Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Масштабная высокотехнологичная работа | Издательский дом

Масштабная высокотехнологичная работа

 

 

Заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов

 

 

Правительство РФ уделяет значительное внимание развитию грузовых перевозок на всех видах транспорта. Реализуемые в настоящее время «Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года» и ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы» направлены, прежде всего, на решение задачи сбалансированного развития всех видов транспорта и превращение географических особенностей России в ее конкурентные преимущества.

 В 2011 году Минтрансом России в рамках реализации своих полномочий разработана «Концепция развития грузовых авиаперевозок в Российской Федерации», целями которой являются реализация транзитного потенциала нашей страны и развитие внутреннего спроса на грузовые авиаперевозки путем повышения конкурентоспособности услуг воздушного транспорта РФ. Для достижения целей Концепции Минтрансом сформулировано 12 инициатив, реализация которых приведет к значительному увеличению объемов грузовых перевозок воздушным транспортом.

 

 

МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

 

  Хочу подробно остановиться только на одной из таких инициатив – развитии мультимодальных перевозок на базе аэропортов – грузовых хабов (прежде всего, на основе бизнес-моделей «авиа – авиа» и «авто – авиа»), а также выработке государственной политики в сфере нормативно-правового регулирования деятельности логистических операторов. Фактически любой аэропорт является мультимодальным центром, поскольку предлагает как минимум услуги двух видов транспорта: воздушного и автомобильного, но только логистический оператор, контролирующий всю грузовую цепочку, комбинирует перевозку таким образом, чтобы максимально удовлетворить грузоотправителя и грузополучателя. Поэтому именно логистические операторы сегодня определяют ключевой тренд развития грузовых перевозок на всех видах транспорта – мультимодальность.

 В 2011 году мировой грузопоток составил 90,8 млн тонн, 30% из которых было обслужено всего лишь десятью крупнейшими аэропортами. Большинство указанных аэропортов являются мультимодальными хабами, существенная роль в развитии которых принадлежит логистическим операторам, в интересах которых аэропорты развивали инфраструктуры и благодаря которым удалось привлечь крупнейших грузовых перевозчиков.

 

 Аэропорт Гонконг, на протяжении нескольких лет занимающий первое место в мире по объему грузопотока, максимально используя все преимущества мультимодальности, сделал ставку на развитие передовых IT-технологий. В настоящее время является одним из немногих аэропортов, предлагающих весь спектр технологий программы e-Cargo, в том числе таможенное оформление до прибытия рейса, функцию «приоритетных грузов». Наличие на территории аэропорта восьми грузовых хендлеров обеспечило конкурентоспособность как по цене, так и по качеству предоставляемых услуг.

 

Аэропорт Дубай, преимущественная доля грузооборота которого складывается из обслуживания транзитного груза, максимально использовал преимущества географического положения благодаря крупному логистическому оператору (DNATA), который переориентировал грузовые потоки таким образом, чтобы аэропорт Дубай, необходимость строительства которого долгое время была под вопросом, менее чем за 10 лет вошел в десятку крупнейших грузовых аэропортов мира.

 

Аэропорт Лейпцигс момента открытия грузового хаба DHL в 2008 году в течение всего четырех лет стал одним из крупнейших грузовых хабов Европы. В 2011 году с грузопотоком более 760 000 тонн (рост 14,7% в сравнении с 2010 годом) занимает второе место среди аэропортов Германии по грузопотоку и входит в десятку крупнейших аэропортов Европы по грузопотоку.

 

 

Сегмент 3pl-логистики

 

 Ключевые факторы успеха – максимальное использование преимуществ географического положения и сотрудничество с крупнейшим логистическим оператором мира (DHL).

 Крупнейшие логистические операторы работают в сегменте так называемой 3pl-логистики и предоставляют своим клиентам услугу по перевозке по схеме «от двери до двери». Сегмент 3pl-логистики в настоящий момент является самым интенсивно развивающимся и интересен грузоотправителям и грузополучателям благодаря тому, что позволяет максимально использовать мультимодальную и иную инфраструктуру аэропорта (все виды транспорта, складские площади, склады временного хранения, грузовые терминалы для всех видов груза) в зависимости от поставленной цели: экономия времени или экономия денег при перевозке грузов.

 На российском рынке грузовых авиаперевозок лидируют аэропорты Московского авиационного узла, которые также используют преимущества мультимодальной логистики во взаимодействии с логистическими операторами. Мультимодальность зачастую представлена моделью «авто – авиа», реже используется модель «авто – авиа – ж/д». Аэропорты Московского авиационного узла обслуживают более 50% совокупного грузопотока России.

Такая тенденция обусловлена объективными причинами:

– близостью к производственным мощностям крупных международных компаний, формирующих авиационный грузопоток;

– маршрутной сетью пассажирских авиаперевозок, позволяющей осуществлять оперативную отправку преимущественной части грузов в багажных отсеках грузовых ВС;

– основная причина – отсутствие или неразвитость логистических операторов в регионах.

 Другие причины – отсутствие конкурентоспособного предложения со стороны региональных аэропортов как по инфраструктуре, так и по технологиям.

 Существующая схема организации грузовых перевозок приводит не только к дисбалансу в экономическом развитии столицы и регионов, но и не позволяет России привлекать транзитные грузопотоки, поскольку уже сейчас московские аэропорты испытывают дефицит пропускной способности.

 Общие проблемы, мешающие развитию грузовых перевозок:

– отсутствие крупных логистических операторов, способных организовывать грузовые перевозки с минимальной стоимостью за счет мультимодальности;

– отсутствие в аэропортах необходимой инфраструктуры для обслуживания мультимодальных перевозок;

– проблемы стыковки между видами транспорта (в том числе в части таможенного оформления и проведения иных видов государственного контроля, отсутствие законодательства по внутритаможенному транзиту);

– негибкая ценовая политика региональных аэропортов;

– ценовая конкуренция с другими видами транспорта не позволяет формировать объем авиационного груза, достаточный для развития инфраструктуры аэропортов;

– законодательные проблемы регулирования как рынка грузовых авиаперевозок, так и логистической деятельности;

– отсутствие технологии е-Cargo.

 В результате российские транспортные услуги по ряду показателей занимают не самые высокие позиции в международных рейтингах в области стоимости перевозки грузов, скорости таможенного оформления, наличия административных барьеров.

 

 

Стандарт e-Freight

 

Реализация инициатив Минтранса России в части развития логистической деятельности наряду с внедрением стандарта e-Freight позволит реализовать транзитный потенциал Российской Федерации, обеспечить конкурентоспособность воздушного транспорта, создать благоприятные условия для развития грузовых авиаперевозок.

В России уже прошли первые тестовые грузовые рейсы в рамках пилотного проекта внедрения международного стандарта e-Freight в Российской Федерации. В рамках реализации пилотного проекта по внедрению в РФ международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарта ИАТА e-Freight) авиакомпании «Аэрофлот» и «ЭйрБриджКарго» выполнили первые пилотные рейсы через аэропорты Шереметьево и Толмачево, в ходе которых оформление и сопровождение транзитного груза осуществилось в электронном виде в режиме теста.

При выполнении каждого рейса по информационно-технологическим каналам прошло семь электронных документов, необходимых для оформления транзита (в соответствии с перечнем ИАТА и российской нормативно-правовой базой). Все процедуры электронного оформления грузов выполнялись на основании «Временного порядка» ФТС России, распространяющегося на участников пилотной зоны в течение всего периода реализации проекта.

Стандартные бумажные документы, согласно предварительной договоренности между участниками тестирования, проследовали на борту в запакованном виде в качестве вспомогательного варианта. Единственной причиной, по которой полный отказ от них на этапе обслуживания транзита пока нельзя признать возможным, является необходимость дальнейшего предоставления бумажных носителей для подтверждения авиакомпаниям нулевой ставки НДС.

Тестирование в режиме реальных рейсов показало, что каналы связи между участниками тестирования работоспособны, включая прохождение электронной подписи, без которой электронный документ не может получить юридический статус оригинала. Тестирование в рамках реальных рейсов позволяет окончательно настроить новое программное обеспечение и добиться полной совместимости всех задействованных систем: единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов (включая КПС «АвиаПП»), информационно-технологического оператора и систем авиакомпаний. Тестирование на «живой» платформе позволит максимально выявить и устранить возможные технологические сбои и подтвердить готовность к переходу на следующий этап. Далее авиакомпании – участники пилотного проекта начнут выполнять электронное оформление транзитных операций в режиме опытной эксплуатации на постоянной основе. Параллельно будет начато «живое» тестирование трансферных операций.

Начало внедрения e-Freight в режиме реальных рейсов является практическим воплощением в жизнь государственной задачи по созданию «электронного правительства» в Российской Федерации. Поскольку процедуры оформления грузовой авиаперевозки в России затрагивают целый ряд ведомств, для внедрения e-Freight необходимо электронное взаимодействие на межведомственном уровне. Это масштабная высокотехнологичная работа, в которую мы вовлекаем все необходимые ведомства без исключения.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика