Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Обновленная Транспортная стратегия | Издательский дом

Обновленная Транспортная стратегия

 

Транспортная стратегия Российской Федерации – основной стратегический документ, который определяет направление развития всего транспортного комплекса страны.

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

 

В рамках поручений Президента и Правительства Российской Федерации Минтрансом России проведена работа по актуализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Сбалансированное развитие и модернизация транспортной инфраструктуры страны, включая развитие объектов федеральной, региональной и частной собственности, возможно осуществлять только при условии согласования действующих программ и планов развития транспорта.

Таким образом, Транспортная стратегия вместе с утвержденной Правительством РФ государственной программой «Развитие транспортной системы» станет важнейшим инструментом стратегического и среднесрочного бюджетного планирования.

Действующая редакция Транспортной стратегии, утвержденная в 2008 году, базировалась на отличных от сегодняшнего дня индикаторах мировой конъюнктуры, направлений основных грузопотоков, уровня потребительского спроса и других параметрах.

 

Актуализация Стратегии проведена исходя из определения ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации с учетом прогнозов Минэкономразвития, обновленных показателей планируемых потребностей отраслей экономики и субъектов Российской Федерации, а также последствий вхождения России в ВТО и создания Единого экономического пространства.

 

 

ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ

 

В последние годы на транспорте наметились и закрепились определенные позитивные тенденции.

Валовая добавленная стоимость, созданная на транспорте, увеличилась за последние 10 лет в 2,3 раза (7%ВВП), экспорт транспортных услуг вырос почти в 5 раз (в 2011 году – более 14 млрд долларов), грузооборот транспортного комплекса – на 35% (2,6 трлн тонно-км), объем инвестиций – почти в 2 раза (с 2000 года(в сопоставимых ценах) и составил в 2011 году более 1,2 трлн рублей).

В рамках федеральных целевых программ проводилась целенаправленная работа по поддержанию в работоспособном состоянии и модернизации всех ключевых сегментов транспортной инфраструктуры страны.

 

При этом следует констатировать, что, несмотря на значительные успехи, транспортная система России в ее нынешнем состоянии не позволяет в полном объеме удовлетворить спрос растущих сегментов национальной экономики, обеспечить конкурентоспособные позиции на мировом рынке транспортных услуг, а также поддерживать должный уровень мобильности населения.

Так, например, транспортная подвижность преобладающей части населения остается на низком уровне – около 7 тысяч км на 1 человека в год.

Остаются высокими риски гибели населения в дорожно-транспортных происшествиях. Продолжает увеличиваться негативное воздействие транспорта на окружающую среду.

 

Транспортная система в целом не обладает резервами «долговременной устойчивости».

В связи с этим растет количество участков как железных, так и автомобильных дорог с ограниченными пропускными способностями.

В режиме перегрузки эксплуатируется более четверти общей протяженности федеральной автодорожной сети, в том числе практически все участки дорог, примыкающие к крупнейшим городам России.

На низком уровне остается развитие местных и региональных авиаперевозок.

Возрастает дисбаланс между темпами развития российских портов и смежной транспортной инфраструктуры.

Требуют решения и другие проблемы развития транспортной системы России.

 

Цели и индикаторы развития

Стратегия является, по сути дела, развернутым ответом на поставленные перед отраслью задачи.

В документе определены цели, индикаторы и задачи долгосрочного развития транспортного комплекса, инвестиционные и инновационные приоритеты, принципы и механизмы реализации государственной транспортной политики.

Они упорядочены в виде вертикально интегрированной системной модели, которая позволяет организовать эффективный мониторинг индикаторов и управление реализацией Стратегии.

На верхнем уровне миссия государства в сфере обеспечения функционирования и развития транспорта, а также стратегические приоритеты. Далее – цели и индикаторы развития. Затем – основные направления транспортной политики и задачи Стратегии. На следующем уровне – общие обеспечивающие задачи и механизмы реализации Стратегии. Далее даются оценка финансовых ресурсов и основные результаты.

В откорректированной Стратегии остались неизменными основные общесоциальные, общеэкономические и общетранспортные стратегические приоритеты транспортной политики.

Практически неизменной осталась целевая модель Стратегии.

Проект Стратегии исходит изпрогнозов социально-экономического развития страны по инновационному и консервативному (энерго-сырьевому) сценарию с возможностью ее реализации по форсированному варианту и, соответственно, различных сценарных рамок по бюджетным ограничениям.

При этом ряд принципиальных предпосылок являются общими.

Прежде всего речь идет о том, что при всех сценарных условиях:

·     необходимо предупредить угрозы деградации элементов базовой транспортной инфраструктуры;

·     должен быть удовлетворен спрос на грузовые перевозки, предъявляемый основными грузообразующими отраслями экономики;

·     должны быть выполнены требования, диктуемые членством России в ВТО и развитием Единого экономического пространства;

·     необходимо обеспечить рост мобильности населения, исходя из транспортной связности национальной территории.

Это означает необходимость к 2030 году как минимум удвоить показатель мобильности населения и выйти на уровень не менее 15 тысяч пасс-км на одного человека в год.

В этой связи предусматривается реализация прорывных, амбициозных проектов, таких как формирование в стране выделенной сети высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения, существенное развитие региональных авиаперевозок и других.

 

ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Сценарии развития требуют разного ресурсного обеспечения.

Разница между финансированием сценариев весьма значительна и составляет 45%.

При этом важно подчеркнуть, что частные инвестиции в большинстве случаев не замещают средства бюджета, а дополняют их либо идут вслед за ними.

Соответственно, ключевым сценарным условием является объем бюджетных ассигнований в транспортную систему.

Консервативный сценарийсоставлен под наиболее жесткие бюджетные ограничения. Он предполагает выбор узкого перечня приоритетных направлений, обеспечивающих лишь сдерживание первоочередных угроз для национальной экономики и социальной сферы.

Инновационный вариантпредполагает ускоренное и сбалансированное развитие транспортного комплекса страны. При этом транспорт рассматривается как активный фактор поддержания динамики экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики, являясь мультипликатором роста отраслей промышленности и регионов.

Кратко обратимся к сравнительным результатам, ожидаемым в рамках ключевых целей Стратегии.

 

1.     Формирование единого транспортного пространства России

Определенное продвижение в данном направлении будет обеспечено во всех случаях. При этом определены стратегические, долгосрочные задачи, требующие поступательного решения:

·       Во-первых, это переход к полноценной сетевой структуре железных и автомобильных дорог и, соответственно, к полицентрической модели пространственного развития страны.

·       Во-вторых – формирование выделенной инфраструктуры скоростных железнодорожных линий (порядка 9000 км) и высокоскоростных железнодорожных магистралей (порядка 3500 км), которые позволят не только повысить мобильность населения, но и высвободить занятые сегодня резервы грузовых линий.

В автодорожном комплексе – обеспечение разумного баланса между потенциалом дорожной сети и ростом автомобильного парка, прежде всего в крупных городах.

Важнейшая инициатива – активизация использования внутренних водных путей посредством переключения части сезонного грузопотока с автомобильного и железнодорожного на внутренний водный транспорт.

Эти мероприятия позволят кардинально повысить коммерческие скорости доставки грузов (железнодорожным транспортом – на 30%, автомобильным транспортом – в 2 раза, внутренним водным транспортом – почти на 60%).

 

2.      Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны

По этой цели в рамках обоих сценариев будут обеспечены транспортные нужды отечественной промышленности и добывающих отраслей, включая экспорт готовой продукции и ресурсов, а также освоение новых месторождений полезных ископаемых.

В этой связи предусматривается снятие инфраструктурных ограничений для реализации стратегий развития ключевых отраслей промышленности.

Нами уже начата реализация таких значимых для развития промышленности и территорий проектов, как строительство новых портов на полуострове Ямал и на Тамани, проектирование моста через реку Лену в Якутии, развитие железнодорожных подходов к портам Северо-Запада и Черноморского побережья и других.

В соответствии со Стратегией мы планируем реализовать еще более масштабные проекты, такие как модернизация БАМа и Транссиба, строительство высокоскоростных магистралей, дальнейшее развитие Северного морского пути.

В рамках данной цели также будет стимулировано обновление подвижного состава и поддержание его в нормативном состоянии.

 

3.      Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами

Новой редакцией Транспортной стратегии впервые предусмотрено регулирование вопросов, связанных с функционированием и развитием городских агломераций.

В рамках обоих сценариев будет смягчена острота транспортных проблем крупнейших городских агломераций – Московского, Санкт-Петербургского, Екатеринбургского, Пермского и других транспортных узлов, а также проблем транспортной доступности удаленных регионов.

Предусмотрено принципиальное увеличение территориальной связности страны и, соответственно, взаимной транспортной доступности центров социально-экономического развития с использованием видовых преимуществ каждого из магистральных видов транспорта.

Значительно повысится транспортная доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Широкомасштабное внедрение и использование спутниковых технологий ГЛОНАСС в сфере транспорта обеспечит повышение качества навигационно-информационного обеспечения транспортного комплекса, доступности, конкурентоспособности транспортных услуг, сокращения времени реагирования на происшествия и акты незаконного вмешательства в деятельность транспорта.

Интеллектуальные транспортные системыбудутспособствовать эффективному использованию ресурсов улично-дорожной сети и общественного транспорта, а также внедрению передовых транспортно-логистических технологий.

 

4.     Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны

По обоим сценариям будут выполнены ключевые мероприятия по реализации конкурентного потенциала России в сфере транзита и экспорта транспортных услуг, которые позволят:

·     соответствовать темпам развития транспортного и логистического потенциала наших ближайших региональных конкурентов;

·     формировать собственную эффективную альтернативу новым транспортным коридорам, идущим в обход российской территории.

 

5.     Повышение уровня безопасности транспортной системы

Безопасность является безусловным приоритетом. В этой связи продвижения по обоим сценариям не будут иметь кардинальных отличий.

Предусматриваются создание комплексной системы управления повышением безопасности на транспорте, дальнейшее развитие системы контроля и надзора на транспорте, совершенствование системы допуска к транспортной деятельности.

 

6.     Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду

По видам транспорта сокращение удельных выбросов составит от 24 до 53%.

Предусмотрен выход на европейские стандарты энергоэффективности и использования наиболее экологичных и экономичных двигателей и моторного топлива.

 

 

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

 

Проектом Стратегии также определены механизмы ее реализации.

Предусматривается создание конкурентоспособной институциональной среды, прежде всего для ведения транспортного и логистического бизнеса, а также для привлечения частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в рамках ГЧП, концессий, контрактов жизненного цикла.

Для этого Транспортной стратегией впервые предусмотрены:

1.     Формирование и регулярное ведение транспортного баланса на национальном и региональном уровне как основа для предсказуемого и стабильного развития бизнеса;

2.     Выстраивание системы долгосрочного гарантированного финансирования транспортных проектов.

Повышение инвестиционной привлекательности отрасли потребует развития экономических и финансовых механизмов ГЧП.

При этом важное значение будут иметь создание специализированных институтов финансирования развития инфраструктуры, внедрение механизмов проектного финансирования при реализации крупных инфраструктурных мероприятий.

Будет создана система регулярного мониторинга использования элементов транспортной инфраструктуры, состояния транспортных рынков и транспортного поведения населения.

 

 

НАУЧНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Реализация Транспортной стратегии также во многом зависит от эффективного научного и кадрового обеспечения.

Стратегия является инновационной по своему характеру, поэтому ее реализация требует опережающего развития научно-технической и технологической базы:

1.     Научное обеспечение Транспортной стратегии охватывает все ключевые направления развития транспортного комплекса. Одним из основных направлений являются разработка, научное сопровождение и мониторинг траспортно-экономического баланса.

2.     Сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли, совершенствование отраслевой системы подготовки и переподготовки кадров по всем направлениям.

 

 

СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ

 

Для достижения целей и индикаторов Стратегии потребуется создание эффективной системы мониторинга и управления ее реализацией, включая управление выполнением Госпрограммы и ФЦП.

Частью системы управления станет инновационная система транспортного планирования, основанная на транспортно-экономическом балансе и транспортном моделировании.

Важнейшее значение при этом будет иметь развитие организационных механизмов реализации Стратегии: формирование и увязка отраслевых и региональных программ, подготовка соответствующих нормативно-правовых актов.

 

 

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

 

Основные ожидаемые итоги реализации Транспортной стратегии оценены по группам главных целевых ориентиров.

Общесоциальными итогами реализации Стратегии являются:

·       обеспечение доступности и качества транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами;

·       повышение подвижности населения до 15 тысяч км на 1 человека в год, что в 2,4 раза выше показателя 2010 года. Авиационная подвижность увеличится более чем в 2,5 раза;

·       обеспечение постоянной круглогодичной связи всех сельских населенных пунктов, имеющих перспективы развития;

·       сокращение доли населения, не обеспеченного доступом к услугам автотранспорта общего пользования, к 2030 году с 10 до 2%;

·       обеспечение ценовой доступности транспортных услуг;

·       существенное снижение аварийности, рисков и угроз безопасности по всем видам транспорта;

·       значительное уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

 

Общеэкономическими итогами реализации Транспортной стратегии являются:

·       обеспечение запланированных темпов роста внутреннего валового продукта за счет предоставления организациям и населению полного объема необходимых высококачественных транспортных услуг;

·       снижение уровня удельных транспортных издержек в цене продукции к 2030 году на 30%;

·       увеличение коммерческой скорости продвижения товаров автомобильным ижелезнодорожным транспортом, повышение своевременности, срочности, ритмичности доставки товаров;

·       обеспечение стимулирования интенсивного развития смежных отраслей экономики за счет координации со стратегиями и программами развития отраслей – поставщиков ресурсов для развития и функционирования транспорта.

 

Общетранспортными итогами реализации Стратегии являются:

·       повышение производительности транспортных систем: среднесуточные объемы перевозок пассажиров возрастут в 1,7 раза, грузов – в 2 раза;

·       повышение фондоотдачи инфраструктуры транспорта и увеличение рентабельности;

·       уменьшение на 30% уровня энергоемкости транспорта;

·       создание опорной сети автомобильных дорог федерального значения, преобразование структуры дорожной сети из радиальной в сетевую;

·       повышение конкурентоспособности национальных перевозчиков.

 

Доля российских перевозчиков в объеме международных автомобильных перевозок грузов возрастет с 39% в 2010 году до 50% в 2030 году, а доля внешнеторговых перевозок судами под российским флагом – с 4 до 16%.

Будет обеспечено внедрение инновационных товаротранспортных технологий, соответствующих лучшим мировым практикам, обеспечение технологического взаимодействия различных видов транспорта и всех участников транспортного процесса.

 

 

Таким образом, достижение целей Транспортной стратегии обеспечит удовлетворение потребностей инновационного, социально ориентированного развития российской экономики и общества в качественных транспортных услугах; транспорт способен стать генератором устойчивого спроса на продукцию отечественного транспортного машиностроения и других высокотехнологичных отраслей.

Транспортная отрасль на рубеже 2030 года станет системообразующей отраслью, растущей темпами, опережающими темпы роста национальной экономики. Отрасль выйдет на конкурентные позиции по уровню удельных транспортных издержек, безопасности, экологичности и качеству транспортных услуг.

Материал подготовлен на основе выступления министра в Общественной палате по актуализации Транспортной стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика