Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Оценка и предупреждение потенциальных угроз | Издательский дом

Оценка и предупреждение потенциальных угроз

 

Заместитель руководителя Росжелдора Владимир Чепец
 
 
Сегодня не только Россия, но и другие страны подвергаются актам незаконного вмешательства в работу транспорта и живут в условиях террористической угрозы. Терроризм в целом, как никакое другое международное явление, теснейшим образом связан с экономическими, социальными, политическими и духовными противоречиями в обществе.
На железных дорогах РФ эксплуатируется более 82 тыс. искусственных сооружений, функционирует более 5000 вокзалов. Достаточно часто мы видим попытки радикальных групп реализовать свои экстремистские идеи в развязывании террористической активности против общественных структур. В 2010 году на железных дорогах России имели место несколько террористических актов.
Такое положение потребовало пристального внимания со стороны Президента и Правительства РФ. Распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 года № 1285-р утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте. Она включает наряду с подпрограммами других видов транспорта приложения для метрополитенов и ОАО «РЖД».
В 2009 году на Росжелдор были возложены государственные функции и услуги в области обеспечения транспортной безопасности, в том числе:
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
ведение реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
аккредитация специализированных организаций в области транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.
 
Метрополитен России
Ввиду повышенной террористической угрозы и подверженности актам незаконного вмешательства особое внимание уделяется оснащению метрополитенов России инженерно-техническими средствами и системами обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время на Петербургском метрополитене все станции оснащены минимальным комплектом досмотрового оборудования и взрывозащитными контейнерами, а также разработана проектно-сметная документация на Комплексную систему обеспечения безопасности на Петербургском метрополитене.
  По итогам проведенных торгов семь станций Новосибирского метрополитена (Красный проспект, Сибирская, Студенческая, Октябрьская, Гагаринская, Площадь Гарина-Михайловского) будут оснащены средствами для досмотра пассажиров, багажа и личных вещей.
  Екатеринбургским метрополитеном проведен конкурс на поставку оборудования семи наименований для четырех станций (Уральская, Динамо, Площадь 1905 года, Геологическая), планируется провести дооборудование данных станций в соответствии с требованиями программы, а также установить оборудование еще на двух станциях метрополитена (Чкаловская и Ботаническая). 
Для трех станций Нижегородского метрополитена (Московская, Заречная, Парк культуры) спроектированы пункты досмотра пассажиров и багажа при входе на станции. В настоящий момент на данных станциях установлены рамки металлообнаружителей. В ближайшее время станции будут оснащены техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Оснащены различными техническими средствами обеспечения транспортной безопасности станции метро Самарского и Казанского метрополитенов.
 
Посты контроля
Ввиду значительного пассажиропотока и большого скопления людей стоит отдельно упомянуть о работах, проведенных на железнодорожном транспорте. На железнодорожных вокзалах приобретены и установлены стационарные многозонные металлообнаружители. 
Оснащены все 9 железнодорожных вокзалов Москвы, 5 вокзалов Санкт-Петербурга и 10 вокзалов Северо-Западной, Горьковской и Приволжской железных дорог. Кроме того, вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга оборудованы видеокамерами (установлено 790 ед., из которых 490 – в зданиях вокзальных комплексов).
Закуплены взрывозащитные контейнеры для установки на железнодорожных вокзалах станций Назрань, Элиста, Вышний Волочек, Бологое, Окуловка.
На Ленинградском и Московском вокзалах функционируют пилотные зоны досмотра пассажиров высокоскоростных поездов, в том числе с использованием технических средств, отвечающих требованиям ФСБ России.
Техническими средствами видеонаблюдения (653 ед.) также оснащено 32 вокзала Северо-Кавказской железной дороги. Кроме того, ОАО «РЖД» приняты дополнительные меры по физической защите населения и охранным мероприятиям на территории вокзальных комплексов, реализуются меры по обеспечению органов внутренних дел на транспорте техническими средствами.
Кроме того, на сегодняшний день Росжелдором проведена большая работа по аккредитации специализированных предприятий по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. 
Также Росжелдор проводит работу по составлению перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – ТС) железнодорожного транспорта с последующим категорированием объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта. Работа по категорированию ОТИ и ТС проводится поэтапно. Проведено категорирование 3057 ОТИ железнодорожного транспорта, из них 32 объекта, находящихся на путях необщего пользования. По итогам данной работы сформированы и высланы в адрес субъектов транспортной инфраструктуры и Ространснадзора уведомления о присвоении категории объектам и включении их в реестр категорированных объектов.
Проводится работа по формированию решений о присвоении категории объектам метрополитенов РФ и включению в реестр категорированных объектов, уведомлений о присвоении категории объектам метрополитена и включению в реестр категорированных объектов после проведения категорирования всех объектов метрополитенов РФ. На данный момент сформированы данные документы по 498 объектам метрополитенов из 707 объектов. 
 
Оценка уязвимости
В настоящее время Росжелдором аккредитовано 80 специализированных организаций для проведения оценки уязвимости объектов и транспортных средств железнодорожного транспорта и 6 специализированных организаций для проведения оценки уязвимости объектов метрополитена. Двадцать специализированных организаций утвердили тарифы на проведение оценки уязвимости в ФСТ России.
Росжелдором были разработаны методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. На данный момент в Росжелдор поступили для рассмотрения и утверждения первые результаты оценок уязвимости объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за обеспечение транспортной безопасности возложена на субъекты транспортной инфраструктуры – на ОАО «РЖД» и метрополитены. На основании утвержденных результатов оценки уязвимости субъектом транспортной инфраструктуры разрабатываются планы обеспечения транспортной безопасности, которые утверждаются компетентным органом, то есть агентством.
Субъекты транспортной инфраструктуры должны обеспечить соответствие мероприятий в рассматриваемой области, в том числе финансируемых за счет средств федерального бюджета, требованиям действующего законодательства по транспортной безопасности. Это подразумевает проведение проектно-изыскательских работ для объектов, имеющих категорию по транспортной безопасности, и на основе утвержденных компетентным органом результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС. Планы строительно-монтажных работ должны быть взаимоувязаны с утвержденными планами транспортной безопасности объектов.
Еще раз подчеркну, 16 ФЗ это не панацея от всех бед, а своевременная мера по успешному решению задачи по обеспечению транспортной безопасности.
 
Технические средства российского производства
Распоряжением Правительства РФ № 1372-р от 2 августа 2011 года внесены изменения в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте. За счет средств федерального бюджета и (или) бюджета субъектов РФ или средств субъектов транспортной инфраструктуры, выделенных в порядке софинансирования, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства оборудуются техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности российского производства. 
На предоставленную из Федерального бюджета субсидию ОАО «РЖД» объемом 2568 млн рублей было оснащено 34 железнодорожных вокзала системами досмотра и контроля пассажиров и багажа, системами подавления радиолиний управления взрывными устройствами и взрывозащитными контейнерами в соответствии с требованиями Центра специальной техники ФСБ России. Также завершено оснащение Казанского вокзала г. Москвы современными системами интеллектуального видеонаблюдения КАРС с общим лимитом затрат 12 948 млн рублей.
Использование технических средств (систем) иностранного производства допускается при отсутствии российских аналогов либо по согласованию с компетентными органами в области транспортной безопасности.
 
Высокоскоростные перевозки
Меры по защите маршрутов высокоскоростных пассажирских перевозок основаны на выставлении постов охраны на отдельных наиболее важных объектах железнодорожного транспорта (мосты, посты ЭЦ, парки станций и т.д.), проведении оперативно-профилактической работы с патрулированием по установленным участкам движения поездов в сочетании с постоянным наблюдением за наиболее криминогенными участками главного пути с использованием технических средств охраны (видеонаблюдения), размещенных в опорных пунктах охраны (ОПО), и постоянным сбором (передачей) информации ситуационными центрами (СТЦИ) и дежурно-диспетчерским отделением (ДДО) ведомственной охраны железнодорожного транспорта.
 
Комфорт и безопасность
Растущая роль транспорта и всей инфраструктуры приводит к тому, что транспорт становится для общества жизненно важной артерией, несанкционированное вмешательство в которую способно привести к катастрофическим последствиям. Сегодня транспорт является символом свободного перемещения людей между странами и городами. 
Масштабы и тяжесть последствий терроризма обусловливают его высочайшую общественную опасность. В Концепции национальной безопасности РФ увеличение масштабов терроризма рассматривается, наряду с ростом организованной преступности, обострением межнациональных отношений и другими факторами, в качестве одной из составляющих внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. 
Наверное, еще 50 или 60 лет назад в стране просто не существовало таких объектов, разрушение которых могло бы парализовать жизнь целого региона. А что сегодня? Сегодня эти объекты имеются в огромном количестве. Об этом надо помнить.
По мнению ряда специалистов в области безопасности, ежедневно миллионы людей, садящихся в вагоны поездов и метро, находятся под психологическим прессом страха – не перед стихией или техникой, а перед безграничной разрушительной силой террористической атаки. Наша задача минимизировать и уничтожить эти угрозы, обеспечив нашим гражданам на транспорте комфорт и безопасность.
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика