Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Аэропорт Хабаровск: безопасность полетов гарантируем | Издательский дом

Аэропорт Хабаровск: безопасность полетов гарантируем

 

Особое внимание в аэропорту Хабаровск уделяется обеспечению безопасности полетов: ответственность возлагается на весь персонал предприятия – от директора до рядовых сотрудников. Ключевую роль в обеспечении безопасности полетов играет инженерно-авиационная служба (ИАС) ОАО «Хабаровский аэропорт». В настоящее время инженерно-авиационная служба авиапредприятия является единственной на Дальнем Востоке, имеющей сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) на техническое обслуживание воздушных судов по стандартам Евросоюза.

О сегодняшнем дне и перспективах развития инженерно-авиационной службы ОАО «Хабаровский аэропорт» беседуем с начальником инженерно-авиационной службы Игорем Кожарским.

 

 

 –Игорь Леонидович, одну из ключевых ролей в обеспечении безопасности полетов играет инженерно-авиационная служба авиапредприятия. Расскажите, в чем заключается работа службы?

 

– Скажу банальную фразу: «В авиации нет мелочей». Но анализируя причины последних катастроф и инцидентов, приходишь к неутешительному выводу, что стечение незначительных обстоятельств приводит к страшным последствиям. Говорить, что только инженерно-авиационная служба играет в обеспечении безопасности полетов ключевую роль не совсем правильно. Безопасность полетов – целый комплекс мероприятий, на выполнение которых задействованы все службы и структурные подразделения без исключения: от грузчика до инженерно-технического персонала, который принимает окончательное решение об исправности воздушного судна.

В ОАО «Хабаровский аэропорт» инженерно-авиационная служба была создана в 2006 году практически с нуля. Если говорить о ее роли, то мы первыми встречаем самолет, и специалист ИАС разрешает вылет воздушного судна, а в промежутке между этими двумя процедурами работает много служб, и все обеспечивают безопасность полетов.

На каждом самолете персоналом инженерно-авиационной службы выполняются работы по наземному обслуживанию: производится встреча воздушных судов на месте стоянки, буксировка, заправка топливом, обработка санузлов, внутренняя уборка, контроль запуска маршевых двигателей.

При необходимости и условии наличия необходимых сертификатов выполняется техническое обслуживание воздушных судов, принимается решение о годности воздушного судна к полету: персонал ИАС либо разрешает, либо запрещает дальнейшую эксплуатацию самолета. На сегодняшний день ИАС выполняет наземное и техническое обслуживание как отечественных, так и иностранных типов воздушных судов.

 

 

– Игорь Леонидович, сколько человек работает в инженерно-авиационной службе? Каков уровень их профессионализма?

 

– Численный состав службы включает в себя 133 человека, непосредственно инженерно-технического состава – 76. Авиационные техник и инженер – это специалисты, на которых возложена огромная ответственность, они принимают решения, от которых напрямую зависят жизнь и здоровье пассажиров и экипажа.

Решение о годности воздушного судна к полету авиационный специалист принимает по результатам проделанных работ. Оценка технического состояния самолета это в первую очередь внешний осмотр, проверка работоспособности систем встроенным контролем, анализ параметров предыдущего полета. И здесь огромную роль играют теоретические знания и практическая подготовка исполнителя, знание особенностей конструкции авиационной техники, правил и методов технической эксплуатации.

Кроме этого, работа на перроне – это воздействие неблагоприятных погодных условий, шума, нередко при дефиците времени. Все это предъявляет высокие требования к здоровью человека и его психологическому и эмоциональному состоянию.

Именно поэтому с целью исключения негативного влияния пресловутого человеческого фактора на состояние безопасности полетов первоочередное внимание уделяется профессиональной подготовке персонала ИАС, правильной организации технологических процессов.

Каждый авиационный специалист имеет высшее либо специальное техническое образование, окончил вуз, училище, колледж. Прошел теоретическую подготовку в учебном центре, где изучил конструкцию конкретного типа самолета и двигателя, правила и методы его технического обслуживания. Уже на производстве обязательна стажировка под руководством более опытных специалистов, и только тогда возможен допуск к самостоятельному обслуживанию авиационной техники. Поэтому только через 5–6 лет самостоятельной работы можно сказать, что авиационный специалист завершает процесс профессиональной подготовки.

 

 

– Инженерно-авиационная служба ОАО «Хабаровский аэропорт» обладает сертификатом ЕАSAна техническое обслуживание воздушных судов иностранного производства. Какие преимущества дает данный сертификат?

 

– Принять решение об освоении технического обслуживания воздушных судов иностранного производства было непросто. Сложившаяся в середине 2008 года ситуация требовала определиться с направлением дальнейшего развития инженерно-авиационной службы. Авиакомпании, совершавшие полеты в аэропорт Хабаровск, кардинально меняли состав самолетного парка. К примеру, в октябре 2008 года было выполнено 87 форм оперативного технического обслуживания самолетам Ту-154М, а в ноябре – ноль. Доходность производственной деятельности ИАС резко понизилась. Полноценной инженерно-авиационной службе, имеющей в своем составе высококлассный инженерно-технический персонал, с опытом работы в авиации не менее 10 лет, грозило постепенно деградировать в лучшем случае до уровня участка по наземному обслуживанию воздушных судов.

Тогда в России отсутствовал какой-либо практический опыт подготовки и проведения сертификации по Европейским авиационным правилам организаций по ТОиР, не имеющих непосредственного отношения к авиакомпаниям, эксплуатирующим воздушные суда иностранного производства. Большое опасение вызывала возможность освоения персоналом английского языка. Различная методология технической эксплуатации российской и иностранной авиационной техники также не добавляла оптимизма. Предстояло в корне переломить сложившиеся стереотипы. Кроме всего этого, требовались большие финансовые вложения для подготовки персонала и оснащения производственной базы: только за год на приобретение необходимого оборудования и инвентаря предприятием было инвестировано более 56 млн рублей. Самое сложное было поверить самим и убедить других в экономической эффективности предстоящих преобразований.

Мы смогли преодолеть все сложности и добились нашей цели. С 2010 года ИАС ОАО «Хабаровский аэропорт» имеет статус PART-145 организации. На момент первичной сертификации рейтинг включал в себя линейное обслуживание AirbusA318/319/320/321 с двигателями CFM-56. В 2011 году был добавлен Boeing-757. Периодические аудиты, проводимые представителями Европейской авиационной администрации, подтверждают соответствие нашей службы требованиям Европейских авиационных правил.

 

 

– Какое количество воздушных судов в день обслуживает ИАС?

 

– Тут все зависит от времени года и дня недели. Интенсивность полетов в аэропорт Хабаровск из года в год стабильно увеличивается. В «пиковый» сезон в августе прошлого, 2011, года мы обслужили более 900 рейсов, а в апреле 2012 года – уже 840. Сейчас в среднем 25–30 рейсов в сутки. Отличительная особенность аэропорта Хабаровск в его географическом расположении. Авиакомпании, и это в первую очередь сделано для пассажиров, стараются прилетать с западной части страны утром и улететь до обеда. Поэтому самое напряженное время суток – это с шести утра до двенадцати часов дня, в понедельник может быть в два раза больше рейсов, чем в субботу.

 

 

– В чем преимущество инженерно-авиационной службы, не входящей структурно в авиакомпанию?

 

– Прежде всего в том, что мы жестко не привязаны к типам воздушных судов, эксплуатируемых в авиакомпании, а имеем экономически обоснованную возможность осваивать те типы самолетов, которые совершают полеты в аэропорт Хабаровск.

 

 

– Какие планы у инженерно-авиационной службы? Планируется ли расширение сертификата?

 

– С момента получения сертификата ФАП-145 в 2006 году ИАС обслуживала Ту-154Б и М, Ан-24, Ан-26, Як-40, которые составляли основу самолетного парка авиакомпаний. Следующим этапом для нас стало освоение Ту-204-300 – воздушного судна уже другого поколения. За эти годы сложилась практика: как только в аэропорту появляется авиакомпания на новом типе воздушного судна, мы обязательно оцениваем реальные возможности по освоению его технического обслуживания. Так было с самолетом Ан-140 авиакомпании «Якутия».

Авиация развивается, мы стараемся не отставать от времени, и освоение каждого появляющегося в эксплуатации нового воздушного судна – наша первостепенная задача.

В ближайших планах считаем перспективным освоение линейного обслуживания региональных самолетов типа CRJ, Dash, SSJ. Линейку самолетов Boeing будем расширять до 737. Из отечественных типов имеем реальные предложения от авиакомпании по самолету Ан-148.

 Кроме того, вапреле этого года ИАС успешно прошла аудит качества южнокорейской авиакомпании AsianaAirlines. Летом мы планируем получить сертификат одобрения Южнокорейской авиационной администрации на выполнение технического обслуживания воздушного судна Airbus-321 по южнокорейским стандартам. На сегодняшний день сертификатом Южной Кореи не обладает ни одна авиакомпания или аэропорт России, и ОАО «Хабаровский аэропорт» будет единственной организацией, сертифицированной на выполнение технического обслуживания воздушных судов по южнокорейским стандартам.

Таким образом, наша служба стремится постоянно развивать собственную деятельность, чтобы соответствовать современным международным требованиям, предъявляемым к обеспечению безопасности и техническому обслуживанию воздушных судов. Мы понимаем, что ответственность за безопасность пассажиров лежит не только на авиакомпаниях, но и на нас. И поэтому делаем все возможное, чтобы полеты для них проходили спокойно и без происшествий.

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

Яндекс.Метрика