Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Итоги 2010-го и планы развития в 2011 году | Издательский дом

Итоги 2010-го и планы развития в 2011 году

 


Начальник управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи Виктор Давыдов

 

  

 

  

 

 

Транспортная система края представлена железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным транспортом и является одним из важных факторов, увеличивающих его инвестиционную привлекательность. Основные направления развития транспортной инфраструктуры изложены в «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р.

 

 

Итоги социально-экономического развития в 2010 году:

 

 

Перевезено грузов

Грузооборот

январь – декабрь
2010,
тыс. т

в % к
соответствующему периоду
прошлого года

январь – декабрь
2010,
млн т-км

в % к
соответствующему периоду
прошлого года

Виды транспорта общего пользования:

15 460,0

111,5

54 434,3

108,4

в том числе:

 

 

 

 

железнодорожный

9656,7

117,4

53 286,0

108,2

автомобильный

4397,2

99,6

915,8

111,0

внутренний

водный

765,5

109,0

156,4

в 1,8 р.

 

Перевезено пассажиров

Пассажирооборот

январь – декабрь
2010,

тыс. человек

в % к
соответствующему периоду

прошлого года

январь – декабрь
2010,

млн пасс.-км

в % к
соответствующему периоду прошлого года

Виды транспорта
общего пользования:

205 401,6

94,3

3094,5

95,5

в том числе:

 

 

 

 

железнодорожный

12 585,7

80,5

1130,0

89,9

автомобильный

192 467,1

95,3

1959,4

99,1

внутренний

водный

348,8

122,3

5,1

115,6

             

 

 

Железнодорожный транспорт

 

Длина железных дорог на территории края составляет 1584 км, развернутая – 2520 км, с учетом подъездных путей – 4,5 тыс. км. Железнодорожное сообщение имеют более половины административных районов края (37 из 60). Перспективным ресурсом развития железнодорожного транспорта является его «транзитное» положение на пересечении целого ряда международных и региональных маршрутов. Данный фактор отражен в «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года».

Объемы погрузки на Алтайском отделении ЗСЖД в 2010 году увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17,4%.

По итогам 12 месяцев 2010 года общий грузооборот Алтайского отделения ЗСЖД составляет около 53,3 млрд тонно-километров, что на 8,2% больше грузооборота за аналогичный период 2009 года.

         В рамках Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве администрации края и ОАО «РЖД» на 2009–2011 годы инвестиции железной дороги на развитие железнодорожной инфраструктуры на территории края в 2010 году составили более 1 млрд 851 млн рублей.

На финансирование выпадающих доходов ОАО «Алтай-Пригород» вследствие государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки в пригородном сообщении и перевозку льготных категорий граждан регионального регистра в бюджете края направлены средства в объеме 125,4 млн рублей. Это позволит сохранить в полном объеме график движения социально значимых пригородных поездов.

Из инвестиционных проектов завершена реконструкция железнодорожного вокзала на ст. Алтайская общей стоимостью 126 млн рублей и санатория-профилактория «Алтай».

В 2009 году по инициативе и при участии администрации края на неэлектрофицированном участке железной дороге успешно введен в обращение первый в России скорый пригородный поезд «Калина красная». Поезд можно по праву считать визитной карточкой Алтайского края. В преддверии 2011 года, объявленного Годом российской космонавтики, компанией ОАО «Алтай-Пригород», администрацией Алтайского края и ОАО «РЖД» проведен пуск второго маршрута скорого пригородного поезда с названием «Восток» отправлением со станции Бийск в утренние часы.

Инвестиционная программа 2011 года позволит реализовать мероприятия по программе развития железнодорожной инфраструктуры края на общую суммуоколо 2 млрд рублей.

Правлением Федеральной службы по тарифам (ФСТ) на заседании 07.12.2010 утверждена индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в РФ в 2011 году на 8% и на пассажирские перевозки на 10%.

 

 

Автомобильный транспорт

 

За 12 месяцев 2010 года показатели деятельности автомобильного транспорта в сфере грузовых перевозок сохранились на уровне прошлого года, а в сфере пассажирских перевозок незначительно снизились, по причине неблагоприятных погодных условий зимнего периода начала года.

Сеть автобусных маршрутов охватывает все города и райцентры, а также 1254 малых населенных пункта края. Всего в крае функционирует 886 регулярных маршрутов общей протяженностью свыше 73 тыс. км. На территории края работают 7 автовокзалов, 44 пассажирских автостанций.

Ежегодно автомобильный транспорт общего пользования перевозит более 200 млн пассажиров, что составляет 92% всего объема перевозок пассажиров в крае, выполняя почти 2 млрд пасс.-км, или 60% общего пассажирооборота.

В 2010 году в г. Барнауле введена в действие автостанция «Южная». Продолжаются работы по реконструкции автовокзала г. Бийска. Проведенные мероприятия с заменой оконных витражей позволят сэкономить в зимнее время около 25% тепловой энергии. Продолжаются работы по реконструкции посадочной площадки Барнаульского автовокзала в свете требований, предъявляемых к автовокзалам Федеральным законом от 16.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и Указом Президента России от 31.03.2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».

В продолжение программы 2009 года по поддержке Росавтопрома получено 440 единиц автотранспортных средств и коммунальной техники. В соответствии с постановлением Правительства России от 31.12.2009 № 1184 «Об утверждении правил распределения и предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники» проведены аукционы и заключены контракты на приобретение 193 единиц техники на общую сумму 236,7 млн рублей (165,7 млн рублей – из федерального и 71,0 млн рублей – из краевого бюджетов). До конца года получены 165 единиц. Проблемы получения недопоставленных по вине поставщиков 28 единиц в настоящее время решаются с Минрегионом и Минпромторгом России.

В 2009 году начата работа по созданию автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления междугородными пассажирскими перевозками на базе ОАО «Барнаульский автовокзал». В настоящее время продолжается работа с автоперевозчиками по оснащению автобусов, обслуживающих межмуниципальные и межсубъектные маршруты, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. По состоянию на 31.12.2010 оборудовано указанной аппаратурой, с осуществлением контроля регулярности и скоростного режима через центр диспетчерского наблюдения Барнаульского автовокзала, 546 автобусов 76 перевозчиков. В течение 2011 года планируется, оснастив аппаратурой спутниковой навигации все автобусы, выполняющие перевозки пассажиров в крае, отработать все вопросы их диспетчеризации, а также взаимосвязь и информирование экстренных служб о ДТП и чрезвычайных ситуациях.

Созданное для модернизации трамвайного и троллейбусного парка КГУ «Алтайэлектротранс» в 2009 году приступило к созданию опытных образцов трамваев и троллейбусов. Кроме сборки, КГУ занимается глубокой реконструкцией существующего подвижного состава горэлектротранспорта, что позволит добиться экономии электроэнергии до 35–40%. В ходе реализации КЦП изготовлен один трамвай «Пионер», реконструировано два трамвая Т-3 для г. Барнаула, один трамвай КТМ для г. Бийска, изготовлен троллейбус для г. Рубцовска. Для этой цели закуплены восемь трамвайных вагонов, находившихся вГермании на консервации. Один из них реконструирован и передан для эксплуатации в г. Бийск, еще два реконструированных вагона подготовлены к передаче для эксплуатации в г. Барнаул. Реконструкция остальных будет проведена до мая 2011 года. В эти же сроки будет завершена сборка трех троллейбусов, два из которых для г. Барнаула и один – для г. Рубцовска.

В ходе ликвидации последствий лесного пожара села Николаевка Михайловского района принималось участие по обеспечению транспортом для доставки строительных грузов. Автоперевозчик ООО «Алтранс-Авто» (Фарафонов А.Д.) предоставил с 10.09. по 30.11.2010 т.г. бесплатный проезд пострадавшим от пожаров.

 

 

Внутренний водный транспорт

 

Внутренние водные пути представлены судоходными реками Обь, Бия, Катунь. Общая длина речных путей – 781 км, в том числе обслуживаемых с гарантированными глубинами (судоходных) – 541 км. Объемы перевозимых грузов незначительны и составляют около 5%.

На осуществление перевозок пассажиров в пригородном сообщении направлено 11 858,0 тыс. рублей краевых средств. На 2010 год сохранены все маршруты данного вида транспорта, а стоимость проезда уже на протяжении трех лет не повышается.

Объем перевозок пассажиров предприятиямитранспорта за навигационный период т.г. составил 348,8 тыс. пассажиров, в том числе ООО «Барнаульский речной порт» перевезено 196,5 тыс. человек. В 2010 году отмечен рост пассажиров, перевезенных обществом, к аналогичному периоду 2009 года, составивший 122,3%. Увеличение показателей связано с устойчивой теплой погодой в летние месяцы года и длительным периодом паводка.

Перевозка грузов в общем объеме перевозок занимает незначительную часть. ООО «Алтайречфлот» в 2010 году перевезено 765,5 тыс. тонн, что составляет 110,6% к СППГ. Увеличение объемов перевозимых грузов связано с ростом спроса на строительные материалы на внутреннем рынке края и Новосибирской области.

 

 

Авиационный транспорт

 

 Аэропортовую деятельность осуществляет ОАО «Авиапредприятие «Алтай», обеспечивающее весь спектр услуг по аэропортовому, наземному и техническому обслуживанию воздушных судов, эксплуатируемых в РФ, кроме В-747. Постановлением Правительства РФ от 20.05.2008 № 377 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 «О федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» утверждена ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» с подпрограммой «Гражданская авиация», в перечень строек которой включена реконструкция аэропортовых комплексов:

– Михайловка (г. Барнаул): проектирование – 2013 год; реконструкция –2014–2015 годы. Общий объем финансирования – 3583,0 млн рублей, что позволит провести реконструкцию ВПП и инфраструктуры аэродрома;

– г. Бийска: реконструкция – 2012–2014 годы. Общий объем финансирования – 1439,7 млн рублей.

ОАО «Авиапредприятие «Алтай» провело ряд мероприятий, направленных на улучшение материально-технической базы предприятия и условий обслуживания пассажиров.

         В летний период 2010 года география полетов из аэропорта г. Барнаула по сравнению с 2009 годом расширилась. Жители края получили возможность летать прямыми рейсами в города Анапу, Краснодар, Сочи, Ростов.

         Расширилась география международных полетов, выполнение чартерного рейса в Бангкок было продлено с января по май текущего года. Открыт новый рейс в Ганновер (Германия) через аэропорт г. Сочи. Работа по развитию сети маршрутов из г. Барнаула продолжается, так после двухлетнего перерыва возобновляется рейс Красноярск – Барнаул – Красноярск с 10.12.2010 года частотой один рейс в неделю. Завершается работа с Казахской авиакомпанией по открытию рейса Барнаул – Алма-Аты, открыта продажа на прямой рейс Барнаул – Дюссельдорф.

Основные показатели по итогам работы за 2010 год следующие: обслуживание пассажиров – 318 тыс., на международных – 39 тыс. человек, груза – до 2,717 тыс. тонн, доходы свыше 697 млн рублей. В планах на 2011 год увеличить доходную часть до 800 млн рублей, пассажиров – 338 тыс., на международных – до 54 тыс. человек. Запланировано приступить к строительству международного сектора и зала официальных делегаций за счет собственных и заемных средств.

         АКГУП «Алтайские авиалинии» в текущем году освоило и приступило к эксплуатации новых вертолетов R-44 «Робинсон». Данные вертолеты позволили возобновить работу собственными силами по охране лесов от пожаров и незаконной вырубки. Выполнены плановые ремонты двух вертолетов Ми-8, самолета Ан-2 и продлен ресурс Ми-8 № 25548.

         В связи с проведением ремонта на вертолетах по итогам года налет на них недовыполнен на 1000 часов, а доход – на 43 млн рублей.

 

 

Дорожное хозяйство

 

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в крае составляет 16 691 км(в том числе федеральных – 627,0 км). По этому показателю мы занимаем третье место в России и первое в СФО. Из общей протяженности автомобильных дорог 181,4 кмимеют цементобетонное покрытие, 7907,5 км – асфальтобетонное покрытие, 6500,8 км – щебеночное покрытие и 2102,7 км – грунтовые дороги. На дорогах расположены 836 мостовых сооружений длиной 31 239 пог. м и 7084 шт. водопропускных труб длиной 112 154 пог. м.

Основу транспортной инфраструктуры составляют федеральные автодороги М-52 «Чуйский тракт» с подъездом к Барнаулу и А-349 «Барнаул – Рубцовск – граница Казахстана», а также автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения.

Развитие автомобильных дорог в крае осуществляется в рамках разработанной и утвержденной распоряжением администрации края от 30 ноября 2009 года№ 387-р «Стратегией развития автомобильных дорог Алтайского края на период до 2025 года»,в основе которой лежит увеличение пропускной способности транспорта за счет увеличения доли дорог Iи IIтехнических категорий при реконструкции, строительстве обходов городов Барнаула, Бийска, Рубцовска; обеспечение транспортной доступности к особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоне «Сибирская монета».

За последние пять лет в крае построено, реконструировано и отремонтировано более 1500 кмавтодорог, более 6300 пог. м мостов и путепроводов, в том числе шероховатая поверхностная обработка произведена более чем на 5000 кмавтодорог.

  Осуществляется внедрение системы ГЧП при строительстве автомобильных дорог. На этой основе начато строительство автодороги Змеиногорск – Рубцовск – Михайловка – Славгород – Карасук, договор заключен с ООО «УГМК-Холдинг» и ОАО «Сибирь-Полиметаллы».

Дорожниками проводится работа по строительству и реконструкции объектов, имеющих стратегическое значение и обеспечивающих выход на сопредельные государства и субъекты РФ.

При планировании расходования средств в первую очередь решаются вопросы повышения безопасности дорожного движения и снижения аварийности на дорогах. Ежегодно на эти цели расходуется более 300 млн рублей.

На дорогах края в настоящее время расположено более 600 объектов дорожного сервиса, большая часть которых построена и введена в эксплуатацию с 1990 по 2000 год.

В 2010 году в крае на развитие и содержание автомобильных дорог направлено 4,8 млрд рублей, в том числе:

– 2545,7 млн рублей – из краевого бюджета на строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (в том числе кредит из ФБ – 471,9 млн рублей);

– 1449,5 млн рублей – на федеральные автомобильные дороги, выделенные из федерального бюджета;

– 159,2 млн рублей – субсидии из краевого бюджета на ремонт улично-дорожной сети городских округов и муниципальных районов с долевым участием в сумме 32,0 млн рублей;

– 563,3 млн рублей – благоустройство г. Барнаула, средства выделены в виде субсидий из федерального бюджета с долевым участием города в сумме 30,7 млн рублей.

В 2010 году в Алтайском крае:

1. Построено и реконструировано автомобильных дорог первой – третьей технической категории – 9,1 км.

2. Построено и реконструировано мостовых сооружений – 9 шт./451,98 пог. м.

3. Отремонтировано автомобильных дорог – 235,11 км.

4. Отремонтировано мостовых сооружений – 17 шт./490,5 пог. м.

5. В г. Барнауле реконструировано и отремонтировано 135 объектов, приведено в нормативное состояние 775,8 тыс. кв. м дорог.

 

 

Основные объекты 2010 года:

 

– Мостовой переход через р. Катунь у с. Ая, в текущем году освоено 286,0 млн рублей, сдача в эксплуатацию – 2011 год.

– Автомобильная дорога Алтайское – Ая – Нижнекаянча в Алтайском районе. Всего освоено 102,4 млн рублей, введено в эксплуатацию 3,263 кмдороги.

– Автомобильная дорога Павловск – Ребриха – Буканское в Павловском районе, введено в эксплуатацию 3,5 км. Освоено 106,5 млн рублей.

Сданы в эксплуатацию мостовые переходы через р. Ангуреп и Марушку в Целинном районе, а также два мостовых перехода через р. Генералку в Чарышском районе.

Произведен ремонт мостов в Баевском, Кытмановском, Смоленском, Первомайском, Рубцовском, Хабарском, Чарышском, Троицком районах.

В дорожном хозяйстве края в 2010 году действовало 5 карьеров на промышленной основе и 15 притрассовых карьеров. За 12 месяцев произведено около 850 тыс. тонн нерудных материалов, из них щебня – 599 тыс. тонн, минеральной крошки – 29,5 тыс. тонн. Новоалтайским заводом мостовых конструкций за 12 месяцев 2010 года произведено 6,7 тыс. куб. м сборного железобетона и 277 куб. м товарного железобетона.

В целях увеличения производительности и улучшения качества выполняемых дорожных работ, повышения уровня технической оснащенности и модернизации собственных карьеров в 2010 году за счет средств краевого бюджета и средств предприятий приобретены 5 снегоуборочных машин, 2 трактора, 2 прицепные машины для ямочного ремонта, погрузчик, экскаватор, дробилка, 16 тракторов и др.

В дорожном хозяйстве края смонтировано и введено в эксплуатацию 583 единицы навигационного оборудования. Объем средств, направленных на финансирование внедрения ГЛОНАСС, составил 19,99 млн рублей.

В соответствии с законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году на дорожное хозяйство предусмотрено направить 3070,585 млн рублей, в том числе 2600,585 млн – из краевого бюджета, 470,0 млн – кредит из федерального бюджета. На развитие улично-дорожной сети районных центров и городов будет направлено 161,3 млн рублей.

В рамках ФЦП, направленной на сокращение количества сельских населенных пунктов, не обеспеченных постоянной круглогодичной связью по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования, в 2011 году будут выделены субсидии из федерального бюджета. В Федеральном дорожном агентстве предварительно от края принята заявка на 360,0 млн рублей.

 

Основные статьи распределения средств:

1. Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений, расположенных на них.

2. Уплата налогов.

3. Ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений, расположенных на них.

4. Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.

5. Ремонт, строительство и реконструкция производственных баз.

6. Приобретение дорожно-эксплуатационной техники.

В настоящее время рассматривается вопрос о создании целевых дорожных фондов, закреплении постоянных источников финансирования дорожных работ, что позволит более эффективно использовать средства краевого и федерального бюджетов, направляемые на эти цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика