Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспорт и общество | Издательский дом

Транспорт и общество

 

Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул

 

По итогам 2011 года автомобильный и городской пассажирский транспорт работал стабильно, обеспечивал удовлетворение спроса на международные и внутренние перевозки пассажиров и грузов. Автомобильный транспорт обеспечивает почти 60% объема пассажирских перевозок в стране и более 55% объема перевозок грузов. В этом секторе действует свыше 550 тыс. хозяйствующих субъектов и трудится более 3 млн человек.

Сегодня парк автотранспортных средств России насчитывает около 39 млн единиц. Это 900 тыс. автобусов (в том числе более 400 тыс. у физических лиц), 5,3 млн грузовых (в том числе 2,9 млн у физических лиц) и около 33 млн легковых автомобилей. В российских городах пассажиров перевозят более 20 тыс. троллейбусов и трамвайных вагонов. Семь метрополитенов эксплуатируют 6,3 тыс. вагонов метро.

Традиционно пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает около 85% трудовых и бытовых поездок населения в городском и пригородном сообщении.

 

АВТОТРАНСПОРТ СЕГОДНЯ

В 2011 году российский рынок легковых автомобилей вышел на второе место по объему продаж в Европе (1583 тыс.) и по темпам роста является самым быстрорастущим в мире (49%). Продажи легких коммерческих автомобилей за 2011 год составили 124 570 шт., превысив аналогичный показатель предыдущего года на 30%, а грузовых автомобилей 95 380 шт. – рост 70,7%, автобусов 13 840 шт. – рост 48%. При этом доля коммерческого автотранспорта, произведенного в России, составляет 80% для грузовых автомобилей и 93% для автобусов.

На сегодняшний день под контролем Ространснадзора, в части исполнения транспортного законодательства находится около 540 тыс. хозяйствующих субъектов в сфере автомобильного транспорта.

Основными недостатками парка грузовых и пассажирских автомобилей России является его высокий средний возраст и несовершенная структура. 64% грузовых автомобилей имеют возраст более 10 лет, 60% соответствуют экологическому классу Евро-0 и только 17% имеют возраст до 5 лет и лишь 12% экологический класс Евро-3 и выше.

В сегменте автобусов ситуация за текущий год несколько улучшилась – 46,5% автобусов имеют возраст более 10 лет и 50% соответствуют классу Евро-0, при этом количество автобусов до 5 лет составляет 25% от общего объема, а автобусов с экологическим классом Евро-3 – 15%. Этому способствовали закупка автотранспорта федеральными органами государственной власти, программы предоставления субсидий регионам, а также льготные лизинговые схемы, предлагаемые ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания».

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ

С целью повышения экономической эффективности работы автотранспорта, снижения аварийности и отрицательного воздействия на окружающую среду в 2011 году Президентом России Дмитрием Медведевым и Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным Минтрансу России, Минрегиону России и Минпромторгу России были даны поручения о подготовке предложений по обновлению парка подвижного состава транспорта общего пользования, в том числе путем приобретения автотранспортных средств, работающих на газомоторном топливе и электричестве, с использованием механизмов софинансирования и лизинга.

Широкое применение экологического транспорта в настоящее время сдерживается низкой заинтересованностью бизнеса в серийном выпуске таких автомобилей из-за имеющихся рисков, связанных с неразвитостью обслуживающей инфраструктуры (в первую очередь заправочных станций) и высокой стоимостью таких транспортных средств.

Поступившая из субъектов РФ информация по вопросу обновления парка подвижного состава организаций пассажирского транспорта показывает, что коммерческий лизинг пока является относительно дорогим инструментом. Вместе с тем существенно увеличившееся в 2011 году количество договоров с ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» на закупку подвижного состава транспорта общего пользования (автобусов, трамваев, троллейбусов) говорит о перспективности развития данной схемы закупок транспортных средств.

Кроме того, Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным дано поручение Минфину России, Минтрансу России, Минэкономразвития России, Минрегиону России рассмотреть возможность оказания государственной поддержки строительства метрополитенов и реализации проектов легкорельсового транспорта в городах РФ за счет средств федерального бюджета начиная с 2013 года.

В сложившихся условиях представляется целесообразным разработать концепцию подпрограммы «Развитие транспорта общего пользования (автобус, трамвай, троллейбус, метрополитен и иные виды внеуличного транспорта)» в составе ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 года № 848.

По итогам анализа заявок субъектов РФ специалистами ОАО «ГТЛК» проработана необходимость финансирования мероприятий по обновлению парка наземного общественного транспорта:

·          с использованием механизма лизинга – 10,2 млрд рублей, в том числе:

– на обновление автобусного парка – 7,4 млрд рублей;

– на обновление троллейбусного парка – 1,1 млрд рублей;

– на обновление трамвайного парка – 1,7 млрд рублей;

·       с использованием программ субсидирования (30% за счет средств федерального бюджета) – 15,5 млрд рублей.

В качестве мер, направленных на стимулирование закупки и использования экологических транспортных средств, могут также применяться:

·        выделение из федерального бюджета субсидий для оплаты разницы между стоимостью стандартных и экологичных транспортных средств, закупаемых для городского пассажирского транспорта;

·        выделение из федерального бюджетаденежных средств для компенсации 3/4процентной ставки банковского кредита;

·       разработка мер экономического характера, направленных на сокращение парка автотранспортных средств, имеющих возраст десять и более лет, с последующим выведением этих средств из эксплуатации;

·       разработка предложений по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающих уменьшение ставки транспортного налога для автотранспортных средств с нулевыми выбросами;

·       предоставление права льготной парковки и возможности проезда по зарезервированным дорожным полосам для экологически чистых транспортных средств.

Результатом реализации подпрограммы должно стать обеспечение высокого уровнябезопасности и качества услуг пассажирского транспорта общего пользования на основе:

·     внедрения механизмов обновления парка транспортных средств;

·     современных инновационных технических и технологических решений (включая использование интеллектуальных транспортных систем);

·     новых систем скоростных массовых перевозок пассажиров;

·     механизмов формирования современного рынка пассажирских перевозок, учитывающего интересы государства и населения;

·     формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры и услугам автомобильного и городского наземного электрического транспорта;

·     интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни в соответствии с мероприятиями Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175.

 

РАСЧЕТ ТАРИФОВ

Одной из причин невозможности приобретения нового подвижного состава является неудовлетворительное финансовое состояние транспортных предприятий. На протяжении многих лет региональными органами государственной власти устанавливаются тарифы на пассажирские перевозки существенно ниже их фактической стоимости. При этом возникающая разница не компенсируется перевозчикам в полном объеме.

Для решения указанной проблемы необходимо утверждение единой методики расчета тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования.

По поручению Правительства Минтранс России готовит проект общей актуализированной методики расчета тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования (кроме железнодорожного транспорта).

Эта мера позволит обеспечить экономически устойчивую и стабильнуюдеятельность субъектов транспортной деятельности; финансовую основу для обеспечения заданных показателей качества транспортного обслуживания и безопасности перевозок.

Поэтому в ближайшем будущем при утверждении региональных и местных бюджетов потребуется более четкая проработка его расходной части, связанной с расходами на транспорт.

 

МЕТРОПОЛИТЕН

Метрополитен является важнейшим социальным объектом для городов – миллионников России.

В городах с развитой сетью линий метрополитена этому виду транспорта пока нет альтернативы. Семь действующих метрополитенов перевозят четверть всех пассажиров в городском сообщении России.

Учитывая высокую капиталоемкость строительства внеуличного транспорта и растущую потребность в его развитии, средств субъектов на эти цели явно недостаточно.

Минтрансом разработан и проходит процедуру согласования проект ФЗ «О метрополитенах и других видах внеуличного транспорта».

Данный законопроект призван восполнить правовой пробел в регулировании отношений в сфере функционирования, развития и строительства метрополитенов и других видов внеуличного транспорта.

Законопроект также закрепляет необходимость государственной поддержки строительства и программ развития данного вида транспорта.

В России уже сейчас действуют или проектируются современные системы пассажирского транспорта, предназначенные для массовых перевозок: скоростной трамвай, легкорельсовый транспорт (мини-метро).

Уникальный объект представляет собой «метротрам» – скоростной трамвай в г. Волгограде, сочетающий в себе высокую скорость сообщения метрополитена (30 км/час), большую степень надежности и комфортабельности. При этом – относительна низкая стоимость строительства и эксплуатации.

В Санкт-Петербурге подготовлено технико-экономическое обоснование проекта сооружения линий легкорельсового транспорта.

В Москве альтернативой системе метрополитена может стать «малое железнодорожное кольцо».

 

Автомобильный и городской пассажирский транспорт

В 2011 году была продолжена работа по формированию современного законодательства в сфере автомобильного и городского пассажирского транспорта.

В апреле 2011 года постановлением Правительства РФ утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, согласно которым установлен общий порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом.

В целях реализации требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ Минтранс России наделен полномочиями по принятию ряда нормативных актов, определяющих порядок и правила:

·        выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы;

·        выдачи свидетельств о допуске автотранспортных средств к перевозке опасных грузов;

·        выдачи разрешений компетентного органа на перевозку опасных грузов, определения условий перевозки опасных грузов;

·        категорирования автомобильных тоннелей по видам ограничения движения в них автотранспортных средств, осуществляющих перевозку опасных грузов;

·        применения классификационного кода опасных веществ и изделий при перевозке автомобильным транспортом и другие.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ТРАНСПОРТЕ

В настоящее время в Минтрансе России продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы в области грузовых автомобильных перевозок.

Одним из эффективных направлений развития автомобильного и городского пассажирского транспорта является применение информационных технологий как на самих автотранспортных средствах, так и на объектах инфраструктуры.

Год назад Председателем Правительства РФ
Владимиром Путиным Минтрансу России, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, поручено разработать нормативные правовые акты, предусматривающие обязательное оборудование транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, если такое оборудование является обязательным.

В этой связи разработаны и в установленном порядке внесены в Правительство РФ:

·     проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4, 7 и 12 Федерального закона от 14 февраля 2009 года№ 22-ФЗ «О навигационной деятельности», определяющий, что транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

·     проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за осуществление перевозки пассажиров, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов на транспортном средстве, не оборудованном спутниковой навигационной аппаратурой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

По данным Ространснадзора, средствами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPSоборудовано 35 045 автобусов и 2347 автомобилей, перевозящих опасные грузы. При этом средствами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPSнеобходимо оснастить еще 120 108 автобусов и 12 174 автомобиля, перевозящих опасные грузы.

В настоящее время Минтрансом России разработаны и проходят процедуру оценки регулирующего воздействия приказы:

·     об утверждении Перечня отдельных маршрутов, персональные данные пассажиров которых передаются в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах;

·     об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, опасных грузов, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, приборами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

·     об утверждении Порядка оснащения транспортных средств приборами контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографами).

 

ТРАНСПОРНЫЙ КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ

В рамках формирования единого Таможенного союза Российской Федерации, Республик Беларусь и Казахстан прекращен транспортный контроль на внутренних границах участников Таможенного союза. В пунктах пропуска через государственную границу РФ полномочия по осуществлению транспортного контроля переданы от органов Ространснадзора органам ФТС России.

В настоящее время контроль международных перевозок осуществляется Ространснадзором на 128 контрольных пунктах, расположенных на автомобильных дорогах Российской Федерации (70 – стационарных, 58 – передвижных). В целях усиления транспортного и весового контроля на территории РФ распоряжением министра транспорта РФ И.Е. Левитина образована Межведомственная рабочая группа по расширению сети пунктов транспортного контроля на федеральных автомобильных дорогах. В состав рабочей группы вошли представители Минтранса России, МВД России, Ространснадзора и Росавтодора.

Продолжается работа по совершенствованию законодательства в сфере организации дорожного движения в части управления движением на автомобильных дорогах. Для министерства это новое направление деятельности. Постановлением Правительства в марте 2010 года на Минтранс России возложены соответствующие функции. В целях реализации полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах уже немало сделано:

1.       Подготовлена Концепция государственной политики и приступили к выполнению государственной стратегии в области организации дорожного движения.

2.       Подготовлена конкурсная документация и размещена на сайте «закупок» на подготовку проекта федерального закона «Об организации дорожного движения».

3.       Подготовлен и находится на межведомственном согласовании проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленныйна введение обязательных требований к собственникам «объектов массового тяготения» в части строительства заездов и съездов, исключающих образование автомобильных заторов при присоединении таких объектов к улично-дорожной сети.

4.       Реализуется перечень поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по организации дорожного движения.

Планировать работу общественного пассажирского транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев, метро – в субъектах Российской Федерации необходимо в увязке и согласованности с:

– основными направлениями развития того или иного региона;

– социально-экономическими показателями развития городов и населенных пунктов, включая прогноз численности населения, трудоспособного населения, занятых в экономике и других сферах трудового приложения;

– распределением жилищных фондов, общественной и производственной застройки;

– прогнозами развития территорий;

– анализом закономерностей передвижения населения по транспортной системе, включая объемы пассажироперевозок, дальность поездки пассажиров и другие характеристики за последние 5 лет.

Устойчивое функционирование автомобильного транспорта и городского пассажирского транспорта во многом зависит от профессиональной подготовки кадров.

Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации проводится работа по совершенствованию учебного процесса.

Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в области транспорта.

Это положение реализовано на всех видах транспорта, кроме автомобильного. Существующие в настоящее время медицинское освидетельствование и прием экзаменов при выдаче водительских удостоверений составляют систему допуска к управлению автотранспортным средством, но не к профессиональной деятельности по найму в качестве водителя.

Таким образом, в профессии водителя, одной из наиболее массовых и сопряженной с повышенными рисками, сегодня не существует правовых и организационных основ для допуска к профессии.

Система сертификации могла бы служить подтверждением классности, ее повышения и других процедур, направленных на повышение и поддержание гарантированного уровня профессиональных качеств водителей, работающих по найму. Соответствующие положения включены в проект федерального закона «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности».

 

 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика