Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Обсуждаем дороги | Издательский дом

Обсуждаем дороги

 

Заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров

 

 

2011 год стал новой вехой в формировании основ создания современной сети автомобильных дорог России. Введен ряд крупных объектов, обходов городов, мостовых переходов. Заканчивается реализация объектов подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и объектов Олимпийских игр 2014 года в Сочи.

 

 

Дорожные фонды

 

6 апреля 2011 года были приняты поправки в Бюджетный кодекс, направленные на создание федерального, региональных и муниципальных дорожных фондов. Кроме основных налоговых источников, закрепленных за дорожными фондами: акциза на автомобильное топливо и транспортного налога, были установлены 10 неналоговых источников формирования Федерального дорожного фонда.

30 ноября ФЗ № 361 были установлены основы целевого финансирования из дорожных фондов автомобильных дорог местного значения. В понятие дорожных фондов введены капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий и проездов к ним в населенных пунктах. Предусмотрено финансирование из дорожных фондов субъектов РФ строительства и реконструкции автомобильных дорог местного значения на подъездах к сельским населенным пунктам. На период 2012 и 2013 годов установлены 5%-ные минимальные размеры финансирования капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог населенных пунктов и дворовых территорий и проездов к ним.

 

 

Федеральное статистическое наблюдение

 

 30 декабря 2011 года Правительством РФ были утверждены Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда. В целях их исполнения Минтрансом России с учетом предложений Росавтодора подготовлена новая форма федерального статистического наблюдения, отражающая использование бюджетных ассигнований Федерального, регионального и муниципальных дорожных фондов. Отрабатывается форма отчета об использовании бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда, которую предусмотрено размещать в сети Интернет.

Всеми субъектами РФ были приняты законы о создании региональных дорожных фондов.

 

 

«Пользователь платит»

 

Минтранс придает большое значение созданию системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого дорогам транспортными средствами максимальной массой свыше 12 т. Эта система должна стать прообразом будущей системы финансирования дорожного хозяйства по принципу «пользователь платит». Такая система сейчас внедряется во многих странах мира. В значительной степени она может заменить транспортный налог и акциз на топливо, которые не в полной мере характеризуют воздействие автомобиля на дорогу и окружающую среду. В то же время новая система требует внедрения самых новых технологий, и не только в части применения Глонасс. Необходима разработка геоинформационных систем, основанных на крупномасштабном электронном картографическом материале. Нужна проработка новых биллинговых технологий, основанных на автоматизированных расчетах платы и штрафных санкций за нарушение установленных правил. Нужна проработка надежных и удобных для пользователей механизмов передачи им бортовых устройств для передачи информации о пройденном расстоянии и начисленной плате за проезд, а также механизмов взимания платы, которая не отнимала бы времени у перевозчика.

Таким образом, закрепление стабильных источников финансирования дорожного хозяйства позволило включить в Бюджетный кодекс положение, предусматривающее обеспечение финансирования к 2014 году работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию федеральных автомобильных дорог до нормативного уровня.

 

 

Обеспечение качества

 

В 2011 году принят ряд ключевых документов, реализация которых призвана на новом уровне решать задачу обеспечения качества в дорожном хозяйстве. К ним относятся:

·   Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011);

·   Комплекс мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия (поручение первого заместителя Председателя Правительства РФ

 В. Зубкова от 29 декабря 2011 года № ВЗ-П9-9283);

·   «Стратегия развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011–2015 годов» (распор. ФДА от 22 ноября 2011 года № 904-р);

·   Программа по разработке национальных стандартов в сфере безопасности дорожного движения на 2011–2015 годы.

В октябре 2011 года был принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», который вступит в силу с 15 февраля 2015 года.

Нам предстоит принять программу разработки межгосударственных стандартов в области строительства и эксплуатации автомобильных дорог в целях обеспечения единой технической политики в дорожном хозяйстве стран Таможенного союза.

В соответствии с поручением первого заместителя Председателя Правительства РФ В. Зубкова от 29 декабря 2011 года № ВЗ-П9-9283 о реализации комплекса мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, совместно с Росавтодором ведется разработка проекта Ведомственной целевой программы по обеспечению качества в дорожном хозяйстве, реализация которой позволит создать механизм повышения качества проектирования, строительства и эксплуатации дорожных одежд, продления работоспособности дорожных покрытий, обеспечить безотказность работы в течение всего жизненного цикла и к 2014 году улучшить потребительские свойства федеральных дорог.

 

 

Полномочия Минтранса

 

В рамках исполнения полномочий, определенных положением о Министерстве транспорта РФ, утвержден приказ Минтранса России от 20 июня 2011 года № 165 «Об утверждении отраслевых сметных нормативов, применяемых при проведении работ по содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог», в части элементных сметных норм на содержание автомобильных дорог, являющихся составной частью работы по развитию методико-нормативной базы дорожного хозяйства. Указанные нормативы в настоящее время используются для определения начальной (максимальной) цены при размещении государственных заказов на выполнение работ (услуг) для федеральных государственных нужд по содержанию автомобильных дорог федерального значения.

Реализация полномочий Минтранса России в части утверждения отраслевых сметных нормативов позволит оперативно внедрять новые современные технические и технологические разработки в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и качества работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения и дорожных сооружений, являющихся технологической частью этих дорог.

Также Минтранс РФ наделено полномочиями по разработке и утверждению нормативных правовых актов, направленных на повышение качества обслуживания пользователей автомобильных дорог общего пользования федерального значения на объектах придорожного сервиса.

В настоящее время Минтрансом РФ совместно со всеми заинтересованными сторонами разрабатывается форма примерных соглашений об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, а также капитального ремонта объектов дорожного сервиса и их эксплуатации, что позволит упростить процедуру установления частного сервитута.

Совершенствование практики применения концессионных соглашений в целях развития транспортной инфраструктуры, а также в целях, направленных на расширение возможных форм заключения подобного рода соглашений в соответствии с мировым опытом, разработан и принят Государственной думой Федерального Собрания РФ в первом чтении проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения долгосрочных комплексных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание объектов транспортной инфраструктуры».

Преимуществами возможности заключения долгосрочных комплексных контрактов являются:

·  возможность оптимизации проектных решений и снижение затрат в течение всего жизненного цикла проекта в связи с тем, что данный вид договора предусматривает заключение единого контракта на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта;

·  снижение нагрузки на бюджет, так как строительство объекта полностью или частично финансируется частным сектором;

·  частный сектор получает гарантированный стабильный доход, при этом возврат частных инвестиций осуществляется за счет доходов от сбора платы в течение всего срока эксплуатации объекта, а также выплаты эксплуатационных платежей государством;

·  мотивация повышения качества эксплуатации и обслуживания в связи с тем, что объем выплат частному сектору привязан к соблюдению технических и эксплуатационных требований, определенных в договоре.

При этом необходимо учитывать, что вследствие принятия закона, предусматривающего возможность заключения долгосрочных комплексных контрактов, работа концессионера будет оцениваться не по объему выполненных работ по созданию объекта, а по готовности объекта к эксплуатации по оговоренным параметрам, что позволит обеспечить внедрение не столько административных, сколько экономических рычагов обеспечения качества выполняемых работ.

Таким образом, в части обеспечения качества мы переходим от административных рычагов к экономическим, к оплате по конечному уровню состояния дороги, обеспечению ее потребительских свойств.

 

 

Работа с общественностью

 

Повышение стабильности финансирования, возможности значительного увеличения объемов дорожных работ и ускорения приведения дорожной сети в нормативное состояние, принятие новой системы финансирования привело к необходимости более активного поворота работников дорожного хозяйства в сторону пользователей дорог и тех людей, на жизнь которых дорога оказывает влияние.

В условиях создания дорожных фондов необходимой задачей органов управления дорожным хозяйством является формирование новых принципов взаимоотношений с пользователями дорог, различными заинтересованными организациями, органами местного самоуправления, населением. Эти принципы должны строиться на предоставлении общественности объективной разносторонней информации о деятельности дорожного хозяйства и формировать прозрачную среду модернизации дорожной сети.

Первые шаги в этой работе сделаны. На сайте Росавтодора размещается и обновляется информация о программах дорожных работ, об итогах деятельности за прошедший период.

Руководители Федерального дорожного агентства в последнее время активно работают со средствами массовой информации.

Есть еще неиспользованные резервы этой работы. Нужно активнее налаживать диалог с организациями пользователей, шире рассматривать проблемы дорожного хозяйства, не ограничиваясь только проблемами ремонта или реконструкции дорог, но обсуждая проблемы снижения воздействия на экологию, безопасности движения. Нужно обсуждать и вопросы влияния пользователей на сохранность дорог, ведь движение автомобилей с загрузкой выше разрешенной правилами, устройство несанкционированных грунтовых въездов, замусоривание полосы отвода в немалой степени влияют на аварийность, на потребность в финансировании ремонтов, на затраты на содержание дороги. Руководителям органов управления дорожным хозяйством нужно активнее участвовать в работе с общественностью. Требует дополнительного внимания повышение оперативности реагирования на запросы общественности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

Яндекс.Метрика