Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Республика Алтай: дороги, дающие жизнь | Издательский дом

Республика Алтай: дороги, дающие жизнь

 

Начальник БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор», почетный строитель России, кандидат экономических наук Николай Нечаев

 

Сибирская Швейцария, сердце Азии, жемчужина Сибири... Горный Алтай – это мекка туризма, каждый его уголок по-своему прекрасен и неповторим. Но без дорог путь в уникальный регион был бы закрыт для тысяч туристов, которые ежегодно приезжают сюда. Ведь в Республике Алтай нет железнодорожного и водного сообщения, и именно автомобильные дороги связывают ее с другими регионами страны, обеспечивают жизнедеятельность населенных пунктов, определяют возможности развития экономики.

 

Автомобильные дороги по-прежнему остаются важнейшим и наиболее востребованным звеном транспортных коммуникаций, связующим Республику Алтай с другими регионами.

 Республика Алтай состоит из 10 районов, каждый из которых отличают свои, подчас суровые, природно-климатические особенности. В зависимости от времени года дорожникам приходится иметь дело с обильными снегопадами, наледью, подтоплениями, зажорными явлениями.

По данным на начало 2012 года, протяженность региональных дорог в Республике Алтай составила 2902,9 км, из которых с твердым покрытием – 2348,4 км, грунтовых – 554,5 км. При этом дороги с усовершенствованным покрытием (асфальтобетон, черногравийное покрытие) составляют 784,3 км, протяженность переходного (гравийного) покрытия насчитывает 1564,1 км.

На автомобильных дорогах содержится 410 мостов длиной 8994,2 пог. м, из них мостов капитального типа – 184 штуки длиной 5269,6 пог. м, а также 2241 водопропускная труба длиной 27 147,6 м.

 В отличие от соседних регионов в республике невысокий показатель плотности сети автодорог – 37 кмна тысячу кв. км территории.

 

 

Работать в режиме единого механизма

 

Строительство, ремонт, содержание дорог – это большая работа, ее можно сравнить со сложным механизмом, в котором сотни людей работают на одну цель. Конечный результат зависит от профессионализма каждого дорожника, его отношения к делу, которое ему доверено. Сегодня на территории региона действуют 14 дорожно-эксплуатационных предприятий, число трудящихся в дорожном хозяйстве республики составляет около полутора тысяч человек. Практически все ДЭПы и ДРСУ республики имеют многолетнее историческое прошлое, большинство из них основано еще в 30-х годах прошлого века. Многие из них идут нога в ногу с Горно-Алтайавтодором, предприятием, которое уже более пятидесяти лет является заказчиком строительства и реконструкции региональных автомобильных дорог. Бюджетное учреждение Республики Алтай «Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования «Горно-Алтайавтодор» (БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор») называют современным предприятием с полувековой историей. Исторической датой образования учреждения является 1 августа 1959 года, тогда оно получило название – Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог общего пользования. За десятки лет Автодор неоднократно менял название, оставались прежними лишь принципы работы, которые незыблемы и сегодня, – это обеспечение безопасности и комфортности передвижения по автодорогам региона.

На сегодняшний день управление состоит из 12 отделов. В БУ РА РУАД «Горно-Алтайавтодор» трудится более 80 высококвалифицированных специалистов. С 2007 года предприятие активно развивается, наращивает объемы выполняемых работ, внедряет инновационные технологии, сотрудничает с ведущими проектными и научно-исследовательскими институтами страны.

Полномочия учредителя от имени Республики Алтай осуществляет Министерство регионального развития Республики Алтай.

 

 

Природа – капризная, но щедрая

 

Особенности местного рельефа создают дополнительные трудности в эксплуатации региональных дорог, на которых насчитывается 34 горных перевала. Поскольку практически все дороги республики проходят через сложную пересеченную местность, возникает необходимость строительства большого количества искусственных сооружений. Условия горной местности не позволяют проектировать и строить простые сооружения. Кривые малого радиуса, приторы, серпантины, затяжные продольные уклоны, условия ограниченной видимости – характерные особенности горных дорог. Все эти факторы не дают расслабиться алтайским дорожникам, которые всегда, что называется, держат руку на пульсе.

Природа региона капризна, но и щедра. Среди ее ресурсов можно отметить высококачественный каменный материал, из которого готовится щебень высокой марки по дробимости, он служит прочным сырьем при строительстве и ремонте дорог и мостов. Применение местных дорожно-строительных материалов позволяет значительно снизить транспортные расходы.

Однако цены на битум, бетон, горюче-смазочные материалы, электроэнергию в республике по-прежнему остаются высокими, что даже при рациональном использовании имеющихся ресурсов пока не дает дорожной отрасли региона выбраться из состояния финансового кризиса.

Несмотря на финансовые сложности, работы по строительству, ремонту дорог, их содержанию в Республике Алтай не останавливаются. Дорожники работают без сбоев, и каждый из них своим трудом поддерживает пульс в жизненно важной отрасли региона.

 

 

Новое и современное

 

На сегодняшний день, ведя работы по строительству новых дорог, реконструкции и ремонту существующих, дорожные организации руководствуются проектами, разработанными на основе новых нормативных требований и технологий, учитывающих и возросшую интенсивность, и значительное увеличение нагрузок, и передовой опыт строительства, как отечественный, так и зарубежный, по применению различных материалов и современной дорожной техники.

Несмотря на существующие экономические трудности, Горно-Алтайавтодор старается идти в ногу со временем, практиковать внедрение различных инновационных решений. Предприятие особенно широко использует технические новинки в мостостроительстве. Ярким примером тому стал мост через реку Катунь у села Усть-Сема. Здесь применялись деформационные швы и опорные части фирмы MaurerSohne(Германия); гидроизоляционное покрытие «Гермокрон» фирмы «Кронос» (Санкт-Петербург); гидроизоляционный материал «Мосто-пласт» производства «Киришинефтеоргсинтез»; лакокрасочные покрытия производства компании Jotun(Норвегия). А при строительстве моста через реку Лебедь на автодороге Бийск – Турочак – Артыбаш для укрепления берега и защиты от размывов применялись матрацы «Рено», которые за счет хороших гидравлических характеристик используются и для укрепления дна рек, в конструкциях шпор, водосбросов, облицовок, конусов мостов.

При строительстве моста через реку Ело на автодороге Ело – Каярлык, а также моста через реку Кокса на автодороге Соузар – Банное для укрепления откосов использовалась полиэтиленовая георешетка.

Для улучшения состояния дорог и мостов РА были приняты радикальные меры, и прежде всего на законодательном уровне. В течение периода 2006–2011 годов разработан ряд целевых и адресных инвестиционных программ, утвержденных законами и постановлениями Республики Алтай и бюджетом Российской Федерации. В 2011 году был создан Дорожный фонд Республики Алтай.

Финансирование данных программ позволило привлечь средства федерального и регионального бюджетов в дорожную отрасль республики. Приоритеты расходования денежных средств были расставлены следующим образом: обеспечение круглогодичного проезда; повышение безопасности дорожного движения; повышение комфортности участников дорожного движения.

Для обеспечения дорожных работ была разработана проектно-сметная документация, при этом только на объекты капитального строительства было выдано более 20 проектов, каждый из которых получил положительное заключение государственной экспертизы.

  На настоящее время в нашей работе есть немало положительных сдвигов, но достигнутые результаты – это лишь первый шаг на пути к ликвидации накопленного за предыдущие годы недоремонта. Согласно расчетам, объемы выполняемых работ необходимо увеличить еще не менее чем в 3 раза, чтобы обеспечить стабильное состояние дорог.

Учитывая, что автомобильные дороги в регионе являются практически единственной составляющей транспортной системы, необходимо коренным образом изменить традиционные взгляды на эффективность развития территорий. В частности, изменения отношения к дорогам не только как к отрасли, позволяющей обеспечивать перевозку грузов и населения, но и как межотраслевой системе, преобразующей условия жизнедеятельности и хозяйствования. При таком подходе дороги будут рассматриваться как инструмент повышения качества жизни населения и рыночных возможностей хозяйствования. Таким образом, интересы Республики Алтай необходимо непосредственно увязывать с развитием сети дорог.

 

 

Отрасль особого внимания

 

Важно отметить, что дорожная отрасль находится в зоне повышенного внимания Правительства Республики Алтай. И власти республики, и дорожники сегодня понимают: от совместных результатов работы в этом направлении зависит судьба региона. Автомобильные дороги – это экономическая основа устойчивого развития субъекта, что в современных условиях без качественных магистралей невозможно.

При поддержке республиканского правительства разрабатываются новые проекты, строятся и реконструируются дороги и мосты.

В числе наиболее крупных реализованных проектов: строительство мостовых переходов через реки Лебедь, Катунь, Кокса, Каракокша, Узнезя.

Работы по дорожно-мостовому строительству продолжаются, они ведутся в различных районах республики, включая отдаленные села, куда на смену грунтовым и гравийным покрытиям дорог приходит асфальт. Например, в настоящий момент идет реализация проекта строительства автомобильной дороги «Подъезд к микрорайону «Северный» в с. Кызыл-Озек» Майминского района. Строительство данной дороги необходимо для обеспечения связи микрорайона с селом Кызыл-Озек и столицей республики городом Горно-Алтайском. Активно ведется реконструкция мостового перехода через реку Майма на автодороге Кызыл-Озек – Александровка – Урлу-Аспак. Объект был признан аварийным, но усилиями дорожников он будет приведен в порядок. Также начато строительство автомобильной дороги Балыктуюль – Балыкча в районе перевала Кату-Ярык (30–36 км) – одного из наиболее сложных и опасных перевалов в республике.

И это лишь часть объектов, которые в настоящее время находятся в работе алтайских дорожников.

 

649002, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, д. 182

Тел.:(388-22) 2-25-01

E-mail: avtodor@mail.gorny.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика