Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспортный коридор «Волжский транзит»: актуальность очевидна | Издательский дом

Транспортный коридор «Волжский транзит»: актуальность очевидна

 

 

Директор ОГУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» Сергей Холтобин

 

 

Ввод в эксплуатацию новой мостовой переправы в городе Ульяновске позволил создать благоприятную основу для реализации нового инфраструктурного проекта под названием «Волжский транзит», впервые представленного Правительством Ульяновской области в 2007 году на Международном транспортном форуме в Сочи.

Перегруженность центральных автодорог, критичная концентрация автомобильных, железнодорожных, авиационных транспортных линий в Центральном федеральном округе создают серьезный дефицит пропускных возможностей, который будет нарастать в связи с инфраструктурными ограничениями магистралей.

Актуальность проекта «Волжский транзит» очевидна уже сегодня. Анализ существующих в России грузопотоков показывает не просто потребность, а крайнюю необходимость более эффективного маршрута и прямого сообщения между регионами. Не секрет, что в настоящее время порядка 65% всех грузов сначала доставляются в Московский транспортный узел и лишь затем из Центра перераспределяются по регионам, зачастую следуя в обратном направлении. Как результат, при сложившей структуре грузопотоков образуется высокая транспортная составляющая в конечной цене товаров, снижается качество сервиса, возрастают сроки доставки и обработки грузов.

 

Разрубить этот гордиев узел – главная задача проекта «Волжский транзит». В его рамках предусмотрено формирование нового транспортного коридора, который обеспечит устойчивую связь Центра России с Уралом, Сибирью и Казахстаном.

 

С учетом динамичного развития регионов Приволжского федерального округа и Ульяновской области, в частности, вопрос развития транспортной инфраструктуры становится еще более актуальным. Данный коридор является дублером федеральных трасс М-5 «Урал» и М-7 «Волга» и позволит перераспределить грузопотоки с маршрутов Центр – Нижний Новгород – Казань – Урал и Центр – Пенза – Тольятти – Самара – Урал на новый маршрут.

 

В «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» к числу приоритетных задач развития транспортной инфраструктуры относится создание нового федерального межрегионального транспортного коридора «Центр – Урал– гр. Республики Казахстан» по маршруту Москва – Саранск – Ульяновск – Екатеринбург – Тюмень – Омск – гр. Республики Казахстан («Волжский транзит»). Создание направления предполагается на базе ряда действующих федеральных и региональных автомобильных дорог.

 

Необходимо отметить, что Ульяновск разделен рекой Волгой на две части: правобережье и левобережье. Из прилагаемой схемы видно, что все федеральные автомобильные дороги подходят к Ульяновску только до правобережья, а по левобережью в направлении к городам Димитровграду и Самаре автомобильные дороги федерального значения отсутствуют.

В «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» предусматривается до 2015 года проведение инженерных изысканий для обоснования поэтапного создания нового межрегионального транспортного коридора, а в период 2016–2030 годов – строительство и реконструкция на территории округов участков автодорог, включаемых в сеть дорог федерального значения, на направлении «Центр – Урал – гр. Республики Казахстан» по маршруту Москва – Саранск – Ульяновск – Екатеринбург – Тюмень – Омск – гр. Республики Казахстан.

В целях согласования позиций по формированию данного маршрута была проведена работа с администрациями субъектов РФ, по территории которых планируется прохождение трассы. Идея по созданию данного межрегионального маршрута была поддержана главами субъектов Российской Федерации, по территории которых он будет проходить: Московской, Владимирской, Самарской, Свердловской и Тюменской областей, Республик Мордовия, Татарстан и Башкортостан.

По территории Ульяновской области формирование нового межрегионального транспортного коридора «Центр – Урал – гр. Республики Казахстан» по маршруту Москва – Саранск – Ульяновск – Екатеринбург – Тюмень – Омск – гр. Республики Казахстанпредполагается на базе нового мостового перехода через реку Волгу в  Ульяновске, автомобильной дороги Ульяновск – Димитровград – Самара регионального значения, а также строительства обходов  Ульяновска, Димитровграда и р.п. Чердаклы и автомобильной дороги Саранск – Сурское – Ульяновск федерального значения. Общая стоимость реализации проекта «Волжский транзит» на территории Ульяновской области ориентировочно составит порядка 61,4 млрд рублей.

 

 

ЗНАЧЕНИЕ НОВОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Формирование нового транспортного коридора в настоящее время становится приоритетным для Ульяновской области в связи с созданием ядерно-инновационного центра в Димитровграде, портовой особой экономической зоны в Ульяновске, ряда индустриальных парков и промышленных зон, ориентированных на производство автокомпонентов.

На территории портовой особой экономической зоны, котораяразместится на базе крупного международного аэропорта Ульяновск- Восточный,планируется развитие таких видов деятельности, как ремонт, техническое обслуживание, модернизация воздушных судов, производство авиатехники и авиакомплектующих, а также аэропортовые и транспортно-логистические услуги.

В Димитровграде формируется ядерно-инновационный центр.

Рабочей группой по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Российской Федерации сформирован перечень инновационных территориальных кластеров, программы развития которых предложено поддержать через предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации.

В соответствии с протоколом заседания рабочей группы от 13 июня 2012 года № 18-АК одним из таких кластеров признан ядерно-инновационный в Димитровграде Ульяновской области, основным направлением которого будет центр медицинской радиологии для оказания современной высокотехнологичной помощи более 40 тысячам больных онкологическими заболеваниями ежегодно.

Параллельно с центром медицинской радиологии будут строиться академгородок, гостиничный комплекс и завод по производству лекарственных форм на основе радионуклидов, получаемых в Научно-исследовательском институте атомных реакторов.

Жизненный цикл радионуклидов короткий, их доставка осуществляется автомобильным транспортом.

Эффективное функционирование проекта невозможно без хорошо развитой, качественной транспортной инфраструктуры.

Одним из элементов кластера является автомобильная дорога Ульяновск – Димитровград – Самара,неудовлетворительное состояние которой стало сдерживающим фактором развития данного проекта.

Пропускная способность автомобильной дороги Ульяновск – Димитровград – Самара в связи с устаревшими параметрами неуклонно снижается. При этом она соединяет Димитровград с международными аэропортами, расположенными в Ульяновске и Самаре.

Эффективное функционирование всех проектов невозможно без хорошо развитой, качественной транспортной инфраструктуры, призванной объединить производственные площадки в Ульяновской области с потенциальными потребителями в ближайших регионах.

В 2011 году открыто движение по развязке на правом берегу Волги – I этапу строительства второго пускового комплекса мостового перехода через Волгу в Ульяновске. Данная транспортная развязка является инфраструктурной составляющей мостового перехода «Президентский» и позволяет обеспечить прямой выезд легкового и общественного транспорта с мостового перехода непосредственно в город, тем самым значительно сократив перепробег на правобережном подходе на 10 км.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 6 октября 2011 № Пр-3008 в настоящее время правительствами Ульяновской и Самарской областей прорабатывается вопрос с Федеральным дорожным агентством о передаче в федеральную собственность автомобильной дороги регионального значения Ульяновск – Димитровград – Самара. В настоящее время оформляется пакет необходимых документов о передаче в федеральную собственность данной автомобильной дороги.

Для обеспечения комплексного и системного подхода к решению вопроса о передаче автомобильной дороги правительством Ульяновской области принято решение о начале проектно-изыскательских работ по реконструкции и капитальному ремонту автомобильной дороги Ульяновск – Димитровград – Самара и по строительству обхода Димитровграда с июня 2011 года. В 2012-м запланировано разработать основную часть проектной документации по строительству автомобильного обхода Димитровграда.

В целях приведения в нормативное состояние автомобильной дороги Ульяновск – Димитровград – Самара в Чердаклинском районе Ульяновской области в декабре 2011 года заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту участка автомобильной дороги на сумму 609 млн рублей. Для начала капитального ремонта в 2011 году из федерального бюджета получен бюджетный кредит в размере 200 млн рублей. Завершение работ в связи с отсутствием необходимых средств запланировано на 2013 год.

Для обеспечения комплексного и системного подхода к реализации вышеуказанных проектов правительством Ульяновской области принято решение о начале проектно-изыскательских работ по реконструкции автомобильной дороги Ульяновск – Димитровград – Самара и строительству обхода Димитровграда. Общая стоимость работ ориентировочно составит 27,9 млрд рублей со сроком реализации до 2018 года. В текущем году разрабатывается часть проектной документации.

 

 

В результате проведения данных работ в Ульяновской области появится 98,5 км4-полосной скоростной безопасной автомобильной дороги.

 

В рамках реализации последнего этапа предполагается строительство транспортного обхода Ульяновска. Это участок дороги протяженностью около 26 км, затраты на его строительство ориентировочно составят 19,6 млрд рублей, в том числе 180 млн рублей на проектные работы. Он по кратчайшему маршруту соединит между собой три федеральные трассы: Саранск – Сурское – Ульяновск, Цивильск – Ульяновск и Казань – Буинск – Ульяновск.

После завершения строительства всех объектов новой магистрали и сдачи их в постоянную эксплуатацию на территории Ульяновской области будет сформирован коридор для движения транспортных потоков в обход крупных населенных пунктов.

Данный проект также позволит обеспечить ядерно-инновационный центр в Димитровграде безопасной и комфортабельной автомобильной дорогой, отвечающей всем международным стандартам и соединяющей с Самарской областью и Республикой Татарстан, повысит инвестиционную привлекательность Ульяновской области и создаст условия для дальнейшего развития портовой особой экономической зоны в Ульяновске, ряда индустриальных парков и промышленных зон, ориентированных на производство автокомпонентов.

 

 

Сохранность автомобильных дорог

 

С целью сохранности автомобильных дорог Ульяновской области, обеспечения контроля за перевозкой тяжеловесных грузов подписано распоряжение министра промышленности и транспорта Ульяновской области от 18 июня 2012 года № 103-р по созданию службы весового контроля. Проведены мероприятия по организации работы пункта весового контроля на подходах к мосту «Президентский». Разработан и согласован с УГИБДД УМВД по Ульяновской области Акт о превышении установленных ограничений. В соответствии с действующим законодательством разработан Акт по определению размера вреда, причиненного автодорогам. Установлены банковские терминалы для приема платежей. С июля по август текущего года работа поста носила информационно-предупредительный характер. С 9 августа 2012 года комплекс предварительного и контрольного взвешивания автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы, работает в плановом режиме с составлением на нарушителей вышеперечисленных документов. За истекший период составлено 1302 акта по определению размера вреда, причиняемого автомобильным дорогам на общую сумму 2 765 793 рубля, оплачено в добровольном порядке 1 377 858 рублей, или 49,8%.

Средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, зачисляются в доход бюджета области. Работа по взысканию сумм причиненного ущерба в досудебном и судебном порядке организована в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

 

Яндекс.Метрика