Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Развитие транспортной системы - экономический рост республики | Издательский дом

Развитие транспортной системы - экономический рост республики

 


 

Начальник Татарского ТОГАН Ространснадзора Альберт Сафин

 

 

 Сегодня Республика Татарстан занимает лидирующие позиции по целому ряду важнейших показателей. Это результат целого ряда факторов, среди которых и наличие важных сырьевых ресурсов, и сохранение той производственной базы, которая осталась от старых времен, и последовательные, здравые действия местного руководства. Но есть и еще одна важная причина, объясняющая очевидные успехи этого субъекта Российской Федерации, и состоит она в том, что руководители Татарстана внимательно изучают опыт других стран, демонстрирующих динамичное развитие, и все лучшее стараются внедрить у себя. Это касается и авиационно-транспортного комплекса.

 

В ближайшую перспективу Казань будет позиционироваться как спортивная столица. В 2013 году будет проведена Всемирная летняя универсиада, 2015 году – Мировой чемпионат по водным видам спорта, а в 2018 году будет принята некоторая часть игр ФИФА. К этим событиям необходимо преобразование транспортной системы, решение всех существующих транспортных проблем, в том числе обеспечение транспортной безопасности и безопасности полетов на надлежащем уровне. Поэтому Республика Татарстан и ее столица Казань переживают сейчас период самого бурного развития транспорта. Государственная политика в сфере транспорта направлена на обеспечение динамичного развития этой отрасли, способной удовлетворить потребности жителей республики, с надлежащим уровнем безопасности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

 

 

Гражданская авиация

 

Гражданская авиация играет огромную роль в развитии экономики республики, решении социальных задач, имеет особое значение как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений, в том числе международных.

В настоящие время в Татарстане действуют три аэропорта: Казань, Бегишево и Бугульма, два из которых имеют статус международных. Базирующиеся в них пять авиакомпаний: ОАО «Авиакомпания Татарстан», ЗАО «КАПО Авиа», ООО «Авиакомпания «Тулпар Эйр», ОАО «АК БАРС АЭРО», ОАО «Казанское авиационное предприятие» – осуществляют пассажирские и грузовые перевозки. В ОАО «Международный аэропорт Казань» 7 ноября 2012 года сдан в эксплуатацию терминал 1А. Строительство нового терминала общей площадью 20 тысяч кв. м началось в сентябре 2009 года в рамках масштабной программы модернизации и развития аэропорта Казань. Пропускная способность терминала 1А – 1,2 млн пассажиров в год. Стоимость строительства составила более 2 млрд рублей. В аэровокзале разместились просторные и комфортные залы ожидания, 19 стоек регистрации, 6 кабин паспортного контроля и 4 пункта специального контроля, магазины и пункты питания, бизнес-залы и комната матери и ребенка. Здесь же будут размещены офисы авиакомпаний, билетные кассы, представительства турагентств, справочная. Для перемещения по терминалу предусмотрены переходы, лифты и эскалаторы. Специально для терминала 1А закуплено новое оборудование: стойки регистрации, системы аудио- и видеоинформирования пассажиров, система выдачи багажа, досмотровое оборудование. В Терминале 1А учтены все требования руководящих документов по обеспечению авиационной безопасности. Предполетный досмотр на пунктах досмотра международных и внутренних авиалиний с использованием самых передовых систем досмотра, в том числе рентгенотелевизионных интроскопов фирмы «Смитс Хайманн». Впервые в Татарстане для досмотра пассажиров используются радиоволновые сканеры. Использование данных сканеров исключает тактильный досмотр пассажиров, уменьшает время досмотра при более высоком его качестве. Это соответствует современным требованиям к обслуживанию пассажиров. Для комфортного пребывания и обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями предусмотрены пандусы, лифты, туалетные комнаты, расширенные дверные проемы, раздвижные двери, отдельная парковка. Действующий терминал будет реконструирован и модернизирован в соответствии с современными требованиями по транспортной безопасности. С учетом этого к 2013 году г. Казань получит аэропорт с пропускной способностью 3 млн пассажиров в год. В связи с предстоящими мероприятиями мирового масштаба 2013, 2015, 2018 годов в Казани на Татарский территориальный отдел государственного авиационного надзора возлагается огромная ответственность по надзору за соблюдением субъектами транспортного комплекса на объектах транспортной инфраструктуры законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности и гражданской авиации. Татарский ТОГАН осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ФЗ от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», ФЗ от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и положением Татарского ТОГАН в составе Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу. Мероприятия надзорной деятельности Татарского ТОГАН оперативно и качественно реализуются во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республики Татарстан, с органами исполнительной власти Республик Татарстан и Марий Эл, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 года № 409 «Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций» на территориальные органы возложены контрольные (надзорные) функции в области транспортной безопасности, гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, соблюдения правил организации и проведения авиационно-космического поиска и спасения.

 

В январе 2011 года территориальные органы Ространснадзора приступили к проведению рамповых проверок воздушных судов. В результате проведения 205 рамповых проверок было выявлено свыше 165 нарушений на 120 воздушных судах, в том числе 8 нарушений, непосредственно влияющих на безопасность полетов, что позволило предотвратить выпуск в полет воздушных судов, не соответствующих установленным требованиям. В 2012 году в основу работы Татарского ТОГАН УГАН НОТБ по ПФО была положена активизация работы по ежедневному мониторингу авиационных событий по материалам оперативной суточной информации; деятельности юридических, физических лиц, выполняющих и обеспечивающих воздушные перевозки, авиационные работы и услуги, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, все виды аэропортовой деятельности; фактов задержки рейсов; обращений граждан. Равными по важности стали задачи по контролю соблюдения процедур сертификации в области гражданской авиации, лицензионных требований и условий службами, обеспечивающими транспортную безопасность.

По выявленным нарушениям к юридическим и должностным лицам, гражданам применялись меры инспекторского и административного воздействия. В результате сумма наложенных штрафов увеличилась в 3 раза в сравнении с 2011 годом.

Как всегда, актуально обозначился надзор за подготовкой и переподготовкой специалистов в соответствии с перечнем должностей авиационного персонала. В рамках надзора за подготовкой авиационного персонала Татарским ТОГАН проверена деятельность АУЦ, который занимается подготовкой летного состава. За выявленные нарушения выписано четыре инспекторских предписания.

 

 

Транспортная безопасность

 

Принятый Федеральный закон от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», впервые юридически закрепивший само понятие «транспортная безопасность», призван комплексно регулировать вопросы транспортной безопасности. С принятием закона деятельность по противодействию актам незаконного вмешательства на транспорте стала самостоятельной областью общественных отношений с собственной правовой базой и кругом субъектов. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации, в соответствии с законом, являются:

 

1.                Нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности.

2.                Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и ТС.

3.                Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и ТС.

4.                Разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.

5.                Разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.

6.                Подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

7.                Осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности.

 

После террористического акта в январе 2010 года в аэропорту Домодедово Президентом РФ поставлены дополнительные задачи по повышению уровня защиты населения от террористических угроз на транспорте и в иных местах массового скопления людей.

В соответствии с Указом от 31 марта 2010 года № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» распоряжением Правительства РФ № 1285-р принята Комплексная программа обеспечения населения на транспорте. В основу Комплексной программы заложены принципы и механизмы реализации Федерального закона «О транспортной безопасности», определившего единый порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности. Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на реализацию задач, которые обеспечивают формирование, развертывание, функционирование и развитие комплексной системы. Целью программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В настоящее время в территориальных органах Ространснадзора осуществляется техническое оснащение и отработка пилотных проектов для дальнейшего внедрения на всей сети Российской Федерации. В рамках Комплексной программы в 2012 году Татарский ТОГАН получил мобильный пункт контроля (надзора) с функциями подвижного оперативного штаба на базе автомобиля VolkswagenVWCrafter 50. В связи cполучением мобильного пункта контроля (надзора) важнейшей задачей Татарского ТОГАН является создание системы комплексного мониторинга состояния транспортной безопасности и безопасности полетов поднадзорных субъектов гражданской авиации.

 

В связи с предстоящими в Казани спортивными мероприятиями международного масштаба главной задачей Татарского ТОГАН является комплексный мониторинг состояния транспортной безопасности и безопасности полетов поднадзорных субъектов гражданской авиации. Это необходимо для системного применения в практической деятельности мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений обязательных требований в деятельности гражданской авиации Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

     

 

 

Яндекс.Метрика