Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Более 60 лет успешной работы | Издательский дом

Более 60 лет успешной работы

 

 

Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» является одним из крупнейших учреждений в России, подведомственных Федеральному дорожному агентству. В оперативном управлении организации находится 3215,7 кмлинейных дорог. Редакция журнала «Транспортная стратегия – XXIвек» решила узнать все подробности успешной деятельности организации у ее главного инженера Баянслу Сухановны Искиндировой.

 

 

Баянслу Сухановна, на данный момент «Большая Волга» решает, пожалуй, одну из важнейших задач современной России – строительство и сохранение дорог. Уже много лет несколько важнейших дорожных артерий страны поддерживаются благодаря деятельности управления. А с чего все начиналось?

 

– Исходной точкой отсчета деятельности и датой рождения Управления дороги Москва – Куйбышев считается дата 19 февраля 1946 года. В январе 1995 года на базе управления была создана Федеральная дирекция автодороги Москва – Самара. А в октябре 1999 года дирекция переименована в Государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга». На сегодняшний день дороги управления проходят по семи субъектам Федерации (Рязанской, Пензенской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской, Саратовской областям и Республике Мордовия). В числе крупнейших дорожных артерий: Сызрань – Саратов – Волгоград, Нижний Новгород – Саратов, Казань – Оренбург, Оренбург – Илек – граница с Казахстаном, Тамбов – Пенза, подъезд к городу Оренбургу от трассы М-5 «Урал», подъезд к городу Саратову от М-6 «Каспий», Самара – Большая Черниговка – граница с Республикой Казахстан, а также «ствол» закрепленной дорожной сети, который имеет общероссийское значение, – магистраль М-5 «Урал».

 

Ни для кого не секрет, что сохранение транспортно-эксплуатационных качеств дорог требует особого внимания. Какие разработки используются в этом направлении?

 

– Опытные дорожники помнят, что в былые времена верхний слой покрытия чаще всего устраивали из горячей мелкозернистой плотной асфальтобетонной смеси типа Б. В настоящее же время фактическое состояние дорожной одежды, асфальтобетонного покрытия существующих дорог, рост интенсивности движения, грузоподъемности автотранспорта обязывают дорожников внедрять новые материалы и технологии при выполнении дорожно-строительных работ. Поэтому сейчас верхние слои асфальтобетонного покрытия устраиваются из щебеночно-мастичных смесей по ГОСТ 31015-2002 или смесей типа А марки Iпо ГОСТ 9128-97. При этом учитываются требования Федерального дорожного агентства к кубовидности щебня, маркам его прочности и истираемости, к качеству битума.

 

Зимой к содержанию дорог особый подход?

 

– Естественно. В этот период основным аспектом обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах является своевременная обработка дорожного покрытия противогололедными материалами. Для достижения заданного результата дорожникам помогает единая автоматизированная система спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS. В итоге на сегодня в едином информационном пространстве содержание автодорог обеспечивают 555 единиц техники подрядных организаций.

Кроме того, в 2012 году была начата работа по созданию системы метеорологического обеспечения. На автомобильных дорогах федерального значения в проблемных местах были установлены камеры видеонаблюдения и метеостанции. Все более широкое применение находит противогололедная обработка чистыми хлоридами, выполняемая машинами с программным обеспечением.

 

Как боритесь с колейностью?

 

– Мы используем асфальтобетон из каркасных смесей, обладающий улучшенными эксплуатационными свойствами и устойчивый к колееобразованию. Повышенное содержание в нем кубовидного высокопрочного щебня обеспечивает высокие показатели сдвигоустойчивости и износостойкости, в том числе к истирающему действию шипованных шин, а повышенное количество битума приводит к увеличению водонепроницаемости, водо- и морозостойкости покрытия, дает повышенный коэффициент сцепления колеса с дорожным полотном, что увеличивает безопасность движения.

Кстати, для обеспечения безопасности дорожного движения и улучшения потребительских качеств автомобильных дорог управление применяет и инновационные разработки в области установки дорожных знаков и дорожной разметки.

 

На какие экологические аспекты строительства автомобильных дорог обращается внимание?

 

– При планировании транспортных систем мы обращаем внимание не только на техническое обоснование, но и комплексно подходим к решению экологических проблем, которые могут возникнуть при разработке проектов реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог. В каждом проекте строительства обязательно производим оценку существующего состояния компонентов природы в районе производства работ, разрабатываем природоохранные мероприятия в период производства строительных работ, позволяющие предотвратить их негативное воздействие на окружающую природную среду.

Для уменьшения площади нарушения почвенного покрова ведем строительство только на участках, предназначенных для этого и определенных действующими нормативными документами. При проектировании автомобильных дорог мы определяем нормы образования и пути обращения с жидкими и твердыми отходами, образующимися при строительстве, предусматриваем мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова. Для устранения возможных негативных последствий после завершения строительных работ производим рекультивацию земель.

При выборе вариантов трассы и конструкции автомобильной дороги, кроме технико-экономических показателей, мы учитываем степень воздействия дороги на окружающую природную среду как в период строительства, так и во время эксплуатации, а также сочетание дороги с ландшафтом, отдавая предпочтение решениям, оказывающим минимальное воздействие на окружающую природную среду.

С целью снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при производстве работ мы оцениваем источники образования отходов, виды и количество отходов производства и потребления, их степени опасности. Все отходы вывозятся, используются по назначению или складируются в специально отведенных местах.

 

Расскажите, пожалуйста, о современных средствах контроля качества автомобильных дорог, которые вы применяете?

 

– Система контроля качества, которая действует в ФКУ «ФУАД «Большая Волга» ФДА» направлена, в первую очередь, на выявление и устранение причин, приводящих к выпуску брака. Для этого создана комиссия по качеству, специалисты которой наделены большими полномочиями. На заседания этой группы приглашаются руководители подрядных организаций, допустивших брак. По результатам каждого заседания принимаются конкретные решения вплоть до выставления штрафных санкций. Практически во всех протоколах совещаний красной строкой выделено: работы, выполненные с нарушением технологии и низким качеством, до полного устранения брака к оплате не принимать. Уже одно известие о выезде членов комиссии дисциплинирует подрядчиков.

Пробы и испытания отобранных материалов на соответствие требованиям ГОСТа и проекта осуществляют лаборатории подрядных организаций и лаборатория заказчика, укомплектованная необходимым оборудованием и способная проводить контроль практически всех дорожно-строительных материалов, применяемых подрядными организациями. Контроль начинается с момента начала заготовки материалов подрядчиками и продолжается в течение всего периода выполнения работ на объектах. Также мы организуем строительный надзор. Такой многоступенчатый контроль, в том числе и вневедомственный, обеспечивает необходимое качество строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог и сооружений на них.

С 2008 года Росавтодор выделяет дополнительные денежные средства на дооснащение лабораторным оборудованием. На них было закуплено новейшее оборудование, в том числе для контроля коэффициента световозвращения дорожной разметки и знаков, контроля плотности асфальтобетона неразрушающим методом, современное оборудование для контроля нефтебитумов, которое позволяет до минимума свести «человеческий фактор» при проведении испытаний. Это позволит еще более оперативно контролировать качество ведения работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки и устройству асфальтобетонного покрытия, а также качество применяемых дорожно-строительных материалов.

Практически все подрядные организации, выполняющие работы по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений, имеют укомплектованные и аттестованные лаборатории. При большой удаленности лабораторий от объекта для увеличения оперативности организуются лабораторные посты, которые позволяют вести контроль непосредственно на объекте. Качество выполняемых работ на первом месте как для заказчика, так и для подрядчика.

 

На ваш взгляд, что еще может обеспечить качество строительства автомобильных дорог?

 

– Мне кажется, стоит обратить внимание на контракты жизненного цикла, которые на данный момент активно используются за рубежом. Это новый инструмент государственно-частного партнерства, за ним большое будущее. Следует отметить и большую роль дорожных фондов в развитии региональной дорожной сети.

 

Евгения КОНОВАЛОВА

 

 

 

 

 

     

 

 

Яндекс.Метрика