Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Экономический потенциал Дальнего Востока | Издательский дом

Экономический потенциал Дальнего Востока

 

 

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев

 

 

– Виктор Иванович, вы часто подчеркиваете, что руководите министерством по развитию, а не по управлению Дальним Востоком. Какие проблемы регионов ДФО вы считаете ключевыми и каковы их пути решения?

 

– Президент Российской Федерации, Председатель Правительства страны понимают: нынешние экономические реалии таковы, что без развития Дальнего Востока невозможно представить дальнейшее развитие России. Россия должна выходить на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, ведь европейские рынки практически рухнули.

У Дальнего Востока – большой экономический потенциал, но его реализацию сдерживают немало существенных моментов.

В частности, экономика Дальневосточного федерального округа постепенно выталкивается из единого экономического пространства страны. Если раньше на российский рынок поставлялось 75% выпускаемой здесь продукции, то сейчас – 21%. Акцент сместился на рынки стран АТР, при этом совершенно несправедливо в этом регионе Россия присутствует в роли сырьевого придатка. Доля необработанных товаров превышает 80%.

Причин этому несколько. Среди них – низкая конкурентоспособность выпускаемой на Дальнем Востоке продукции, слабая внутренняя транспортная связь территории при ее огромных размерах. Это и высокие затраты при перевозке грузов, пассажиров между дальневосточными регионами и остальной частью России, и неразвитая энергетическая инфраструктура… Трудности есть, естественно, это жизнь, но я не знаю ситуаций, которые были бы безнадежны. Главное – стремиться изменить существующее положение в лучшую сторону, предпринимать для этого реальные шаги.

Мы должны стремиться к тому, чтобы Дальний Восток стал фасадом России в АТР, своеобразной контактной зоной. Регион должен превратиться в современный конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой, в структуре которой будут преобладать высокотехнологичные производства, ориентированные на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

 

– Вы предложили освободить от налогов всех инвесторов, которые изъявят желание вкладывать средства в экономику Дальнего Востока. Находит ли такой подход поддержку в правительстве России, у премьер-министра и президента? Возможно, у вас и вашей команды есть другие идеи по привлечению инвестиций?

 

Напомню, что еще в конце 2009 года правительство утвердило «Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Этот документ предполагает формирование особых условий хозяйствования на территории Востока России.

Сегодня Минвостокразвития России работает над выполнением поручений президента России и правительства страны, разрабатывая предложения по ускоренному развитию Дальнего Востока.

Необходимо учитывать, что, пока предприятие не создано, нет и налоговой базы. Даже давая преференции инвестору на начальном этапе, территория все равно выиграет: получит доходы, которых раньше не было.

Я уверен, что необходимо отменить налоги на прибыль, на основные фонды, на землю для вновь создаваемых предприятий. Освободить их от налогов, скажем, на 10 лет, можно и больше.

 Горнорудные компании, работающие на Дальнем Востоке, можно освободить от уплаты налога на добычу полезных ископаемых либо ввести практику применения дифференцированных ставок. Надо понимать, что затраты на добычу природных ресурсов на Дальнем Востоке значительно выше затрат в других регионах страны. Неоднородна ситуация и внутри округа. Затраты на производство на том или ином предприятии порой отличаются в десятки раз.

Или другой пример – идет разработка Эльгинского месторождения в Якутии. Как можно брать налоги с этого предприятия, если ему нужно строить дорогу, линии электропередачи, а также целый поселок?

Экономика Дальнего Востока нуждается в льготах и преференциях, утвердить которые можно законодательным путем. Необходимо применять любые механизмы, которые могут дать развитие Дальнему Востоку. Если этого не делать, мы можем потерять значительно больше. Поэтому сегодня Минвостокразвития России работает над разработкой проекта Федерального закона «О развитии Дальнего Востока».

Мы обязательно должны создавать здесь свободные экономические зоны. Должны изменить таможенные тарифы – обнулить ставку на ввоз высокотехнологичного оборудования, но повысить пошлину на вывоз необработанных ресурсов.

Государство должно взять на себя субсидирование энергетических и транспортных тарифов, приведя их к среднероссийскому уровню.

Дальний Восток должен находиться не просто в равных условиях с другими территориями России – необходимо его опережающее развитие.

Мы понимаем, что без массированных серьезных финансовых бюджетных вливаний не обойдемся: на инфраструктуру привлечь инвестиции сложно, они по многим вопросам не окупаемы. Мы подсчитали: ежегодно в экономику Дальнего Востока из федерального бюджета должно направляться около 100 миллиардов рублей на развитие инфраструктуры и не менее 600–800 миллиардов рублей на развитие промышленного производства. Только так мы сможем осуществлять проекты опережающего развития Дальнего Востока.

Не стоит забывать про сельское хозяйство. С учетом роста населения на Земле роль простых ресурсов – таких как вода и продовольствие – будет возрастать. На Дальнем Востоке есть все возможности для развития села – пашни достаточно, климат позволяет, трудолюбивые люди есть. При этом не обойтись без государственной поддержки.

 

– Дальнему Востоку сегодня интересны любые инвестиции или в инвестиционной политике в округе есть приоритетные направления?

 

– По поручению председателя правительства мы готовим перечень проектов, финансирование которых может идти из внебюджетных источников, имеются в виду средства Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Мы понимаем, что приход инвестора возможен только в высокодоходные отрасли и проекты, поэтому видим другую первостепенную задачу – довести доходность предприятий до уровня не менее 30%. Назрела необходимость провести инвентаризацию старой промышленной базы, создать льготные условия по техническому оснащению производств.

На территории округа завершаются крупные проекты, обеспечивавшие приток вложений в субрегион, – строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», объектов саммита АТЭС.

Главное сейчас – привлечение новых крупных инвестиций, причем желательно российских. И не только бюджетных, но и средств компаний.

Следует провести ревизию существующих проектов и определить приоритетные, чтобы вложенные деньги обеспечили базу для развития региона. И в первую очередь речь идет об опережающем формировании инфраструктуры. Ее строительством должно заниматься государство, а развитием средств производства – частный капитал: в этом, собственно, суть государственно-частного партнерства. Бизнес не придет в пустое место, где дороги в пять раз дороже, чем разработка какого-то месторождения.

Упор следует сделать на транспортную и энергетическую инфраструктуры.

Я считаю, что опорная сеть железных дорог в регионе включает четыре составляющие. Необходимо модернизировать Транссиб и порты, на которые выходит магистраль. Пропускную способность БАМа, который сегодня перевозит порядка 12 миллионов тонн груза в год, нужно увеличить до 110. Сахалинскую железную дорогу следует связать с материковой сетью через мостовой переход либо тоннель. И, наконец, Транскорейская магистраль должна получить выход на Транссиб.

Существующую сеть автомагистралей необходимо дополнить трассой Большой Невер – Якутск, далее выходящей на Магадан, и затем – двумя ответвлениями: на Камчатку и Чукотку. Нужен и выход Якутии к морю – через Аяно-Майский район Хабаровского края.

У нас есть мощная программа по развитию морской транспортной инфраструктуры – это Северный морской путь с выходом на Петропавловск-Камчатский и создание там хаба (мощного накопительного и распределительного транспортного узла). Задача важная. Во-первых, в регионе должно быть наше политическое присутствие, и наши права на освоение шельфа Северного Ледовитого океана должны быть подтверждены. Во-вторых, как утверждают те же японцы и корейцы, постоянная навигация вдоль российских берегов – наилучший способ доставки грузов в Европу и обратно. Программа выгодна и экономически не слишком затратна. Потому что для производственной деятельности на море необходимы только хорошие суда и портовая инфраструктура.

Немаловажная задача – развитие трубопроводной системы. А далее – нефтегазохимии. В городе Находке Приморского края должен быть построен гигантский нефтехимический комплекс. В Амурской, Сахалинской областях должны быть построены нефтеперерабатывающие заводы. В следующем году начнется строительство газопровода из Якутии. На этом маршруте у нас есть Ковыктинское, Чаяндинское, Вилюйское месторождения голубого топлива. Проложим трубы – значит, будут развиваться и месторождения.

Следующий элемент – это газопровод с Сахалина. Его строительство уже практически завершено. Оба газопровода в районе города Хабаровска соединятся и создадут единую опорную сеть. Трубы придут и на предприятия по сжижению газа и его химической переработке, и в транспортировочные комплексы. Плюс к тому трубы должны прийти через Монголию, Китай, и также должна быть построена транскорейская газовая магистраль через Северную Корею в Южную.

Параллельно мы будем увеличивать добычу ресурсов: нефти, газа, угля, драгоценных и редкоземельных металлов.

Еще один серьезный вопрос – создание единой энергосистемы региона. На Камчатке, Сахалине, Чукотке, Магадане, в Якутии (за исключением юга) – выделенная энергетика. Амурская и Еврейская автономная области, Хабаровский и Приморский края – вот и вся энергосистема. Конечно, она не может работать стабильно, и в изолированных энергорайонах приходится держать лишние мощности.

Точкой роста экономики региона станет создание металлургического кластера с учетом развития добычи железных и титановых руд в Амурской и Еврейской автономной областях.

Будущее экономики региона – в инновационных производствах. Перед нами стоит задача создать новую базу машиностроения (центров авиастроения, судостроения, производства автомобилей). Возродить на качественно новом уровне энергетическое машиностроение.

 

– Хватит ли рабочих рук для реализации инфраструктурных проектов на территории округа? Не придется ли использовать труд мигрантов из других стран, чтобы строить дороги, аэропорты, другие крупные объекты?

 

– Труд мигрантов мы уже используем. По экспертным оценкам, на Дальнем Востоке трудятся порядка 160 тысяч иностранных рабочих. Хотя миграционная служба вам покажет цифру меньше. На первом месте – граждане Узбекистана, приезжие из Китая составляют примерно 30% от общего количества трудовых мигрантов. Не нужно бояться привлечения иностранных рабочих – так живет весь цивилизованный мир. Другое дело, что миграционные процессы должны быть управляемыми.

 

– Отток населения с Дальнего Востока – это все-таки факт, с ним трудно не считаться. Может быть, пока не начали расти зарплаты, есть все-таки смысл применить меры государственной поддержки – ввести надбавки из бюджета, как во времена СССР? Какие еще меры поддержки могли бы удержать и даже привлечь людей?

 

– Что человеку необходимо? Ему нужно прилично платить, причем больше, чем в других регионах России. Дальневосточные коэффициенты должны быть возрождены. Если мы говорим о решении проблем демографии, то стоит задуматься и о создании дальневосточного капитала по аналогии материнского.

Для решения жилищных вопросов необходимо запустить механизм доступной ипотеки. Чтобы человек не чувствовал себя здесь временщиком, у него должно быть доступное медицинское обслуживание, качественное образование.

 

– Сегодня мы пытаемся заглянуть за горизонт 2025 года, идет работа над Стратегией развития и программой до 2050 года. Насколько реален такой горизонт планирования в условиях нестабильной мировой экономики?

 

– Сегодня Дальний Восток отстает в своем развитии из-за несбалансированности усилий всех уровней власти. Мы отмечаем отсутствие целевых индикаторов развития, недостаточный уровень финансирования, несопоставимо высокий уровень затрат, упрощенную структуру экономики, низкий уровень конкурентоспособности.

Думая о будущем, мы планируем обеспечить региону опережающее, по сравнению со среднероссийскими темпами, социально-экономическое развитие. По нашим подсчетам, прирост валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа должен составлять не менее 8–10% в год. Надо понимать, что это даст толчок для развития всей национальной экономики.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

 

Яндекс.Метрика