Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Стимулировать улучшение условий труда | Издательский дом

Стимулировать улучшение условий труда

 

Министр труда и социальной защиты Российской федерации Максим Топилин

 

Министерство труда и социальной защиты России участвовало в подготовке, а теперь контролирует внедрение и реализацию Федерального закона № 426 о специальной оценке условий труда. Готовя этот закон и выстраивая сейчас эту работу, мы исходим из того, что в принципе ключевым направлением должно стать экономическое стимулирование работодателей в улучшении условий труда.

 

Что дал этот закон? Он позволил привести к единой системе методологию оценки условий труда на рабочих местах. Разделил эту систему по уровням.

Сегодня введена процедура идентификации и выявления вредных и опасных производственных факторов. Эта работа осуществляется сначала документально, следующим этапом становится проведение замеров и распределение условий труда по классам риска. Надо отметить, что в нашей стране никогда раньше не было распределения рабочих мест по таким критериям. Также нововведением стало то, что для проведения ее привлекаются независимые организации. Они дают специальную оценку условий труда. А дальше существует стандартный механизм аккредитации в Росаккредитации. Независимых организаций, занимающихся такой экспертизой, уже насчитывается около 950. К сожалению, этого недостаточно. Их должно стать больше.

 

Если работодатель с этого года проводит спецоценку условий труда, то он имеет возможность снизить тариф страховых взносов – их уровень в этом случае колеблется от 0 до 8%.

 

 

Целостная система

 

Минтруда подготовило практически все необходимые нормативные акты по охране труда. Разработаны и три проекта постановления Правительства России, после их утверждения целостная система будет создана. Это позволит решить вопросы, связанные с формированием единых требований к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, квалификации их экспертов, наличия измерительной аппаратуры лабораторий и много другое.  

Кроме того, проработаны вопросы, связанные с особенностями проведения специальной оценки в различных отраслях (подземные работы, воздушный, морской транспорт и др.). Также в ближайшее время завершится разработка всех нормативных актов, которые необходимы для продолжения этой работы на новом уровне.

 

Впервые связаны дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд с классами профессионального риска. Специальная оценка условия труда дает возможность снизить тариф страховых взносов. Если условия труда будут благоприятными, то работодатель получает возможность, внедряя новые технологии, вообще ничего не платить в Пенсионный фонд за условия труда. При этом наша позиция заключалась в том, что необходимо сохранить тот опыт, который был накоплен до этого времени.

И мы видим, что работодатели стали более тщательно относиться к спецоценке, аттестации и стараются снижать тарифы. Такая практика есть, я думаю, что она в течение нескольких лет заработает в полной мере. Кроме этого в законе предусмотрена (сейчас работодатели тоже могут применять это) не только дифференциация тарифов по страховым взносам, но и дифференциация различных уровней компенсаций: компенсация по дополнительной заработной плате, дополнительным отпускам и по сокращенному рабочему времени, также по классам риска введена соответствующая градация.

 

Принципиальная согласованная позиция работодателей и профсоюзов – дать возможность на уровнях трипартизма – в коллективном договоре, в отраслевом соглашении – договариваться о возможности замены натуральной льготы некой денежной выплатой. Это бывает часто удобно при организации производственного процесса.

Мы надеемся на то, что свою положительную роль сыграют те поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые дифференцируют правонарушения и, соответственно, ответственность за эти нарушения по охране труда и по проведению специальной оценки. Если раньше это была стандартная норма – до 50 тысяч рублей, то теперь мы ввели дифференциацию до 150 тысяч рублей и полагаем, что это тоже будет серьезным образом влиять на ответственность работодателей за соблюдение условий труда и проведение специальной оценки.

 

Президентом Российской Федерации по итогам Петербургского экономического форума дано поручение, в результате мы приступили к подготовке еще одного нового законопроекта. Он позволит нам определенным образом активизировать работу по спецоценке. У нас был предусмотрен пятилетний переходный период, но поручение предусматривает проведение массированной спецоценки в 2015 и 2016 годах в промышленности, транспорте и связи. В результате необходимо внести поправки в закон, чтобы можно было организовать эту работу в более сжатые сроки. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика