Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Почтовая автоматизация шагает по стране | Издательский дом

Почтовая автоматизация шагает по стране

 

 

Директор филиала ФГУП «Почта России» –  Автоматизированные сортировочные центры

Александр Ходачек

Генеральный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Евгений Чудновский

 

СОЗДАНИЕ АСЦ — ВЕЯНИЕ ВРЕМЕНИ

Скорость и качество – основные требования, которые предъявляют сегодня пользователи услугам почтовой связи. Чтобы соответствовать ожиданиям клиентов, «Почта России» совершенствует технологии и оптимизирует производственные процессы. 
Модернизация инфраструктуры, технологическое обновление и совершенствование логистики – первостепенные задачи, которые «Почта России» сегодня решает в интересах повышения качества услуг и сокращения сроков доставки корреспонденции. 
Скорость доставки почты напрямую зависит от скорости ее обработки и транспортировки. Кардинальное ускорение обеспечивается за счет создания сети автоматизированных сортировочных центров (АСЦ) и перехода на зонально-узловой принцип перевозки почты. АСЦ позволяет свести к минимуму долю ручного труда в процессе обработки и сортировки почты и, следовательно, сократить сроки доставки почтовых отправлений. 
Зонально-узловой принцип перевозки почты позволит существенно сократить сроки доставки почтовых отправлений в зоне его обслуживания. Это будет сделано за счет сокращения числа сортировочных участков и за счет ускорения процесса сортировки на каждом из них. Для сравнения, одна современная сортировочная машина за час сортирует столько же письменной корреспонденции, сколько 112 опытных сортировщиков. 
Переход к зонально-узловому принципу начался с ввода в строй в конце 2009 года Московского автоматизированного сортировочного центра. Это первый в России и самый крупный в Восточной Европе автоматизированный сортировочный центр. Сегодня он обрабатывает более 3 млн почтовых отправлений в сутки для Москвы, Московской, Рязанской, Владимирской, Калужской, Тверской, Тульской областей. На сегодняшний день на АСЦ ведутся подготовительные работы к строительству нового терминала для обработки международной почты и организации на его площадях места международного почтового обмена (ММПО). 
Второй АСЦ, расположенный в Северной столице, начал прием и обработку корреспонденции осенью 2010 года. Он сортирует около 1,7 млн почтовых отправлений в сутки для Северо-Западного федерального округа (г. Санкт-Петербург, а также Ленинградская, Новгородская и Псковская области). В ближайшие годы производственные площади этого центра будут расширены и здесь также появится ММПО. 
Почтовая автоматизация приходит и в другие регионы России. 31 октября 2011 года состоялась церемония закладки первого камня в основание АСЦ в Ростовской области. Завершить работы по его строительству планируется в 2014 году. Рассчитанный на обработку более 1 млн писем и посылок в сутки, АСЦ будет обслуживать четыре региона России: Ростовскую область, Республики Адыгея и Калмыкия, а также Краснодарский край. На этой территории проживает более 10 млн жителей.
20 декабря 2011 года «Почта России» подписала договор долгосрочной аренды земельного участка под строительство автоматизированного сортировочного центра в г. Новосибирске. Этот центр планируется ввести в строй также в 2014 году. Новосибирск – третий по численности город России. Кроме него, в зону обслуживания нового центра, рассчитанного на обработку более 1,3 млн писем и посылок в сутки, войдут Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области, Алтайский край и Республика Алтай.
Готовится к запуску в 2014 году и АСЦ в г. Минеральные Воды. В зону его обслуживания войдут Ставропольский край, Республики Кабардино-Балкария, Ингушетия, Чечня, Северная Осетия – Алания, Карачаево-Черкесская Республика и Дагестан.
 
 
АЭРОПОРТ КОЛЬЦОВО СТАНЕТ ГЛОБАЛЬНЫМ ПОЧТОВЫМ АВИАЦИОННЫМ ХАБОМ «ПОЧТЫ РОССИИ»
Еще один АСЦ будет построен на базе екатеринбургского аэропорта Кольцово. Соответствующий меморандум подписали в декабре 2011 года ФГУП «Почта России» и ОАО «Аэропорт Кольцово». Новый АСЦ будет обслуживать почтовые потоки Уральского федерального округа и обрабатывать не только внутреннюю почту, но и международные почтовые отправления. 
В зону обслуживания нового сортировочного центра войдут все отделения почтовой связи, расположенные в быстро развивающихся областях Урала: Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской. Сегодня в этих регионах проживает порядка 10 млн клиентов «Почты России». Открытие АСЦ в Кольцово обеспечит переход на автоматизированную сортировку отправлений, сокращение числа сортировочных участков и технологических задержек почты на пути к адресатам. Все это в комплексе создаст условия для сокращения сроков доставки корреспонденции получателям внутри зоны обслуживания АСЦ до 2–3 дней. Очередной «почтовый завод» сможет обрабатывать до 700 тыс. писем и 300 тыс. бандеролей и посылок в сутки. 
Это будет многофункциональный АСЦ, предназначенный для сортировки почтовых отправлений, пересылаемых любым видом транспорта. Для повышения эффективности операций по обработке почты федеральный почтовый оператор планирует построить сортировочный центр с прямым выходом на перрон аэропорта.
«Открытие АСЦ в аэропорту Кольцово, безусловно, станет значимым событием в усовершенствовании работы «Почты России» в регионах: уникальное географическое положение Уральского региона сделает Екатеринбург центральным транзитным пунктом большого объема почтовых отправлений между Европой и Азией, – комментирует генеральный директор ОАО «Аэропорт Кольцово» Евгений Чудновский. – Кроме того, стратегия развития региональной авиации, реализуемая в Кольцово, будет также способствовать динамичному развитию почтового хаба в Екатеринбурге». 
При АСЦ в Кольцово будет открыто место международного почтового обмена (ММПО) – пункт обработки и таможенного оформления корреспонденции, поступающей из-за рубежа. Сегодня подавляющая часть международной почты, адресованной российским получателям, поступает на обработку в Москву. Открытие ММПО в АСЦ на базе аэропорта Кольцово позволит направлять международную почту, предназначенную для жителей Уральского федерального округа, напрямую в Екатеринбург. Тем самым оно будет способствовать разгрузке московского транзитного узла и ускорению доставки международных почтовых отправлений.
«Размещение АСЦ в привязке к активно развивающемуся транспортному узлу – аэропорту Кольцово – это решение, позволяющее сформировать эффективную технологическую схему для быстрой сортировки и доставки почты конечным адресатам, – отмечает заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Геннадий Котов. – Аэропорт Кольцово входит в пятерку крупнейших авиатранспортных узлов России и является одним из ключевых авиационных пунктов по обработке почты. В общем объеме всех почтовых отправлений в стране доля авиационной транспортировки составляет сегодня порядка 20–25%. С дальнейшим развитием аэропорта Екатеринбурга и увеличением числа рейсов ожидается рост ежегодных объемов перевозимой почты на 10–15%, а с вводом в эксплуатацию АСЦ «Почты России» объем обрабатываемой почты в Кольцово увеличится в 5 раз».
Инвестиции в автоматизированный сортировочный центр на базе аэропорта Кольцово составят 1,5 млрд рублей. «Почта России» планирует завершить работы по проектированию и строительству АСЦ в 2015 году.
Партнером по созданию первого в России АСЦ выступила итальянская компания SELEX Elsag S.p.A., а второго (в Санкт-Петербурге) – немецкая компания Siemens AG. Обе компании занимают лидирующие позиции на мировом рынке почтовой автоматизации. Естественно, в силу различных производителей оборудования процедура сортировки почты в том или ином центре имеет специфические отличия, но результат остается неизменным – детальная сортировка почтовых отправлений, выполненная с использованием новейших технологий. 
С появлением подобных автоматизированных сортировочных центров почтовая корреспонденция будет сортироваться не в 5–7 этапов, как это было ранее, а всего в 2–3. В процессе автоматической обработки каждому отправлению с помощью специального оборудования присваивается индивидуальный код, который далее используется на всех этапах автоматической сортировки. Подобная технология позволяет сократить сроки сортировки почты за счет уменьшения количества этапов и увеличения скорости на каждом из них. Вышеперечисленные причины позволят в целом сократить сроки прохождения почтового отправления. 
Несмотря на некоторые специфические черты в силу различных производителей, в обоих действующих автоматизированных центрах используется схожее по назначению почтово-обрабатывающее оборудование: 
лицовочно-штемпелевальная машина 
подготавливает корреспонденцию для обработки на автоматической письмосортировочной машине. При помощи механических анализирующих устройств отделяет стандартные (по габаритам) письма и открытки от нестандартных, автоматически ориентирует их определенным образом (эта процедура называется «лицевание» – отправления выстраиваются «лицом» в одну сторону и с учетом направления текста в адресной части) и наносит на письмо календарный штемпель и волнистые линии для погашения марки (эта процедура называется «штемпелевание»).
машина для кодирования и сортировки писем 
предназначена для сортировки стандартных простых писем размером 220 х 110 и 114 х 162 мм. В начале процесса кодировочные аппараты преобразуют цифровой и/или буквенный адрес в условный код, который печатается на письме. Далее закодированная информация о почтовом адресе сканируется устройством для оптического считывания символов. После этого письма автоматически разделяются по адресным ячейкам, расположенным на другом конце машины. 
машина для кодирования и сортировки писем формата flat и регистрируемых почтовых отправлений 
сортирует письменную корреспонденцию весом до 2,5 кг и толщиной не более 25 мм. Обрабатывает предварительно «лицованные» вручную (разложенные одинаково, «лицом» в одну сторону и с учетом направления текста в адресной части) почтовые отправления. В остальном принцип сортировки аналогичен машине для кодирования и сортировки писем.
машина для сортировки бандеролей и посылок (PSM) 
автоматически сортирует предварительно прошедшие процедуры ручного кодирования, взвешивания и подачи к рабочим станциям машины отправления. Посылки и бандероли укладываются вручную на распределительный конвейер со специальными датчиками, который транспортирует их и распределяет по лоткам согласно заданной программе сортировки. Сортировочной системой предусмотрено автоматическое распознавание крупных посылок (размеры которых превышают 600 x 300 x 300 мм) для отгрузки их на дополнительные лотки. 
Следует отметить, для того, чтобы скорость прохождения увеличилась, необходимо строго соблюдать правила оформления почтовых отправлений. К сожалению, на сегодняшний день более 50% почтовых отправлений оформлены неверно. 
«Почта России» меняется, чтобы обеспечивать доступные и высококачественные услуги почтовой связи для населения и организаций на всей территории Российской Федерации. Это залог информационной целостности страны, высокой социальной и экономической активности граждан. Разумеется, для того, чтобы сократить сроки доставки почты во всех субъектах РФ, необходима единая сеть региональных автоматизированных сортировочных центров всероссийского охвата. В целом планируется построить 36 «почтовых заводов» по всей России, которые будут действовать в зонах наибольшей концентрации почтовых потоков. Часть из них будет с внешней зоной покрытия (22) – обслуживают несколько субъектов федерации, другие (14) – с внутренней зоной действия – работают только на свой регион. Естественно, собственные возможности «Почты России» в плане создания сети АСЦ ограничены и без государственной поддержки этот процесс может растянуться на долгие годы.
 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

Яндекс.Метрика