Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: В условиях вечной мерзлоты | Издательский дом

В условиях вечной мерзлоты

 

Начальник ФКУ Упрдор «Колыма» Виктор Игнатьев

 

 

         Автомагистраль «Колыма» имеет протяженность 2032 км, из них 1197 кмпроложено на территории Республики Саха. Область деятельности управления – с 5 кмтрассы до границы с Магаданской областью (всего 1192 км). Основное направление деятельности управления – содержание автомагистрали «Колыма», обеспечение бесперебойного проезда на ней, ремонт и капитальный ремонт дороги и искусственных сооружений.

 

 

Федеральная автомобильная дорога «Колыма» на некоторых участках была построена еще во времена ГУЛАГа. До сих пор на ней сохранились и эксплуатируются искусственные сооружения 30-, 40- и 50-летней давности, которые уже не отвечают современным требованиям по транспортным и эксплуатационным показателям. Кроме этого, отдельные участки автомобильной дороги, проходящей в горной местности, также строились много лет тому назад для ведомственных нужд по ведомственным же нормативам.

 

 

ПРИОРИТЕТЫ И ЗАДАЧИ

 

 Одним из основных приоритетов является реконструкция федеральной автомобильной дороги «Колыма» и искусственных сооружений на ней.

 Сложных участков еще достаточно. Это Ольчанский перевал, «Заячья петля», Подоляновский подъем, участок а/д 1122–1144 км.

 Один из наиболее проблемных участков автодороги – с 5 по 293 км(междуречье рек Лены и Алдан). Насыпи состоят из супесчаных и суглинистых грунтов. Невысокая насыпь, возведенная (в нарушение строительства в условиях вечной мерзлоты) из боковых резервов 30 лет назад, подверглась пучинообразованиям, просадкам, провалам.

 Строительство на мерзлых грунтах преподносит немало сюрпризов. К примеру, под нетолстым слоем грунта можно обнаружить кристально чистый лед.

 В целях исправления ситуации программой развития автодороги предусмотрен капитальный ремонт. Более сложные участки будут реконструированы.

         За 2011 год по капитальному ремонту автодороги введено 7,9 км, один мост длиной 34,7 пог. м, одна водопропускная труба длиной 31,2 пог. м с общим объемом затрат 204,8 млн рублей.

Ремонт автодороги выполнен в объеме 8 км, отремонтированы два моста длиной 88,2 пог. м с общим объемом затрат 126,2 млн рублей.

         В 2012 году начинается капитальный ремонт двух участков а/д общей протяженностью 10 кмс вводом в эксплуатацию в 2013 году, капитальный ремонт одного моста длиной 34,7 с вводом в эксплуатацию также в 2013 году с объемом затрат в текущем году 206,8 млн рублей.

Отремонтировать предусмотрено 25,3 кмдороги, два моста длиной 71,5 пог. м с общим объемом затрат 237,3 млн рублей.

 Еще одним из приоритетов можно выделить строительство мостового перехода через р. Алдан. В настоящий момент движение транзитного транспорта на этом участке осуществляется летом посредством паромной переправы через р. Алдан, зимой – по льду. Таким образом на период ледохода и ледостава (в общей сложности порядка 5 месяцев) автомобильного сообщения между востоком Республики Саха (Якутия), Магаданской областью и Чукотским АО с центральными регионами России нет.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

         Особое внимание всегда уделяется содержанию автодороги и искусственных сооружений. Сейчас на содержание автомобильных дорог действует трехлетний контракт. На искусственные сооружения ежегодно. На одном участке автодороги два подрядчика – один содержит дорогу, второй содержит мосты и трубы. У дороги должен быть один подрядчик, и он должен отвечать за все. В настоящее время обсуждается проект шестилетнего контракта, который будет включать и дорогу, и мосты, и трубы, и обстановку дороги.

         В 2011 году общий объем затрат на содержание составил 346,7 млн рублей. На 2012 год планируется финансирование 364,1 млн рублей. За полугодие ожидаемое выполнение – 170,5 млн рублей. Финансирование недостаточное, как на ремонты, так и на содержание. Мешает ограничение возможностей при сохранении ответственности.

 В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 21 февраля 2005 года № ОБ-37-р функции заказчика-застройщика по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильной дороги «Колыма» – строящейся дороги от Якутска до Магадана 5–1197 км – были сняты с ГУ «Управление автомобильной магистрали «Колыма» (ГУ Упрдор «Колыма») и переданы ГУ «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе» (ДСД «Дальний Восток»). В то время, при ликвидации грунтовых разрывов, это, конечно, было правильным. На сегодня дорога построена, осталось построить мост через р. Алдан, и круглогодовой проезд но автодороге «Колыма» будет реализован. Пришло время реконструировать автодорогу и искусственные сооружения, которые не отвечают текущим требованиям и по безопасности движения, и по пропускной способности. И эта работа активно ведется ФКУ ДСД «Дальний Восток», к работе привлечены крупные дорожно-строительные организации. Реконструируются большие по протяженности, опасные для движения участки автодороги. Вместе с тем есть небольшие по протяженности, но очень опасные для движения автомашин участки, до реконструкции которых у ФКУ ДСД «Дальний Восток» просто не доходит очередь. Например, автодорога в урочище «Заячья петля», протяженность участка менее одного километра. Очень опасное место с «запредельными» радиусами поворотов, уклонами. Были жертвы, были предписания ГИБДД. Мы пытались за счет средств капитального ремонта реконструировать этот участок. В итоге проект «завернула» Главгосэкспертиза, указав, что это объект реконструкции. И таких участков и объектов хватает. Мы считаем, что необходимо наделить ФКУ Упрдор «Колыма» функциями заказчика-застройщика по реконструкции небольших участков и объектов стоимостью 60, 100, 200 млн рублей, тем самым разгрузив ФКУ ДСД «Дальний Восток» для реконструкции больших объектов.

 Много лет нами поднимается вопрос строительства ДРП на 752 км. Его необходимость диктуется отсутствием населенных пунктов на участке автодороги от с. Теплый Ключ (502 км) до п. Усть-Нера (1017 км) протяженностью свыше 500 км.

В последнее время на рынок дорожных работ стало выходить много новых подрядчиков, не имеющих навыков работы на электронных торговых площадках, не имеющих опыта дорожных работ. Они снижают начальную цену на 50–70%, причем зачастую не имея обоснованных расчетов, материально-технических  и людских ресурсов. Что приводит к снижению качества и сроков выполнения работ, а зачастую и срыву сдачи объектов.

Так как приходится первоначально выставлять на торги объекты дорожных работ, стартовая цена которых не превышает 15 млн рублей, для субъектов малого предпринимательства, мы ставим их в преимущественное положение перед крупными предприятиями, которые имеют хорошую производственную базу и высококлассных специалистов.

 

Например:

2011 год

·        ИП Порческу не подписал вовремя государственный контракт на ЭТП (эл. торг. площадке), что привело к процедуре разбирательства в ФАС и задержке выполнения работ почти на месяц.

2012 год

·        Глава крестьянского фермерского хозяйства Охлопков Константин Михайлович заключает контракт на ремонт моста ч/р Чистый 530 + 457 км. По истечении более трех месяцев данный подрядчик так и не приступил к работам, мы, как заказчики, в соответствии с ФЗ-94 вынуждены были расторгнуть с ним контракт по обоюдному согласию. В связи с упущенным в строительный сезон временем проводить процедуру торгов уже поздно, поэтому мы вынуждены снять ремонт моста ч/р Чистый с плана 2012 года и вернуть эти деньги обратно в бюджет. Получается, сорван государственный заказ.

·        По проектно-изыскательским работам

– ПИР 1094–1098 км, цена в ходе эл. аукциона снижена на 67%;

– ПИР ремонт моста 1027 + 388 км, цена в ходе эл. аукциона снижена на 84%;

– ПИР ремонт моста 1056 + 394 км, цена в ходе эл. аукциона снижена на 94%.

         В результате мы имеем низкого качества проектную документацию и зачастую весь год вынуждены рассматривать, корректировать проект и писать замечания проектной организации.

Еще одна из трудностей, с которой сталкиваются проектные организации, это защита проектной документации (отводы земель, прохождение экспертизы). Недостатки законодательной базы выливаются в многомесячную бумажную волокиту. В результате – увеличение сроков выполнения проектных работ.

 

 

СТАЦИОНАРНЫЙ ПУНКТ ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

         В настоящий момент на всем протяжении федеральной автомобильной дороги «Колыма» на перегоне между г. Якутском и г. Магаданом нет ни одного стационарного пункта весового контроля (СПВК), что делает невозможным осуществление контроля за проездом тяжеловесных транспортных средств. Сотрудниками ФКУ Упрдор «Колыма» неоднократно визуально выявляются факты провоза тяжеловесных грузов (тяжелая техника для нужд горнодобывающей промышленности; уголь, перевозимый транспортом с «наращенными» бортами; нефтепродукты и т.д.), но по причине отсутствия СПВК принять действенные меры не представляется возможным ввиду отсутствия доказательной базы. Весной прошлого года визуально был зафиксирован случай транспортировки тяжелого бульдозера транспортным средством общей массой 104 т (тягач, трал, бульдозер КОМАТSUD-475), каких-либо согласований или разрешений на проезд данного транспортного средства ФКУ Упрдор «Колыма» не выдавало; неоднократно в адрес управления обращаются перевозчики с просьбой выдать им разрешение на провоз крупногабаритного груза, при этом в заявлении в графе «характеристика груза» указываются «контейнер с товарами народного потребления», его истинный вес остается неизвестным – и таких случаев масса.

В целях эффективного осуществления контроля над проездом тяжеловесных автотранспортных средств, а также обеспечения в полном объеме сбора средств в пользу федерального бюджета в качестве возмещения наносимого вреда за провоз тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов по федеральной автомобильной дороге «Колыма» считаем целесообразным устройство двух СПВК на территории Республики Саха (Якутия) (35 км – место планируемого примыкания объезда п. Нижний Бестях; 1151 км – п. Артык, населенный пункт, находящийся в непосредственной близости от административной границы между Республикой Саха (Якутия) и Магаданской областью) и одного на территории Магаданской области на 2013 + 091 км(существующий пост ГИБДД).

        Всю необходимую информацию по ограничениям движения, открытии-закрытии ледовых переправ, а также по вопросам оформления специальных разрешений для перевозки крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по автомобильной дороге «Колыма» км 5 – км 1197 можно узнать на официальном сайте ФКУ Упрдор «Колыма» www.kolymador.ru».

 

 

КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ СВЯЗИ?

 

На федеральной автомобильной дороге «Колыма» внедряется система спутникового позиционирования ГЛОНАСС, которой оснащены подрядные организации, но которая еще не функционирует в полном объеме, т.к. для ее полноценной работы необходимо наличие сотовой связи, зона покрытия которой на федеральной автомобильной дороге «Колыма» составляет порядка 30% по протяженности, и распределена она крайне неравномерно. ФКУ Упрдор «Колыма» неоднократно обращалось к операторам сотовой связи с просьбами и предложениями о «телефонизации» автомобильной дороги, но все сводится к одному – невыгодно.

 

 

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нехватка профессиональных механизаторов на дорожной технике у подрядных организаций – это немаловажная проблема. Старые специалисты с возрастом уходят, а новые не имеют специального образования или навыков работы на дорожной технике.

 Однажды корреспондент задал вопрос: «Какой дорога будет в будущем?»

 Лет через десять видим дорогу четвертой категории, полностью отстроенную, с хорошим переходным покрытием для укладки асфальтобетона. А мы до этого времени должны сохранить дорогу, быть готовыми к содержанию асфальтобетона. Кроме того, надо перестроить все деревянные мосты.

         А это значит, что подлежат реконструкции 397 кмдороги и перестройке 8 шт. деревянных мостов протяженностью 483,9 пог. м.

 

 

 

 

 

678715, Республика Саха (Якутия), Томпонский р-н,

п. Теплый Ключ, ул. Дружбы, д. 17

Тел.: (41153) 2-41-34

Е-mail: gupad@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

Яндекс.Метрика