Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: 50 лет между небом и землей | Издательский дом

50 лет между небом и землей

 


 

 Создание Нижневартовского авиапредприятия неразрывно связано с такими уже далекими от нас 60-ми годами минувшего века, когда на болотистых Приобских просторах Западной Сибири бурными темпами началось освоение нефтяных и газовых месторождений. Так что не будь Самотлора, то вряд ли бы пришла сюда авиация. Однако без авиации разработка залежей «черного» и «голубого» золота была бы очень затруднена, а то и вообще невозможна.

 

Генеральный директор ОАО «Нижневартовскавиа»Владимир Пысенок

 

 

 КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

 

 В 1963 году бюро Нижневартовского райкома партии и исполкома райсовета приняли совместное постановление о строительстве сухопутного аэродрома в поселке Нижневартовск. Руководству экспедиции, рыбзавода и рыбкоопа было поручено выделить необходимую технику и людей для строительства аэродрома. Уральское управление ГА утвердило план полетов Тюменской авиагруппы в Нижневартовск. Два года спустя, в 1965?м, из Сургута в Нижневартовск для организации полетов и формирования авиаподразделения был направлен начальник площадки Искандар Аминович Кучкульдинов и диспетчер Рафаил Гаязович Ишмитов, а также сюда было прикомандировано звено самолетов Ан?2 и вертолетов Ми?4. Этот день – 20 июля 1965 года – и принято считать днем рождения Нижневартовского авиапредприятия.

 В 1966 году аэропорту был присвоен V класс. А в апреле 1970 года на базе авиазвена самолетов Ан?2 и вертолетов Ми?4 была образована Нижневартовская объединенная авиаэскадрилья (ОАЭ), командиром которой стал Кузьма Родионович Каминский, затем – Алексей Михайлович Романчук.

 В ноябре 1971 года аэропорт из Старого Вартовска перебазируется на новое место (где располагается и поныне), а 21 ноября 1972 года с вводом в эксплуатацию бетонной полосы состоялся первый рейс самолета Ту?134 на Москву. Этот полет положил начало новому качественному скачку в истории развития авиапредприятия и коллектива.

 Резко возросли объемы авиаперевозок, самолеты Ан?2 и вертолеты Ми?4 уже не справлялись с возросшими запросами геологов, нефтяников, строителей. Министерство ГА и руководство Тюменского УГА направляют сюда вертолеты Ми?8. В 1973 году ОАЭ преобразовывается в объединенный авиаотряд (ОАО), в 1975 году аэропорту присваивается II класс, командиром ОАО назначается Роман Федорович Марченко.

 

 В 1979 году командиром ОАО был назначен Владимир Григорьевич Пысенок.

 

 Ветераны хорошо помнят то нелегкое время. Тесно тогда было воздушным судам не только в небе, но и на аэродроме. Катастрофически не хватало стоянок, служебных помещений, транспорта, жилья, мест в детских садах, авиаспециалистов и многого другого. Но не занимать было коллективу задора, энергии, стремления и желания достичь всего упорным трудом, веры в лучшее будущее. Это были высококвалифицированные кадры – летный состав, наземные службы, которые могли работать в тяжелейших условиях Севера. Задача заключалась в главном – расширить материально?техническую базу предприятия, решить социальные проблемы. Большую помощь в этом коллективу оказывали городской комитет партии, горисполком, Тюменское управление ГА, руководство предприятий нефтяников, геологов и строителей.

 Предстояло резко увеличивать объем перевозок вахтовых бригад и прием грузовых самолетов из Поволжья, Азербайджана, Украины, Белоруссии, многих городов СССР. А для этого необходимо было реконструировать аэродром и построить аэровокзал. В 1981 году была проведена первая реконструкция аэропорта, в результате которой аэропорт начал принимать Ту?154.

 В 1982 году строители Мегионгазстроя сдали в эксплуатацию аэровокзал. Аэропорту присваивается 1?й класс, создается второй летный отряд – № 441.

 В 1989 году проводится вторая реконструкция аэропорта, летно?технический состав приступает к освоению вертолета Ми?26. Историческим событием для коллектива авиапредприятия стало принятие в 1990 году самолета Ил?86, положившего начало пассажирским перевозкам на этом аэробусе в Москву.

 В 1990 году аэропорт отправил 1 млн 215 тысяч пассажиров. Налет часов на собственном парке был пиковым за всю историю авиапредприятия в период с 1981 по 1985 год – ежегодно он составлял около 55 тысяч часов. Коллективу удалось не только укрепить материально?техническую базу предприятия, но и решить многие социальные проблемы. Были построены здания наземного и инженерно?технического комплексов, службы ГСМ, боксы спецтранспорта, возведены жилые дома, детские сады, база отдыха, гостиница, теплица. Короче говоря, решена главная задача – жилье и материально?техническая база.

 …Распад СССР и наступивший период зарождения рынка авиационных транспортных услуг не мог, разумеется, не затронуть и Нижневартовское авиапредприятие. С начала 90?х годов начался резкий спад авиационных работ во всех направлениях. Больших усилий стоило доказывать во всех инстанциях, что спасение только в единстве коллектива, и жизнь это убедительно подтвердила.

 

 

Спустя 50 лет

 

Сегодня авиапредприятие работает как единый, хорошо отлаженный механизм. По окончании третьей реконструкции в 2005 году аэропорту Нижневартовск присвоен статус международного.

Большая заслуга в становлении и поступательном развитии авиапредприятия принадлежит А.В. Филиппенко, многие годы возглавлявшему Ханты?Мансийский автономный округ, председателю Думы ХМАО В.С. Сондыкову, а также руководителям городов и Нижневартовского региона, которые оказали помощь, проявили внимание и заботу.

 30 октября 2004 года ФГУП «Нижневартовское авиапредприятие» было преобразовано в ОАО «Нижневартовскавиа».

 На данный момент ОАО «Нижневартовскавиа» – диверсификационное предприятие с аэропортом, способным принимать все типы ВС, включая Ил?86, Ан?124, «боинги» различных типов, по 1-й категории ICAO с обоих направлений. Сегодня Нижневартовск по перевозке пассажиров входит в тридцатку крупнейших аэропортов России.

 В 2010 году аэропорт Нижневартовск допущен к приему ВС Ил-96-400, MD-11F,82, CRJ-100-200, Ан-148 (и его модификации), Embraer-195, А-330; с 30 января 2012 года – к приему RRJ-95 («Сухой Суперджет-100»).

 Предприятие располагает собственным вертолетным парком Ми?8, Ми?8АМТ, имеет сертификат для выполнения авиационных работ за рубежом. В 2010 году ОАО «Нижневартовскавиа» зарегистрировано в реестре Поставщиков Организации Объединенных Наций на выполнение миротворческой миссии, что дает дополнительные возможности для увеличения объемов работ за рубежом.

Наши экипажи и инженерно-технический персонал трудились в Непале, Пакистане, Индонезии, сегодня работают в Конго, Судане и Афганистане. Благодаря работе вертолетного парка за рубежом в 2011 году предприятие получило положительный финансовый результат.

 

 

Сплоченный коллектив – залог успешной работы

 

 На предприятии трудятся высококвалифицированные, опытные специалисты –65% с высшим и средним профессиональным образованием. За трудовые заслуги 45 человек награждены орденами и медалями, 17 носят почетное звание «заслуженный», в том числе три «заслуженных пилота», 75 человек удостоены знака «отличник воздушного транспорта».

 В ближайшие годы коллективу предприятия предстоит решать сложные задачи – это плановая реконструкция ИВПП к 2015 году, которая позволит принимать воздушные суда по IIкатегории ICAO. Необходимо пополнять вертолетный парк вертолетами типа Ми-8 АМТ (Ми-171). Кроме того, стоит задача омоложения коллектива, особенно остро – летного и инженерно-технического состава.

 Высокую конкурентоспособность предприятия подтверждают его многочисленные награды. Среди них – звание «Лучший аэропорт России» (за 2001 год), диплом «За выдающиеся достижения в обеспечении безопасности полетов» (за 2002 год), Главная премия «Российский Национальный Олимп» (за 2003 год), звание «Лучший аэропорт стран – участниц СНГ» (за 2007 год), победитель в номинации «За активность и целеустремленность» конкурса «Лучший аэропорт стран СНГ» (за 2008 год), победитель в номинации «Перспективно развивающийся аэропорт» конкурса «Лучший аэропорт стран СНГ» (за 2009, 2010, 2011 годы), победитель конкурса «Лидер бизнеса Югры» (2010, 2011 годы) в номинации «Воздушный транспорт» и другие награды.

 Уже одно только перечисление наград не оставляет сомнений в том, что коллектив ОАО «Нижневартовскавиа» сегодня находится на подъеме, демонстрируя масштабный рост по всем производственным показателям и примериваясь к новым высотам.

 

 628613, ХМАО – Югра, г. Нижневартовск,

ул. Авиаторов, д. 2, Аэропорт

Тел.: +7 (3466) 49?20?02, +7 (3466) 24?10?41

Е?mail: office@nvavia.ru

 

 

 Правительственные, ведомственные и общественные награды Генерального директора ОАО «Нижневартовскавиа» Владимира Пысенка

 

- в 1981 годумедаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири»,

- в 1983 годунагрудный знак «Отличник «Аэрофлота»,
- в 1983 году награжден орденом Трудового Красного Знамени,

- в 1986 году удостоен звания «заслуженный работник транспорта

РСФСР»,

- в 1995 году награжден орденом Почета, а в 1999 году награжден

орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени,
+ Благодарность Президента Российской Федерации в 1998 году,

- в 2002 году почетное звание «почетный гражданин Ханты?Мансийского

автономного округа»,

- в 2003 году награжден главной общественной наградой России – орденом «За честь и доблесть»,

- в 2004 году присвоено звание «почетный работник транспорта Тюменской области»,

- в 2005 году отмечен знаком отличия «За заслуги перед городом Нижневартовском»,

- в 2005 году награжден дипломом национальной премии «Медаль трудовой славы им П.А. Столыпина» в сфере экономики производства,

- в 2005 году Владимиру Григорьевичу был вручен наградной знак?медаль «Честь и польза» МФБ «Меценаты столетия» + в 2012 году награжден нагрудным знаком «Почетный работник транспорта России».

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика