Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Линии тренда | Издательский дом

Линии тренда

 

 

«Идеальная поликлиника», или каким будет вектор развития столичного здравоохранения?

 

Московские лечебные учреждения переживают переломные времена. С одной стороны, есть ощущение, что городское здравоохранение стало более эффективным. По крайней мере деньги в отрасли теперь платят тем, кто действительно работает. Но, с другой стороны, резко возросла нагрузка на медицинский персонал. И возникает вопрос, а выдержит ли он многократно усложнившиеся обязанности, не сведется ли все к формальному декларированию доступности, качества медицинской помощи, а на деле же лечиться с каждым годом будет становиться все труднее?

 Пример Амбулаторного центра «Городская поликлиника № 69» свидетельствует об обратном. Более того, ее коллектив за последние годы стал настоящей командой единомышленников. А жители районов Перово и Новогиреево ценят то, как улучшилась самая близкая к ним медицина.

 

Главный врач ГБУЗ «Городская поликлиника № 69 Департамента здравоохранения г. Москвы»  Елена Шаклычева-Компанец

 

 

 

 Елена Олеговна, вы встали у руля городской поликлиники № 69 относительно недавно. Поэтому давайте начнем наш разговор с состояния материальной базы и квалификации специалистов этого Амбулаторного центра.

 

 Наше амбулаторно-поликлиническое учреждение состоит из головного учреждения – городской поликлиники № 69, к которой в ходе реорганизации были присоединены две поликлиники (ГП № 30 и 73). Мы обслуживаем 180 тысяч человек прикрепленного населения, которое проживает в московских районах Перово и Новогиреево.

Исторически так сложилось, что ГП № 69 является одним из сильных амбулаторных учреждений столицы. На ее базе уже несколько десятилетий существуют окружные отделения (урологическое, эндокринологическое, неврологическое), которые обслуживают весь Восточный административный округ. Мы располагаем хорошей материально-технической базой, которая достигла нового уровня благодаря реализации Программы модернизации. Приведу такой пример: всего два амбулаторных учреждения в Восточном округе имеют одновременно компьютерный и магнитно-резонансный томографы, в их числе и ГП № 69. Правильный диагноз помогает поставить рентгенологический денситометр. Мы имеем прекрасно оснащенное урологическое отделение. Полным ходом идет подготовка к открытию амбулаторно-хирургического центра. Предполагается, что он будет работать на весь округ. Без всякого преувеличения можно заявить, что наш материально-технический и кадровый потенциал находится на очень высоком уровне.

 В подтверждение сказанного – не так много Амбулаторно-поликлинических центров в Москве имеют большое количество защитившихся специалистов. У нас трудятся 12 кандидатов медицинских наук, один доктор, 2 академика РАМТ. Заведующий урологическим отделением Леонид Алексеевич Логвиновявляется доцентом кафедры урологии РУДН. Но и сегодня немало сотрудников, которые работают над кандидатскими диссертациями. Надеюсь и я в ближайшее время завершить и защитить докторскую диссертацию.

 

 На ваш взгляд, как прошла реорганизация здравоохранения в Восточном округе столицы?

 

 Мне легко ответить на этот вопрос. Поскольку, прежде чем прийти главным врачом в «шестьдесят девятую», я шесть лет работала в дирекции здравоохранения Восточного округа. Сначала занимала пост заместителя начальника управления здравоохранения округа, затем (до того момента, пока существовали дирекции) была заместителем директора. Соответственно курировала все медицинское направление. Могу ответственно утверждать, что сделано очень многое. Я прекрасно помню, каким было здравоохранение округа до вступления в Программы модернизации и развития столичного здравоохранения. Очень трудно даже сравнивать материально-техническое оснащение до и после. Такой аппаратуры, которая сегодня установлена в лечебных учреждениях, мы не только не имели, но и мечтать о ней даже не могли. Например, то, что в поликлинике будет функционировать КТ и МРТ, выглядело чем-то из области невероятного. А сегодня мы имеем фактически все необходимое оборудование для точной диагностики на амбулаторном этапе. В поликлинике мы можем проводить подавляющее большинство исследований. Это значит своевременно выявлять заболевания, проводить дифференциальную диагностику. Когда существуют реальные показания для госпитализации – направлять пациента в стационар. Если состояние больного позволяет, пролечить его в дневном стационаре. Я думаю, что для пациентов это более комфортно. Согласитесь, прийти с утра и получить лечебные процедуры, а вечером вернуться домой гораздо удобнее, чем занимать больничную койку. А еще это избавляет от риска подхватить внутрибольничную инфекцию, обеспечивает гораздо лучший уход за больным человеком.

 

Надо понимать и другое, реорганизация столичного здравоохранения – это не только улучшение материально-технической базы. Она включает в себя много различных компонентов, в том числе и совершенно другой формат работы в экономическом пространстве. Не секрет, что были сокращены затраты на содержание администраций лечебных учреждений и органов управления, сэкономлены совсем не маленькие деньги. Главные врачи получили право более эффективно руководить своими учреждениями. Они вынуждены серьезно задуматься, как оптимально использовать материально-технические ресурсы вверенного лечебного учреждения, его кадровые ресурсы. Если взвесить на одних весах плюсы и минусы проведенной реорганизации, то выяснится, что положительного принципиально больше. Не менее важно не останавливаться, процесс оптимизации здравоохранения, на мой взгляд, не закончен. Он продолжается. И реформирование его происходит не только по приказу Департамента здравоохранения города Москвы, но и учитывая предложения, которые рождаются у организаторов здравоохранения и клиницистов. Они обсуждаются и затем претворяются в жизнь, изменяя тем самым облик медицины Москвы.

 

 Как говорят, нет предела совершенству. Но новый амбициозный проект «Идеальная поликлиника» предусматривает повышение комфортности пребывания людей на амбулаторном этапе, внедрение системы патронажа для маломобильных пациентов, упрощение процедуры выписки льготных рецептов для хронических пациентов и многое другое. Но насколько он все-таки выполним?

 

  Раскрою небольшую тайну. Основные идеи этого проекта родились у моей коллеги, главного врача поликлиники № 64, которая также находится на территории Восточного округа. Поэтому я хорошо была знакома с предложениями, которые начали внедряться в этом лечебном учреждении. Безусловно, когда меня назначили главным врачом, первое, что я сделала, стала договариваться о включении в этот проект вверенной мне поликлиники. Кому-то он показался излишне вычурным, где-то непонятным. Но я уже знала, что он нацелен на очень важные вещи. И реализация их сделает поликлинику действительно другой.

 

 Что подразумевает этот проект?

 

  На самом деле у него есть другое более правильноеназвание – «Программа повышения качества и эффективности работы поликлиники». Администрация Департамента здравоохранения Москвы стремится к тому, чтобы все поликлиники стали современными лечебными учреждениями. А об этом нельзя говорить, если не добиться сочетания доступности и комфортности. Наверное, каждому москвичу и гостю столицы хочется чувствовать себя окруженным вниманием при обращении в городские поликлиники. А для этого медики должны серьезно задуматься о работе с пациентами. Наши сотрудники должны общаться с пациентами более продуктивно, чтобы быть услышанными пациентами и чтобы те в свою очередь высказывали нам свои пожелания. Для такого «прямого» общения создаются сестринские посты, стойки «ресепшн» на входе в поликлинику, выездные бригады будут иметь специальные диспетчерские. Медицинские работники среднего звена пройдут психологический тренинг. Их научат, как надо общаться с пациентами. Ведь зачастую конфликты происходят из-за неумения общаться с людьми. Этим недостатком страдают врачи, медицинские сестры, даже некоторые руководители медицинских подразделений. Надо уметь рассказать человеку, как действовать в той или иной ситуации, подсказать, а если необходимо, то и показать.

 

 Мы хотим, чтобы медицинский персонал встречал пациентов с улыбкой, был приветлив. Понятно, что больные люди приходят в лечебное учреждение отнюдь не с хорошим настроением. Бывает, что они раздражены, напуганы, несколько искаженно воспринимают слова окружающих. Но медицинский персонал, который прошел специальный тренинг, совершенно по-другому встречает больного. Кажется, что ничего необычного нет в том, что пациенту помогают взять талончик в инфомате. Подсказывают, как быстрее пройти к сестринскому посту, или направляют, в случае экстренной ситуации, к дежурному врачу. Если же необходима какая-то справка, то ее должна выдать медицинская сестра, совсем необязательно для этого направлять больного на прием к специалисту. Пусть врач потратит свое время и силы на обслуживание больных, которые действительно нуждаются в его консультации. Мы провели анализ и выяснили, что около 30% вызовов врачей на дом не соответствует тяжести состояния пациента. Зачастую больные звонят, чтобы уточнить какой-то вопрос. Мы создаем диспетчерскую, в которой трудиться будут подготовленные медицинские сестры. Они должны также уметь общаться с больными, при этом ранжировать вызовы. Принимать решения, когда надо направлять на вызов участкового врача, а когда просто помочь простой консультацией. Конечно, в тяжелых случаях они могут оформить вызов врача неотложной помощи, просто, наконец, вызвать «скорую». А когда cостояние больного требует экстренной помощи, диспетчер сможет послать целую бригаду специалистов. С одной стороны, это может показаться маловыполнимым, но сегодня участковым врачам предоставлены автомобили, они имеют врачебные укладки, портативныеэлектрокардиографы и могут вполне оказывать помощь больным на дому. Более того, больного можно сразу записать на прием к участковому врачу или узкому специалисту.

 Прием в поликлинике будет вестись строго по времени, указанному в талоне. Кстати, это потребует и психологической перестройки у самих пациентов. Многие привыкли, что даже, если они опоздали, то их все равно примут. Некоторые приходят на прием на два часа раньше, потом настаивают, чтобы им уделили внимание. Здесь дисциплина потребуется не только для работы врачей, но и пациентов, им также придется привыкнуть делать все вовремя. Это позволит полностью избавить поликлинику от очередей.

 

 Сегодня они еще присутствуют в поликлиниках, и чаще всего люди собираются около регистратуры. Когда начинаешь выяснять, зачем пациенты стоят в очереди к регистратору, оказывается, что чаще всего они хотят узнать, находится ли амбулаторная карта в кабинете у лечащего врача. Чтобы не было этого вечного столпотворения, все карты должны быть в картохранилище. Оно должно быть закрытым для пациентов. Записавшись на прием, больной должен прийти к указанному в талончике времени и сразу направиться к специалисту, а регистраторы должны заранее передать амбулаторные карты лечащему врачу. Наладить эту работу поможет, конечно, компьютеризация. Если все-таки произошел какой-то сбой, врач поднимает трубку и уточнит в картохранилище, где находится амбулаторная карта. В крайнем случае заведет временную карту, которая потом вклеивается в основную.

 Вместо регистратуры мы откроем холл для отдыха пациентов. Установим там кондиционеры, кулер с водой, автомат для продажи горячих напитков. Ведь это также элемент комфорта. Пациент с утра пришел сдать натощак кровь, какие-то другие анализы. Мы должны предоставить ему возможность выпить в поликлинике кофе, чай или просто посидеть в удобных креслах и набраться сил. Сейчас мы обсуждаем этот проект с дизайнерами. Наша поликлиника должна создавать ощущение удобства даже в вещах второго плана.

 

 Елена Олеговна, не боитесь, что эксперимент с амбулаторными картами и регистратурой породит десятки конфликтов? Например, не так давно в Санкт-Петербурге ветеран войны стала требовать отдать ей амбулаторную карту. Но заведующая отказалась это сделать. В результате была вызвана полиция, которая теперь выясняет, кто кого начал толкать первым…

 

 Мне кажется, что такие конфликты все-таки единичны. У нас и сегодня амбулаторные карты подбираются на прием к врачам вечером. И действует мое распоряжение: не выдавать их на руки пациентам. Если амбулаторная карта действительно нужна для консультации в каком-то специализированном центре, то всегда можно сделать выписку из нее. Кроме того, существует приказ Минздрава России, в каких случаях она передается на руки пациенту. Для этого он должен написать заявление главному врачу, эта бумага регистрируется в специальном журнале. Дальше никаких проблем с выдачей этой медицинской документации нет. Но не думаю, что большому числу людей необходима на руках амбулаторная карта. Надо сделать только так, чтобы выписки из нее и копии были доступны.

Вот как раз, чтобы таких инцидентов не было, мы работаем с психологами, которые проводят тренинги для наших сотрудников. Они необходимы, если мы хотим работать в новом формате. Об этом свидетельствует и иностранный опыт. За рубежом при подготовке медиков большое внимание уделяется именно этому аспекту образования.

 

  Есть ли очереди на прием к врачам? Другими словами, не горит ли поликлиника № 69 красным в системе ЕМИАС?

 

  Мне кажется, при ответе на этот вопрос лучше всего продемонстрировать срез текущей оценки доступности, используя систему ЕМИАС. Для непосвященных подчеркну, что точно такую же картинку видят руководители департамента здравоохранения и мэрии Москвы. Как видите, поликлиника горит зеленым. В этот цвет окрашена работа всех терапевтов и узких специалистов. То есть время, установленное для комфортного ожидания. Свой рабочий день я начинаю с включения этой системы. Скажу честно, иногда возникают определенные напряжения, особенно в отпускной период. Но график составляется таким образом, чтобы один специалист заменял другого. Система четко отслеживает, через какое время был принят пациент. Если время ожидания приема составило более 45 минут, врач «загорается» красным. Когда пациента приняли через 40 минут, система показывает желтый цвет. Все остальное время в зеленом изображении. Как видите, очень наглядная демонстрация.

 

  Краудсорсинг-проект «Московская поликлиника» действительно был примером двухсторонней связи. Мне кажется, он даже повысил информированность населения о работе столичного здравоохранения. Были ли озвучены москвичами какие-то предложения, которые будут внедряться в городской поликлинике № 69?

 

 Проект «Московский стандарт поликлиники» включает в себя все эти пожелания. Были интересные предложения москвичей, наработки, пожелания главных врачей. Я бы сформулировала главные из них так: чтобы пациенту было удобно. Мы над этим серьезно работаем.

 

  Елена Олеговна, работа любой поликлиники немыслима без взаимодействия со стационарами. Как выстраиваются связи в новых условиях?

 

  Амбулаторная и стационарная служба функционируют во взаимодействии, а не каждая сама по себе. Что касается поликлиники № 69, то мне проще координировать эту работу. Я лично знаю всех главных врачей. Если возникает проблема с госпитализацией какого-то пациента, то руководство больниц идет навстречу просьбам врачей нашей поликлиники.

 

 Думаю, что в вашем вопросе есть и второй план. Когда начинался переход на подушевое финансирование, то высказывались опасения, что амбулаторному звену станет невыгодно направлять пациентов в стационары. Чтобы не потерять часть денег, врачи будут до последнего тянуть и стараться лечить пациента в условиях поликлиники. Ведь они заинтересованы, чтобы деньги не уходили из родного лечебного учреждения. На самом деле очень многое зависит от руководителя и лечащего врача. Во главу угла, как и положено, нужно ставить интересы пациента. Когда госпитализация требуется, значит, она должна осуществляться. Если не обойтись без верификации диагноза или проведения какого-нибудь дополнительного исследования, то его нужно назначить. Уточню, что преемственность между работой поликлиник и стационаров отслеживается департаментом здравоохранения. Этот контроль помогает составлять более точно и регистры пациентов, перенесших инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения. Все такие больные находятся у нас на диспансерном учете. В городской поликлинике № 69, могу это ответственно заявить, ведение диспансерной группы – это не какая-то виртуальная работа, а большой, сложный и непрерывный труд, прежде всего участковых терапевтов, неврологов, кардиологов. Контролирует ее заместитель главного врача по медицинской части.

 

 Наверное, надо сказать и о том, что часть врачей не выдерживают наши требования и уходят на работу в другие поликлиники. Это влияет на укомплектованность участковой службы. Но мы не собираемся снижать планку в этом деле, отказываться от жестких требований к квалификации, профессионализму каждого врача. Наши доктора поддерживают прямые контакты со стационарами. Они знают, куда госпитализировали их пациентов, как идет лечение.

 

 Информатизация должна изменить работу врача. Между тем она тоже требует финансовых затрат. Как идет развитие этого важного направления? Не придется ли в связи со сложным экономическим положением отказаться от части планов?

 

 Не думаю, что кто-то сможет поставить вопрос так. Программа модернизации здравоохранения позволила каждому врачу предоставить так называемое автоматизированное рабочее место. Теперь врачи выписывают электронные рецепты, листки нетрудоспособности. Они доступны для проверки по системе ЕМИАС. Уже очень большая работа проделана по созданию амбулаторной электронной карты. Думаю, когда она заработает, нашим врачам станет легче работать с документацией. Тем самым будет высвобождаться время врачей непосредственно на лечебную работу. Департамент здравоохранения Москвы продолжает закупать оборудование, тесно работать с департаментом информационных технологий. Компьютерные технологии предоставляют новые возможности для работы врачей.

 

 

111401, г. Москва, ул. 2-я Владимирская, д.31а

Тел.: (495) 304-30-15

E-mail: info@gp69.mosgorzdrav.ru

Cайт: http://gbu69.1gb.ru

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика