Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: В регионе вторая дорожная революция | Издательский дом

В регионе вторая дорожная революция

 

Начальник Государственного казенного учреждения Тюменской области «Управление автомобильных дорог» Алмаз Закиев

 

 

Зеленый свет для инноваций

 

– Каждый регион имеет свои природно-климатические особенности. С их учетом подбираются материалы и технологии для дорожного строительства, ремонта и содержания. Чему отдается предпочтение в Тюменской области?

 

 – Суровость нашего климата сильно преувеличена. По характеристикам мы близки к температурам средней полосы России. Но у нас, действительно, есть некоторые особенности. Например, более частые переходы на ноль градусов и, как следствие, появление гололеда, снегопады.

 В отличие от средней Сибири, в Тюменском регионе много заболоченных территорий, содержащих большое количество илистых частиц. Из-за этого сложно найти местные грунты для дорожного строительства. А ведь грунт занимает до 50% объема дороги. Иногда подходящий для дорожных работ песок приходится завозить из соседних областей.

 В отличие от Свердловской области у нас вообще нет инертных материалов (гранит,  щебень). У свердловчан он лежит, как говорится, под ногами, а мы вынуждены его покупать, что значительно удорожает строительство. Имеющиеся ценовые ограничения не позволяют нам строить дороги из привозных грунтов. Поэтому, опираясь на имеющиеся технологии, мы выбрали два направления «обхода» этих проблем.

 Первое – улучшение асфальтобетона путем модификации битума. Раньше мы использовали битум, который производился из отходов производства нефтепродуктов. Сейчас стали добавлять к нему увеличивающие срок устойчивости дорожной одежды материалы (например, полимерные вяжущие). Это очень актуально, ведь интенсивность движения в Тюменской области резко возросла, количество автомобилей сегодня достигло европейского уровня. Если в среднем по России на тысячу жителей приходится 250 автомобилей, то у нас – 500. Из-за этого тюменским дорожникам приходится серьезно бороться с колееобразованием на асфальтобетоне. Модификация битума позволяет серьезно увеличить срок устойчивости асфальтобетонного покрытия после проведения ремонтных работ.

 Второе направление – внедрение инноваций в сфере безопасности дорожного движения. Так, например, в Тюмени и на областных дорогах устанавливаются активные пешеходные переходы. Когда на них появляется человек, автоматически (за счет датчиков движения) срабатывает сигнализация, которая привлекает внимание водителей. Активно идет работа по использованию энергосберегающих технологий в области освещения трасс. Так, например, устанавливаются опоры освещения, питающиеся за счет солнечной энергии. Ночью они освещают автобусные остановки, пешеходные переходы. Это очень экономичный и эффективный вариант, позволяющий уменьшить количество дорожно-транспортных происшествий.

 Дальнейшие перспективы логично было бы связать с достижениями наших тюменских ученых. У них давно зреет идея создать из местных грунтов за счет химических добавок материал с такими прочностными характеристиками, которые позволят ему заменить щебень. В Европе и Восточной Азии (Китай) таким образом строятся тысячи километров дорог. У нас в этом направлении ведется целенаправленный поиск.

При управлении автомобильных дорог создан отдел инновационных технологий, курирующий в том числе и вопросы научных разработок. Мы готовы к конструктивному диалогу с тюменскими учеными, ждем разумных идей, которые поддержим в рамках наших возможностей.

 

 

Вооружение? Самое передовое!

 

– Дорожное строительство, пожалуй, один из немногих видов деятельности, который за последние пятьдесят лет сильно не изменился. Как строили дороги из щебня и асфальтобетона, так и строят. А вот новая техника появилась. Как вы оцениваете вооруженность предприятий нашего региона?

 

 – Она у нас передовая. Тюменскому региону повезло с руководителями. Я пришел на должность начальника управления одиннадцать лет назад, одновременно с губернатором С.С. Собяниным. Тогда на тюменские дороги впервые вышла новая, эффективная техника.

 Особенность строительства местных дорог такова, что, если мы хотим делать свое дело качественно, на некоторых этапах просто не обойтись без современных мощных машин. Ругать отечественных производителей, конечно, не очень патриотично, но фактически получается, что достижения иностранного автопрома превосходят наши. Подрядчики, ограниченные торгами и конкурсами, чтобы без потерь уложиться в сроки и качественные требования, делают ставку на самую эффективную технику.

Одиннадцать лет назад, когда встал вопрос о приобретении такой техники, оказалось, что далеко не у всех компаний были на это собственные средства. Из ситуации выходили с помощью правительства Тюменской области, которое приобретало высокопроизводительную технику и сдавало подрядчикам в аренду.

 Сегодня себя отлично зарекомендовал механизм лизинговых отношений. Подрядчики активно им пользуются. Даже небольшие фирмы берут в лизинг асфальтобетонные заводы, колонны самосвалов, мощную укладочную технику. Сделали свое дело и современные коммуникативные технологии, открывшие пространство для диалога между производителями машин и строителями. Подрядчики теперь с легкостью и на выгодных условиях приобретают технику в Германии, Италии. Проблем тут вообще нет никаких.

 

– Очень злободневна для дорожников тема торгов. Многие ругают 94-й ФЗ. Ваше мнение по этому вопросу?

 

– Мы применяем этот закон на протяжении последних шести лет и достаточно успешно. Главное – правильно наладить взаимоотношения с победителями конкурсов и аукционов. Мы выдвигаем жесткие требования по качеству выполненных работ. И подрядчику остается либо эти требования выполнить, либо вообще не браться за дело. В ином случае, и это законодательно прописано, заказчик в праве не принять объект и не оплатить работу.

 К сожалению, мелких организаций, у которых из вооружения портфель, ручка и желание словчить, пока достаточно, но с нами обман не проходит. Подрядчики это уже давно поняли. Последние электронные аукционы – подтверждение тому. На них могли заявиться все желающие из любого уголка страны, но пришлые особо не рвались.

Могу вспомнить лишь единичные объекты, которые были сорваны из-за нечестной игры фирм-однодневок. В этих случаях мы расторгаем договор, и можно с уверенностью сказать, что, единожды не заработав ни копейки, подобный подрядчик вряд ли захочет снова к нам заявиться.

 В целом же считаю, что 94-ФЗ стал для заказчика благом. Хотя бы в том плане, что свел на нет все разговоры и пересуды о коррупции.

 

– По мнению Минтранса, только контракты жизненного цикла могут обеспечить качество строительства автомобильных дорог. Вы с этим согласны?

 

– Абсолютно. Знаю, что государственная компания «Автодор» уже имеет такие контракты, рассчитанные на 18 лет. Логика тут проста. Нормальный подрядчик понимает, что если он на чем-то сэкономит, то потом при содержании его ждут дополнительные затраты на устранение дефектов. И у нас в регионе эта система давно реализуется. Есть базовый подрядчик, работающий со дня образования Тюменской области, – ОАО «ТОДЭП». Предприятие на сто процентов принадлежит региональному правительству. Филиалы компании имеются во всех административных центрах юга региона. Де-факто он работает на общих основаниях, не имеет никаких преимуществ на аукционах. Так же снижается, чтобы выигрывать, на чем-то теряет. Но в итоге выполняет львиную долю работ, в том числе и по содержанию дорог. Хотя у нас есть и малые предприятия, которые обслуживают мосты, дороги. Мы специально выделили эти объекты, чтобы в отрасли существовала здоровая конкуренция. Каждый начальник филиала ОАО «ТОДЭП» понимает, что, выполнив работы на своем участке дорог, он еще потом лет десять будет его содержать, поэтому старается сделать все возможное, чтобы не только отработать деньги, но и не создать себе проблем. Нам, в свою очередь, всегда есть с кого спросить, а это очень хорошая гарантия.

 

 

Закрепленный источник финансирования

 

– Какова роль дорожных фондов в развитии региональной дорожной сети?

 

 – Дорожная сеть имеет такую особенность: если бросить ее на произвол судьбы, она очень быстро теряет свою пропускную и несущую способность. Восстанавливать ее потом тяжело и затратно, поэтому дорожные фонды, позволяющие выделять средства на постоянное поддержание дорог в нормативном состоянии, очень нужны. Их принцип очень логичный – за ремонт дорог платит тот, кто по ним ездит. Мы с вами, автолюбители, отдаем деньги за бензин, а часть из них уходит на ремонт трасс.

К сожалению, наши дорожные фонды покрывают только содержание и ремонт дорог, на строительство новых трасс их не хватает.

Мы общаемся с коллегами из других российских регионов. Для них создание дорожных фондов – это благо. Ведь ранее на дороги там тратили по минимуму, а дорожные фонды позволили закрепить деньги.

 К сожалению, в Тюменской области получилось так, что с вводом дорожных фондов расходы на дорожное хозяйство сократились.

 Я уже упоминал прежнего руководителя нашего региона С.С. Собянина, который очень внимательно относился к развитию дорожной сети. То же могу сказать и о нынешнем нашем губернаторе В.В. Якушеве.

В начале нулевых в регионе началась настоящая дорожная революция. Очень много дорог было построено в самой Тюмени, расширены улицы, большое количество трасс появилось и по области. Тогда налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) оставался в областном бюджете, что позволяло вкладывать в дорожное строительство значительные средства.

 Сейчас НДПИ ушел в федеральный бюджет. Средств в регионе стало меньше, поэтому стараемся другими путями поддерживать нашу дорожную сеть в надлежавшем состоянии. Но и для Тюменской области в создании дорожных фондов есть несомненный плюс. Денег стало меньше, но появился закрепленный источник финансирования. Это дает уверенность в завтрашнем дне.

 

– Оцените действенность нормативно-правовых инициатив, направленных на улучшение качества строительства и безопасности дорог?

 

– Нормативная база, разработанная в регионе, позволяет нам эффективно трудиться.

Однако, на мой взгляд, законодателям стоило бы поработать над документами по изъятию под строительство трасс земельных участков вдоль дорог. Сегодня, чтобы изъять место под их строительство, нам приходится проходить тот же путь, что и застройщику, возводящему многоквартирный дом. Но он строит объект для узкого количества лиц, а мы – для общего пользования.

 Считаю, что для линейных объектов должны быть определенные преференции, поскольку их строительство – задача общегосударственная.

 

– Каковы особенности нынешнего строительного сезона в Тюменском регионе?

 

 – У нас сейчас, не побоюсь этого слова, идет вторая дорожная революция – мы активно стали строить развязки вокруг областного центра. Это принципиальное решение губернатора В.В. Якушева. Отрадно, что правительство области уделяет этой проблеме пристальное внимание. Развязки избавят город от пробок, выведут за его пределы транзитный грузовой автотранспорт, который сейчас в большом количестве проходит через областную столицу, сделают перемещение по областным дорогам более комфортным.

 В конечном итоге это положительно повлияет и на экологию города, сделает его более привлекательным для жизни и ведения бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика