Казанью, Ульяновском, Саратовом и Балаково могли бы быть восстановлены. Еще одним звеном водного пассажирского транспорта являются внутриобластные перевозки. Это социально значимый элемент транспортных коммуникаций между населенными пунктами, не связанными мостовыми переходами, то есть имеющими недостаточную транспортную доступность. Сегодня для поддержания в исправном техническом состоянии речного флота в рамках областной целевой программы «Развитие пассажирского транспорта в Самарской области до 2016 года» предусматривается предоставление субсидий в объеме 295 млн рублей.

Однако этого недостаточно. Необходимо кардинальное обновление флота.

Если бы новые современные суда были приобретены до 2018 года, то в рамках проведения чемпионата мира по футболу они могли бы быть использованы для доставки официальных делегаций и болельщиков из близлежащих волжских городов до стадиона, а также служили бы плавучими гостиницами и ресторанами.

 

 

Дорожная инфраструктура

 

Невозможно говорить о полномасштабном развитии транспортной инфраструктуры без учета развития сети автомобильных дорог.

В настоящее время на территории Самарской области осуществляется реализация двух масштабных проектов: строительство мостовых переходов Кировский иФрунзенский.

Строительство мостового перехода Кировский с вантовым мостом через реку Самару и 11-километровым участком дороги от проспекта Кирова до Обводной дороги города Самары близится к завершению.

В ходе его строительства были применены такие современные технологии, как армирование слабого основания геосинтетическими материалами и укрепление откосов подтопляемой насыпи геоматами типа «Инкоматы».

В новых проектах дорожно-мостового строительства мы продолжаем ориентироваться на применение современных технологий и материалов, например, используем добавки в цементобетонные и асфальтобетонные смеси типа ЩМА, произведенные из продуктов высокотехнологичной переработки нефти, а также геосинтетические материалы для армирования различных конструкций.

Строительство мостового перехода Фрунзенский находится на подготовительном этапе.

По завершению строительства 22-километровый участок дороги с мостом через р. Самару обеспечит пропуск транспортных потоков между городом Самарой и федеральными автодорогами М-32 и М-5, а также улучшит транспортную связь нашей губернии с южными регионами страны и Казахстаном.

Одним из объектов дорожного строительства, который может в разы повысить инвестиционную привлекательность региона, может стать автомобильная дорога в обход Тольятти с выходом на автомобильную дорогу М-5 «Урал» и подъездами к особой экономической зоне, технопарку «Жигулевская долина» и АвтоВАЗу. Этот маршрут тем более значим для региона, что проект включает в себя строительство мостового перехода через Волгу.

В настоящее время в Самарской области не существует ни одного моста через Волгу, а участок федеральной автомобильной дороги М-5 «Урал» проходит по гидротехническим сооружениям Жигулевской ГЭС.

Кроме того, плотина ГЭС не может считаться перспективным направлением из-за отсутствия технической возможности расширения проезда, а пропускная способность дороги значительно ниже, чем на других участках в пределах Самарской области.

Таким образом, дублирование существующего участка дороги через плотину мостовым переходом крайне необходимо, учитывая, что ближайшие мосты находятся в Саратовской и Ульяновской областях.

Если этот объект будет включен в «Транспортную стратегию РФ на период до 2030 года», то строительство альтернативной автомагистрали с мостом через реку Волгу позволит обеспечить безопасный и скоростной транзитный проезд по территории области, а также дать импульс транспортно-логистическим процессам в рамках развития международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Транссиб».

Тем более что в будущем развитие данного направления свяжет в единую сеть строящиеся на территории области транспортно-логистические комплексы и обеспечит интенсивное развитие Самарско-Тольяттинской агломерации.

В целом же Концепция развития транспортно-логистической системы региона ведется с учетом как мировых тенденций в целом, так и приоритетных задач Правительства РФ. В том числе в части реализации стратегии ПФО, а также подготовки к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика