Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Переход на страховые принципы | Издательский дом

Переход на страховые принципы

 

Президент Российской Федерации Владимир Путин определил одну из главных задач для здравоохранения на ближайшие годы – переход на страховые принципы. Перемены в этом направлении уже идут

 

Председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования  Наталья Стадченко

 

 

       С 2012 года территориальные программы ОМС финансируются централизованно, то есть регионы на эти цели получают субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Это позволяет сделать тарифы на медицинскую помощь едиными для всей страны. Поэтому ФФОМС будет рассматривать снижение стоимости тарифа в регионах как нецелевое использование бюджетных средств.

      С такими фактами еще сталкиваются проверяющие ТФОМС, когда возрастающий объем оказываемой медицинской помощи оплачивается с помощью уменьшенных тарифов ОМС. Между тем эффективная программа государственных гарантий может формироваться только исходя из принципов, когда медицинская помощь оплачивается полным тарифом.

      Выполняя поручения Президента России, ФФОМС подписывает трехсторонние соглашения между Минздравом России, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и субъектами Российской Федерации.

 

      При этом Счетная палата Российской Федерации осуществляет жесткий контроль за подписанием трехсторонних соглашений. Есть и постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года, которое регламентирует проведение этих мероприятий и задачи, определенные при подписании документа. Опираясь на эти соглашения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования будет в последующем проводить контрольные мероприятия. Это станет еще одним инструментом наведения финансовой дисциплины.

      У лечебных учреждений по-прежнему есть вопросы к квалификации экспертов страховых медицинских компаний, оценивающих качество медицинской помощи. Фонд неоднократно напоминал, что в регистр экспертов в обязательном порядке должны быть включены главные специалисты органов управления здравоохранением. Если регион доверяет им такую миссию, тем самым он признает их лучшими специалистами по какому-то профилю. Помочь с кадрами экспертов высказывала готовность и Национальная медицинская палата.

        По-прежнему поступают жалобы на то, что экспертизы качества оказания медицинской помощи проведены некорректно и неправильно. Но ведь экспертов, допустивших какие-то серьезные ошибки, всегда можно заменить. Это право территориальных фондов обязательного медицинского страхования, органов управления здравоохранением, страховых компаний. Вместо них включить в реестр специалистов, которым руководство и врачи лечебных учреждений доверяют, с мнением которых считается профессиональное сообщество. В этом вопросе пора быть более требовательными. Уровень профессионализма экспертов СМК – это прямая ответственность руководства регионального здравоохранения.

 

          Еще одним важным вопросом остается механизм наложения санкций. Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 230 дает общие положения для их применения. В результате в территориях действуют разные методики их назначения медицинским организациям. Поэтому единые требования будут прописаны в отдельном приказе, который находится сейчас на согласовании.

          На встрече Президента Российской Федерации Владимира Путина с министром здравоохранения Российской Федерации Вероникой Скворцовой глава государства выступил за развитие страховых принципов в здравоохранении и против возвращения к бюджетной модели. Чтобы медицинское страхование оставалось страхованием, нужны СМК. Более того, они должны обладать еще более значительными полномочиями. На первый план выходит экспертиза, которая будет соответствовать следующими оценкам: всеобъемлющая и всесторонняя. Однако уже сегодня ряд СМК просто не в состоянии выполнить возложенные на них функции. Соответственно, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования настаивает на повышении требований к размеру уставного капитала страховых медицинских компаний, его увеличат с 60 до 120 млн рублей.

           Как полагают эксперты, на рынке после принятия такого решения останутся только компании, способные заниматься экспертизой на деле, а не для галочки. Экспертизу следует выстраивать на конструктивной основе, чтобы она заканчивалась не только штрафными санкциями, но и диалогом профессионалов.

           Следующий вопрос – составление регистров неработающего населения. С 2015 года региональные администрации стали платить в полном объеме платежи за этот контингент. До этого момента никого особо не интересовало, почему количество такого населения неуклонно растет. Сейчас готовится ряд изменений в законодательство, которые четко определят порядок персонифицированного учета неработающего населения.

 

          Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не устраивает, что прикрепление населения к конкретной поликлинике зачастую проходит беспорядочно и безответственно. Более того, выяснилось, что достаточно большой процент в территориях вообще не охвачен прикреплением. А ведь эта работа проводится не ради выполнения каких-то формальностей. Насколько добросовестно она будет выполнена, настолько эффективно сможет работать региональное здравоохранение.

           Когда принимался Федеральный закон № 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», то мало кто думал, что его исполнение потребует серьезных усилий. Сегодня он уже выполняется в полном объеме.

 

           В Федеральном фонде обязательного медицинского страхования очень внимательно изучают все конструктивные предложения и ждут их от субъектов Российской Федерации. И всегда готовы рассмотреть изменения, которые помогут улучшить работу системы обязательного медицинского страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика