Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Отраслевые особенности саморегулирования | Издательский дом

Отраслевые особенности саморегулирования

 

Председатель Комитета по транспортному строительству Национального объединения строителей «НОСТРОЙ», генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский

 

 

Саморегулирование в строительстве прочно вошло в жизнь современного общества. В последние годы президент и правительство России неоднократно подчеркивали его важную роль и напрямую ставили задачи по решению проблем в строительной отрасли с помощью института саморегулирования. И хотя все 257 саморегулируемых организаций, внесенных в реестр Ростехнадзора, в соответствии с законодательством вошли в Национальное объединение строителей, движутся они к поставленным целям по-разному. Это зависит от многих факторов. С одной стороны, от инициативности и сознательности руководителей СРО, от понимания организациями процессов, происходящих в области саморегулирования. С другой стороны на ход событий во многом влияют недостатки в законодательном обеспечении института саморегулирования, который появился более трех лет назад. При разработке закона о саморегулировании предлагалось объединяться в СРО не по формальному признаку причастности к строительству вообще, а по конкретной принадлежности к той или иной отрасли. Только единый интерес и стремление к общему конечному результату в состоянии обеспечить эффективную работу СРО. К сожалению, отстоять отраслевой принцип формирования саморегулируемых организаций в законе не удалось. Лишь отдельные отрасли, руководители которых сумели правильно оценить ситуацию, поддержали идею объединения по отраслевым сообществам.

 

Жизнь доказала, что отраслевые партнерства – одни из самых инициативных и работоспособных саморегулируемых организаций, активно участвующих во всех процессах и мероприятиях. Это можно увидеть на примере СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», представители которого работают в семи Комитетах и двух подкомитетах Национального объединения строителей, я возглавляю Комитет по транспортному строительству НОСТРОЙ, а один из заместителей – Комитет по нормативно-методической работе Национального объединения энергоаудиторов.

 

 

Законодательная деятельность

 

В состав дорожно-транспортной саморегулируемой организации «Некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ», зарегистрированной Министерством юстиции РФ 18 февраля 2009 года, вошли, прежде всего, основные предприятия, занятые на строительстве дорожно-транспортных объектов федерального значения. Уже через год организации – члены СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» объединенными усилиями выполняют объем работ на сумму, превышающую 700 млрд рублей в год. Они были заняты на объектах саммита АТЭС и Сочинской олимпиады, на строительстве кольцевой дороги Санкт-Петербурга и автомагистрали «Амур», на реконструкции улиц Москвы, основных федеральных автодорог России и большого количества региональных строительных объектов.

С момента своего создания СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» принимает непосредственное участие в разработке и обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ и субъектов России.

Например, наше партнерство последовательно, участвует в разработке и обсуждении поправок в законодательные акты об организации и проведении закупок для государственных и муниципальных нужд, которые, помимо прочих, всем уже хорошо известных недостатков, вообще не учитывают наличия института саморегулирования.

 

А ведь именно СРО с помощью системы выдачи свидетельств о допуске способны обеспечить гарантированный отбор достойных подрядных организаций для качественного выполнения строительных работ. Чтобы законодательно закрепить такую справедливую и обоснованную норму допуска к участию в торгах, наша саморегулируемая организация на всех уровнях власти отстаивает необходимость внесения в законы соответствующих поправок. Кроме того, очень важно вести работу по совершенствованию деятельности института саморегулирования с помощью поправок в основной Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и Градостроительный кодекс Российской Федерации. Дело в том, что с созданием СРО государство переложило часть своих традиционных функций на плечи некоммерческих организаций, но в принятых по этому поводу законах обозначило слишком широкий, не конкретизированный путь для их выполнения. В итоге каждая саморегулируемая организация берет на себя столько функций, сколько может, а то и сколько хочет. В некоторых случаях это приводит к негативным последствиям. Отдельные СРО переходят от некоммерческого подхода к коммерциализированному. Поэтому стали появляться сведения о фактах примитивной торговли допусками.

 Борьба с такими коммерциализированными организациями ведется, но, чтобы она была более эффективной, необходимо внести соответствующие поправки в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях».

 

 

Разработка нормативно-технической документации

 

 На условиях софинансирования с «НОСТРОЙ», в рамках программы стандартизации, СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» приступила к разработке стандартов по тематике дорожно-транспортного строительства.

Работа проводилась в тесном взаимодействии с Министерством транспорта РФ, Росавтодором, Госкомпанией «Автодор». Проекты стандартов проходили обсуждение в коллективах предприятий – членов партнерства. Информация располагалась в свободном доступе на сайте партнерства. Свои замечания могли внести все желающие. Наиболее инициативные профессионалы вошли в состав Комитета по техническому регулированию, созданного при Совете СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Он включает в себя 65 представителей подрядных предприятий. Так, с привлечением широкого круга профессионалов нами в 2011 году были разработаны и на общем собрании в феврале 2012 года приняты шесть комплексов технических стандартов, состоящих из 32 самостоятельных документов, а еще 11 комплексов из 53 документов находятся в стадии разработки. Причем один из них, «Структура системы нормативных документов НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Часть 1. Дорожное хозяйство. Правила построения, изложения, оформления и обозначения стандарта организации», очень важен не только для саморегулируемой организации, но и для всей отрасли транспортного строительства. Этот стандарт систематизирует работу по техническому регулированию и определяет место каждого документа в общей структуре стандартов транспортного строительства. Он согласован с Федеральным дорожным агентством, с Комитетом по транспортному строительству Национального объединения строителей и вынесен для принятия на общее собрание партнерства.

 

 

Повышение квалификации с последующей аттестацией

 

Залогом успешной высококачественной работы подрядных предприятий является работа с кадрами. Для повышения профессиональной квалификации сотрудников организаций, входящих в партнерство, СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» заключила договора с 36 ведущими вузами Российской Федерации. Обучение проводится по 16 специально разработанным и утвержденным Национальным объединением строителей программам. После учебы инженеры проходят аттестацию, причем в составе аттестационных комиссий обязательно присутствуют представители СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ».

 

Для координации и своевременной переподготовки специалистов, обеспечивающих безопасность выполнения заявленных предприятием видов работ, партнерство создало базу данных по сотрудникам организаций – членов партнерства. В нее включены более 8 тысяч инженерно-технических работников. Каждый из них один раз в пять лет обязательно должен пройти повышение квалификации с последующей аттестацией.

Но качественное выполнение строительных работ зависит и от высококвалифицированных рабочих кадров, поэтому в партнерстве широко развернута работа по созданию базы данных по учебным заведениям, занимающимся подготовкой рабочих. Определены 47 центров, которые расположены во всех федеральных округах России и готовят специалистов строительного профиля.

 

 

Ответственность и справедливость

 

Еще одной важной функцией саморегулирования стало предупреждение причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В нашем СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» эта превентивная задача выполняется с помощью ежегодных проверок предприятий, входящих в саморегулируемую организацию. На случай причинения вреда предусмотрена система страхования. Для того чтобы предприятия – участники партнерства в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ могли страховать свою гражданскую ответственность, СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» разработало типовые договоры страхования, согласованные с ведущими страховыми компаниями. Контракты саморегулируемой организации со страховыми компаниями исключают все недоразумения и неточности в оформлении документации и взаимоотношениях с партнерами. Специалисты партнерства ведут сводный Реестр договоров страхования гражданской ответственности, отслеживая своевременность и правильность их заключения.

Следующим шагом для обеспечения ответственности и урегулирования споров, возникающих между членами партнерства, либо споров с участием членов партнерства стало создание в ноябре 2009 года третейского суда при СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Основная цель третейского суда заключается в достижении компромиссного решения путем примирения сторон.

В большинстве случаев при обращении в суд предприятий конфликтные ситуации удается разрешать в досудебном порядке с помощью консультаций высокопрофессиональных юристов, являющихся сотрудниками аппарата СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ».

 

 

Энергоэффективность и энергосбережение

 

Обеспечение качества выполнения работ и снижения их стоимости невозможно без учета требований ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», принятого 23 ноября 2009 года. Он предусматривает проведение обязательного энергетического обследования (энергоаудита) в срок до 1 января 2013 года. В результате предприятие должно получить энергетический паспорт. Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа до 250 тысяч рублей.

По инициативе предприятий, входящих в СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», создана саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «СоюзДорЭнерго», члены которой могут выполнять весь комплекс работ по энергообследованию с учетом специфики дорожно-транспортного комплекса. Для этого разработаны все необходимые стандарты, правила и методические рекомендации. Предприятиями – членами СРО НП «СоюзДорЭнерго» укомплектованы 10 лабораторий для энергетических обследований. В числе лидеров ОАО «Севкавдорстрой», ОАО «ДСК «АВТОБАН», ЗАО «ВАД», ОАО «АСДОР», ОАО «Сибмост», ЗАО «Труд», ОАО «Мостотрест», ОАО «Волгомост», ОАО «Волгоспецстрой», ОАО «УСК МОСТ», ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», ООО «Севзапдорстрой», ЗАО «Союз-Лес» и другие.

 

 

Основные задачи

 

Основная задача СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» заключается в продолжении работы по всем направлениям развития, включая участие в нормотворческой деятельности, техническом регулировании, в контроле предприятий, их кадровом обеспечении, в представлении интересов членов партнерства в их отношениях с органами государственной власти всех уровней, с институтами гражданского общества, потребителями их услуг, а также с иными юридическими лицами. Главное, чтобы к решению этих вопросов подключалось как можно больше компетентных специалистов. Только совместными усилиями профессионального сообщества можно выработать, обобщить, довести до сведения всех ветвей власти и добиться принятия наших предложений по совершенствованию законодательства и другим вопросам. В процессе этой деятельности саморегулирование может стать одним из столпов, определяющих государственную политику в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика