Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Экономическое развитие региона через формирование сети федеральных автомобильных дорог | Издательский дом

Экономическое развитие региона через формирование сети федеральных автомобильных дорог

 

В рамках государственной транспортной стратегии до 2025 года продолжается формирование и развитие опорной сети федеральных дальневосточных дорог общей протяженностью 6878 км – ключевого звена трансконтинентальной широтной магистрали, так называемого второго панъевропейского транспортного коридора Париж – Берлин – Москва – Владивосток. Четыре федеральные дороги: «Амур» Чита – Хабаровск, «Уссури» Хабаровск – Владивосток, «Лена» Невер – Якутск и «Колыма» Якутск – Магадан, соизмеримые по протяженности со своими тезками – дальневосточными реками, призваны в ближайшие годы обеспечить надежное круглогодичное сообщение регионов Сибири, Приморья, Якутии и Магадана. Каждая из перечисленных дорог необходима Дальнему Востоку и по-своему уникальна. Разделить их по степени важности или сложности нельзя.

Приведением в нормативное состояние федеральных магистралей занимается Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства (ФКУ ДСД «Дальний Восток»), руководит которой опытный дорожник, член экспертного совета Комитета по транспорту Государственной думы РФ Новиков Роман Витальевич.

 

Директор ФКУ ДСД «Дальний Восток» Роман Новиков

 

 

Федеральная автомобильная дорога «Амур» Чита – Хабаровск

 

Строительство федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск велось в течение нескольких десятилетий. В 2010 году автомобильная дорога «Амур» была сдана в эксплуатацию. Однако с вводом трассы в эксплуатацию из 2165 км ее протяженности 683,2 кмасфальтобетонного покрытия находились в неудовлетворительном состоянии. Это участки, построенные в 70–80 годах XXвека. Министерством транспорта РФ и ФДА были подготовлены планы мероприятий, в соответствии с которыми магистраль «Амур» должна быть приведена в нормативное состояние до 2013 года. Эта задача решается непосредственно силами ФКУ ДСД «Дальний Восток» и подшефными подрядными организациями.

 

Роман Новиков:На сегодняшний день по автомобильной трассе «Амур» мы имеем следующие результаты: за 2011–2012 годы Дирекцией приведено в нормативное состояние 79 кмфедеральной автомобильной дороги в Амурской области. На 2013 год запланировано выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту на семи участках общей протяженностью 86,8 км. В настоящее время ведутся работы покапитальному ремонту на четырех участках автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск общей протяженностью 49,8 км.

Введено в эксплуатацию 13 кмавтомобильной дороги «Подъезд к границе с КНР (с. Джалинда)» от автомобильной дороги М-56 «Лена» (0–13 км) в Амурской области. А также участок 1246–1309 км автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск, где применена передовая технология по устройству поверхностной обработки литой эмульсионно-минеральной смесью (ЛЭМС) типа «Сларри Сил».

Кроме того, в октябре состоялись приемочные комиссии двух участков ремонта автомобильной дороги «Амур» общей протяженностью 5,566 км. Это участки 1452 + 500 – 1453 + 000 км и «Подъезд к городу Благовещенску» 65–70 км.

В рамках мероприятий по повышению уровня обустройства федеральных автомобильных дорог Дирекцией завершены работы по устройству искусственного электроосвещения на пяти участках автомобильной дороги «Амур».

В соответствии с планом по освоению инноваций, утвержденным ФДА, и по инициативе первого заместителя директора ФКУ ДСД «Дальний Восток» Сергея Петраева была применена уникальная инновационная технология – Автоматизированная система управления наружным освещением (АСУ) «Горсвет». К программному комплексу подключены следующие участки магистрали «Амур» Чита – Хабаровск: двухуровневая транспортная развязка на 1370 кмв районе пересечения с территориальной автомобильной дорогой, соединяющей Шимановск с сельскими населенными пунктами Амурской области. А также на транспортных развязках на 1488 и 562 кми автомобильной дороге «Подъезд к городу Благовещенску» на участке 65 + 207 км (пос. Березовка). АСУ «Горсвет» позволяет автоматически управлять наружным освещением, получать полный оперативный контроль освещения участков без монтажа дорогостоящих линий связи с диспетчерского пункта. Использование АСУ «Горсвет» минимизирует расходы на потребление электроэнергии, экономит средства на эксплуатацию и затраты по приобретению, монтажу, ремонту осветительного оборудования, повышает безопасность и комфорт участников дорожного движения.

Кроме того, заменено или вновь установлено более 26 кмдорожных ограждений, произведены работы по замене и установке недостающих дорожных знаков и направляющих устройств. Все эти мероприятия в совокупности позволят привести автомобильную дорогу «Амур» в нормативное состояние и повысить комфорт и безопасность дорожного движения.

 

 

Федеральные автомобильные дороги «Лена» Невер – Якутск и «Колыма» Якутск – Магадан

 

Протяженность автомобильной дороги «Лена» от Невера до Якутска – 1157 км. Трасса проходит по территории Амурской области и Республики Саха (Якутия). «Лена» берет свое начало (уходит на север) от федеральной трассы «Амур» Чита – Хабаровск в районе пос. Большой Невер и, проходя через Тынду, Алдан, Томмот, выходит к Якутску (к противоположному от города берегу реки Лены). В период ледостава и ледохода переправиться в Якутск невозможно. Следует отметить, что дорога «Лена», являясь основной транспортной артерией Республики Саха (Якутия), связывает прилегающие южные и центральные районы республики с Транссибирской железнодорожной магистралью и Байкало-Амурской магистралью. Это единственный круглогодичный путь транспортного сообщения для доставки необходимых для северных регионов грузов.

 

Автомобильная дорога «Колыма»берет свое начало от автомобильной дороги «Лена» у населенного пункта Нижний Бестях. Это важнейшая транспортная артерия региона, которая связывает Республику Саха (Якутия) и Магаданскую область, проходит через Якутск, Хандыгу, Теплый Ключ, Усть-Неру, Сусуман, Ягодное и другие населенные пункты.

Покрытие дороги практически на всем протяжении грунтово-щебеночное. У населенных пунктов в Магаданской области имеются участки с асфальтобетонным покрытием.

 

Роман Новиков:В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» и подпрограммой «Автомобильные дороги» работы по реконструкции трассы «Лена» проводятся на наиболее загруженных участках: Б. Невер – Тында, Чульман – Алдан, Томмот – Якутск.В соответствии с перспективной интенсивностью движения трасса относится к дороге III технической категории. При этом на протяжении около 900 кмдорога не соответствует этой технической категории.В 2011 году был реконструирован участок протяженностью5,95 км, в текущем году введено в эксплуатацию пять участков протяженностью около 50 км, в том числе три путепровода протяженностью около 120 пог. м.Кроме того, на год ранее запланированного введены два участка дороги «Лена» общей протяженностью более 11 км(подрядные организации: ООО «Икат плюс», генеральный директор Очиров Б.Л. и ООО Объединение «СРП», генеральный директор Шкварко В.Н.).

Приоритетным вопросом потрассе «Колыма» для нас является замена ремонтонепригодных мостов и реконструкция наиболее опасных участков в районе Черного и Желтого прижимов. Вместе с тем это мероприятие по повышению уровня обустройства дороги: устройство искусственного электроосвещения, приведение в нормативное состояние автомобильной дороги с доведением до норм соответствующей технической категории.

В текущем году на автомобильной дороге «Колыма» реконструировано пять мостов и мостовых переходов общей протяженностью более 13 км(около 250 пог. м).

 

 

Федеральная автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск – Владивосток

 

Автомобильная дорога федерального значения «Уссури»Хабаровск – Владивосток – это составная часть евро-азиатского международного транспортного коридора «Транссиб»: Берлин (Германия) – Варшава – (Польша) – Москва – Екатеринбург – Владивосток – Находка. Трасса имеет важное стратегическое и экономическое значение, так как дорога должна дать надежный и безопасный выход к морским портам Приморского края и, с использованием сети местных автомобильных дорог, обеспечить связь северных портов Хабаровского края с портами Находки и Владивостока. Сегодня практически на всем протяжении автодороги «Уссури» проводятся работы по строительству и реконструкции трассы.

 

Роман Новиков:Трасса «Уссури» имеет самую высокую интенсивность движения по сравнению с другими дорогами Дальневосточного региона. Протяженность автодороги – 752 км, из них 740 кмнаходятся в федеральной собственности (12–752 км). До 2011 года основным направлением развития сети автодорог в ДФО было завершение строительства и реконструкции трассы «Амур» Чита – Хабаровск, на которой были сконцентрированы основные финансовые средства. В то же время, понимая необходимость реконструкции дороги «Уссури», Дирекция занималась подготовительной работой к строительству и реконструкции трассы, в частности разработкой проектно-сметной документации.

Это позволило к 1 января 2011 года разработать проектно-сметную документацию на реконструкцию 132 кмтрассы, которая в настоящее время утверждена в установленном порядке и получила положительное заключение от ФГУ «Главгосэкспертиза России». Кроме того, в разработке и на экспертизе находится проектно-сметная документация по участкам общей протяженностью 147 км. В соответствии с перспективной интенсивностью движения планируется довести автомобильную дорогу до нормативов Iи IIтехнической категории. На основании проведенного обследования и материалов диагностики установлено, что техническое состояние дороги на основном протяжении не соответствует нормативным требованиям. Проведенный совместный мониторинг с ФКУ «Дальуправтодор» текущего состояния показал, что из 740 кмтрассы 550 кмтребуют проведения работ по строительству и реконструкции. На 190 кмдорогу можно привести в нормативное состояние посредством проведения работ по ремонту и капитальному ремонту.

После проведения всех мероприятий дорога будет иметь четыре полосы движения по 3,75 мс шириной проезжей части 15 м – на участках 12–56 и 524–752 кмобщей протяженностью 272 км. На остальныхучастках общей протяженностью 468 кмдорога будет соответствовать нормам II технической категории с шириной проезжей части 7,5 м.

В текущем году реконструировано более 7 кмдороги, в том числе 2 путепровода – 163,9 пог. м. Кроме того, на год ранее запланированного введен участок протяженностью 9 км(подрядная организация – ООО «МИП ДВ», генеральный директор Дробязко Н.А.).

 

 

Наращивание производственно-технического потенциала

 

Дальневосточные дороги по своим климатическим и геологическим условиям прохождения уникальны: среднегодовой перепад температур – от -50 до +40 градусов, практически на всем протяжении – вечная мерзлота. Необходим особый подход к строительству, и здесь не обойтись без широкого применения новых прогрессивных технологий, что позволяет не только значительно экономить время и средства, но и добиваться высокого качества сооружаемых объектов даже в неблагоприятных климатических и природных условиях. Общее количество использованных ФКУ ДСД «Дальний Восток» инновационных технологий за 2011 год составило более 70 наименований.

 Стабильное качество работ невозможно без современного и эффективного оборудования. Необходима соответствующая материально-техническая база.

 

Р. Новиков:С нами сотрудничают 7 проектных организаций, на объектах Дирекции работают 21 подрядная организация и 11 организаций строительного контроля. Все подрядчики имеют богатый опыт строительных работ в условиях Дальнего Востока и Севера России: ЗАО «Труд», ЗАО «Асфальт», ОАО «ХК «Амур мост», ООО «Брус», ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «ДЭП-135», ОАО «Дальмостострой», ООО «Дороги Саха», ООО «ДСК», ООО «СМУ-6», ОАО «Дальстроймеханизация», ООО «ДСКом № 1», ООО «Икат плюс», ООО Объединение «Содействие развитию предпринимательства», ООО «Паритет ДВ», ООО «МИП ДВ», ООО «Стройсервис», ООО «Стройгазконсалтинг», ООО «СУ-888», ООО «СТЭК», ООО «Компания НЭТ», ООО «Амурдорснаб» и др. Все они укомплектованы самой современной дорожно-строительной техникой и высокопрофессиональными кадрами.

На мой взгляд, подлинная заинтересованность в конечном результате совместной работы заказчика и подрядчика проявляется в том, какими темпами та или иная компания наращивает свой производственно-технический потенциал. Как правило, только предприятия, активно направляющие заработанные средства на приобретение современной техники и использование новых технологий, способны гарантировать качество выполняемых заказов. Хотелось бы отметить в этой связи подрядные организации ЗАО «Асфальт» и ОАО «Бамстроймеханизация».

 В ЗАО «Асфальт» осваивают новое направление в дорожном строительстве – мостостроение. На базе организации создано мостовое управление, которое занимается возведением трех мостов на участке реконструкции ФАД «Амур» Чита – Хабаровск 1780–1800 км.

Впервые, на базе строительной подрядной организации ЗАО «Дороги Саха», на участке автомобильной дороги «Лена» Невер – Якутск, проходящем по территории Республики Саха (Якутия), был запущен асфальтобетонный завод. Это первый мобильный асфальтобетонный завод, функционирующий в суровых климатических условиях Севера. Технологический комплекс SpecoAP-1500Pпозволяет производить до 120 тонн в час при минимальных затратах на обслуживание и энергопотребление. Ввод завода позволяет сократить затраты на реконструкцию дороги и сроки ввода ее в эксплуатацию.

Применяя новые технологии и тщательно контролируя процесс ведения работ, Дирекция обеспечивает формирование сети федеральных автомобильных дорог в Дальневосточном регионе. Я уверен, что в недалеком будущем дороги оправдают все вложенные в них средства и усилия. Новая транспортная сеть позволит ускорить экономическое развитие регионов через эффективное освоение местных природных ресурсов и в значительной степени будет способствовать установлению интеграционных связей России со странами АТР и Европы.

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     

 

Яндекс.Метрика