Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Летный состав под особым контролем врачей | Издательский дом

Летный состав под особым контролем врачей

 

Главный врач ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации», профессор Наталья Забродина

 

 Наталья Борисовна, в российском воздушном транспорте существовало много проблем, а теперь прибавилась еще одна – старение летного состава. Насколько можно оценить состояние здоровья пилотов в перспективе?

 

 

  Мы давно занимаемся медицинским освидетельствованием летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и абитуриентов. Результаты освидетельствования и динамического наблюдения показывают, что у летного состава нередко регистрируется преждевременное старение, и прежде всего – сердечно-сосудистой системы. Это связано с неблагоприятными факторами летного труда. Проблема летного долголетия должна решаться и решается в специализированной больнице, такой как наша.

 

      В ЦКБ ГА внедрена программа «Долголетие», показавшая на практике свою высокую эффективность. Программа включает немедикаментозные методы увеличения функциональных резервов организма (гипоксическая терапия – адаптация к гипоксии, аудиовизуальная стимуляция – управление биоэлектрической активностью головного мозга, активационная терапия – управление приспособительными реакциями организма, диета, физические нагрузки на повышение выносливости, разгрузочно-диетическая терапия, нормализация микрофлоры кишечника и др.) и нормализации работы внутренних органов.

 

     В больнице функционирует единственное в стране такого рода отделение – экспертизы и восстановительного лечения летного состава, где проходят обследование и лечение прежде всего пилоты старше 55 лет. Поступая к нам на стационарное обследование, они затем проходят лечение, реабилитационные процедуры. В течение 14 дней наши авиаторы не только поправляют здоровье, но и получают заключение Центральной врачебно-летной экспертной комиссии о годности к дальнейшей работе.

 

 

   Весь мир был потрясен недавней катастрофой, когда пилот-камикадзе Андреас Любитц направил самолет в склон горы и свел счеты с жизнью, прихватив с собой еще 149 человек. Можно ли избежать подобных трагедий?

 

  Важнейшим этапом будущей безопасности полетов является серьезный профессионально-психологический отбор кандидатов на обучение летным специальностям. В период обучения будущие пилоты находятся под постоянным наблюдением психологов и опытных преподавателей летных училищ, что позволяет уже на этом этапе выявить лиц с психическими отклонениями от нормы. Затем в процессе всего периода летной работы на каждой врачебно-летной экспертной комиссии состояние здоровья летного состава оценивается квалифицированными неврологами, психологами. Пилот проходит целый ряд тестов, по результатам которых объективно выявляют особенности его личности – психического здоровья, характера, интересов, устойчивость к стрессу и др. Кроме того, обязательно в медицинском освидетельствовании участвуют и психиатры, особенно в сложных и спорных случаях, когда речь идет о допусках к полетам лиц с нестандартными результатами психологических тестов или по рекомендации врачей-экспертов ВЛЭК. Кстати, все врачи-эксперты, врачи авиакомпаний, медицинские работники медицинских пунктов аэровокзалов проходят подготовку по авиационной психологии, что помогает распознать лиц летного состава с психическими отклонениями во время предполетного медосмотра, в процессе наблюдения в межкомиссионный период и во время медицинского освидетельствования во ВЛЭК.

 

     Что касается разбившегося самолета, то все меры, чтобы подобного в России не произошло, приняты еще со времен организации гражданской авиации.

      Сегодня разрешение работать в России получили иностранные пилоты. В России они проходят такое же медицинское освидетельствование, как и российские пилоты. Обследования показывают, что со здоровьем у них хуже, чем у российских коллег. Некоторые не допущены к работе в отечественных авиакомпаниях.

 

 Какие заболевания являются сегодня абсолютными противопоказаниями к летной работе? И нужно ли, на ваш взгляд, включить в этот список дополнительно какие-то недуги?

 

  Абсолютными противопоказаниями считается достаточно большой список заболеваний. Их можно объединить тем, что эти болезни могут привести к отказу

 

работоспособности в полете. Сюда относятся любые заболевания, которые могут вызвать острые состояния. Например, ишемическая болезнь сердца, выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, эпилепсия. Не допускаются к полетам человек, если он страдает мочекаменной болезнью. Ведь никто не может гарантировать, что во время рейса у него не случится почечная колика. Для предотвращения подобных инцидентов используется целый спектр исследований. Все крайне информативные и объективные. После чего на врачебно-летной экспертной комиссии идет обсуждение, решение принимается коллегиально: разрешается допуск к управлению воздушным судном или нет. В основе его лежат требования национальных стандартов и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Поэтому система медицинского освидетельствования работает достаточно серьезно, это очень жесткий контроль состояния здоровья летного состава. Наши авиакомпании обращались с просьбой уменьшить список противопоказаний. Причина – «кадровый голод», в основном командиров воздушных судов, который из года в год становится все более ощутимым. Но мы сторонники индивидуального подхода во врачебно-летной экспертизе на основе объективного и всестороннего обследования с использованием современных диагностических методов и функциональных нагрузочных тестов.

 

      Дело в том, что еще на стадии поступления в авиационное учебное заведение к здоровью абитуриентов предъявляются самые жесткие требования. Обычно только 70% из них допускаются до экзаменов по состоянию здоровья. А к концу обучения отсеивается еще 30% от ранее прошедших все проверки. Поэтому пилоты, которые выходят из училищ, достаточно здоровые молодые люди. И такой строгий подход оправдан. Слишком серьезные перегрузки и стрессы испытывают во время работы авиаторы. Чтобы выдержать эти нагрузки, необходимо иметь отличное физическое и психическое здоровье.

 

 Нельзя не признать, Наталья Борисовна, что у вашего коллектива очень ответственная работа и ей должны соответствовать и условия, а они меняются к лучшему. Отсюда шаг за шагом совершенствуются диагностика и лечение заболеваний. Можно ли сказать, что медицинская помощь в большинстве отделений сегодня оказывается в соответствии с принятыми российскими клиническими протоколами и на европейском уровне?

 

  В развитие больницы вкладываются деньги благодаря нашему учредителю – Росавиации. Руководство агентства понимает важность современной диагностической и лечебной базы, соответствие ее европейским стандартам. Это опять же прописано и в рекомендациях ИКАО. Начнем с того, что у нас есть КТ, МРТ, ультразвуковые аппараты экспертного класса. Мы располагаем оборудованием для ангиографии с внутрисосудистым ультразвуковым исследованием, которое позволяет внутри сосуда определить, опасна атеросклеротическая бляшка или нет. Это передовые диагностические и лечебные методики. Хирургическая база операционных и применяемые технологии не уступают лучшим мировым аналогам. В эндокринологическом отделении больным с сахарным диабетом устанавливаются инсулиновые помпы, операции идут под мониторированием уровня глюкозы в крови. Это позволяет избежать достаточно большого количества осложнений.

 

 

     На службе у наших хирургов есть и робот-хирург «Да Винчи».

 

     Сейчас мировая наука развивается настолько быстро, что он превращается из четырехпортового ассистента в однопортового. Его «щупальце» доставляет «руки робота» к поврежденным тканям. И дальше вмешательство идет внутри пациента, то есть больного оперируют через один маленький разрез. Пока это только научная разработка, но предполагается, что очень скоро новый «Да Винчи» станет в операционной равноправным членом бригады хирургов.

 

      Мы применяем робот в урологии, гинекологии, хирургии – там, где нужны длительные операции и лучше избегать большого разреза. Лапароскопически, естественно, оперируют во всех отделениях ЦКБ ГА. Аппендэктомию, даже банальную, мы делаем только лапароскопически. А также и большинство операций в гинекологии: удаление матки, непроходимость маточных труб и примеры можно продолжить.

 

 В стране идет оптимизация коечного фонда. Не коснулся ли этот процесс Центральной клинической больницы гражданской авиации как федерального бюджетного учреждения?

 

     Мы, конечно, оптимизируем коечный фонд, и то, что происходит в России, экстраполируется на нас. Закрыли нерентабельные отделения и открыли несколько новых. В больнице появился дневной стационар, потом – офтальмологическое и травматологическое отделения. Готовимся к открытию отделения сердечно-сосудистой хирургии. В планах – развернуть центр профпатологии, чтобы наш авиационный персонал получал помощь непосредственно в своей отраслевой больнице.

 

Сейчас много говорится о том, что стационары должны работать еще более эффективно. Не меняются ли в связи с этим специфика и направления работы отделений ЦКБ?

 

  Медицина движется в сторону стационарозамещающих технологий. Пройдет лет пять, и поликлиническая работа будет более востребована, чем любой стационар. Сегодня оснащение поликлинического звена направлено на то, чтобы как можно быстрее поставить диагноз, быстрее вылечить пациента. Сейчас болеть никому не выгодно. Соответственно врачи должны научиться лечить быстро и качественно. Никто не хочет лежать на койке в больнице. Это касается не только работающих людей, но и пенсионеров, которые тоже ведут достаточно активный образ жизни. Неслучайно у нас средний койко-день по больнице – 7,4.

 

 ЦКБ является клинической базой 15 кафедр ведущих медицинских вузов Москвы, в том числе кафедры авиационной и космической медицины, которая аккредитована во Всемирной организации здравоохранения и ИКАО. Не сомневаюсь, что здесь ведется достаточно много интересных научных работ.

 

  Действительно, в больнице еще достаточно сильная научная база. Специалисты работают над кандидатскими и докторскими диссертациями. Недавно у нас состоялось совместное заседание кафедры авиационной и космической медицины, клинической фармакологии и терапии и кафедры эндокринологии. Обозначены три научные программы с участием больницы. Так, программа «Здоровье авиационного персонала», в частности, рассматривает возможность применения бета-блокаторов в продлении летного долголетия. Еще одна программа посвящена здоровому образу жизни пациентов с метаболическим синдромом. Этим как раз страдает наш авиационный персонал, который зачастую много кушает, заедая стрессы. И третья программа посвящена применению непрямых антикоагулянтов. Цель – первичная и вторичная профилактика заболеваний, приводящих к отстранению авиационного персонала от работы, достижение летного долголетия.

 

 

Наталья Борисовна, а как дело обстоит с заработной платой медиков? Включена ли больница в «дорожную карту» по ее повышению?

 

       Да, в 2014 году мы выполнили «дорожную карту». 2015 год начался не совсем так, как рассчитывали. Но это снижение коснулось не только нас. Будем надеяться, что ситуация постепенно выровняется.

       Что нужно отметить – в 2015 году больница вошла в перечень клиник, оказывающих высокотехнологичную помощь. Мы сможем работать по квотам в       урологии, гинекологии, оториноларингологии, сердечно-сосудистой хирургии, нейрохирургии, эндокринологии, хирургии, травматологии-ортопедии, офтальмологии.

       Мы получили также квоту на оказание бесплатной медицинской помощи в системе ОМС Московской области.

 

  В Москве с каждым днем врачам становится все сложнее устроиться на работу, учитывая, что правительство столицы проводит реорганизацию лечебной сети. Испытывает ли ЦКБ недостаток в кадрах?

 

  К нам, по известным обстоятельствам, приходят очень хорошие специалисты. К сожалению, не можем взять их в штат, так как придется уменьшать остальным заработную плату. За последние три года никто из персонала больницы не сокращен. Коллектив работает сплоченный, не хочется разрушать эту целостную систему. Мне кажется, что если сократить хотя бы одного сотрудника, то нарушиться может все, что мы создавали эти годы. А в этом наша философия и идеология. Считаю, что больница у нас уникальная, и я ее очень люблю.

 

 

 ЦКБ всегда гордилась квалификацией своих специалистов. Как обстоят дела с усовершенствованием врачей, участием в международных и всероссийских конференциях?

 

 На европейские и всемирные конференции врачи ездят за свой счет. Мы стремимся возместить им затраты. К нам приезжают на обучение турецкие врачи. Проводились две школы Европейской ассоциации урологов. В больнице побывал известный специалист в этой области – Дженс Россвайлер. Это означает, что к нам приезжают учиться и из стран Евросоюза. Александр Усачев – главный врач-оториноларинголог Центральной врачебно-летной экспертной комиссии – является членом Совета Европейского общества аэрокосмической медицины (ESAM). Хочу сказать, что мы хорошо интегрированы в Европейское авиамедицинское сообщество, наши врачи регулярно принимают участие в работе конгрессов, проводимых ESAM.

 

 

  Немного о перспективах на этот год…

 

      Мне бы очень хотелось, чтобы мы начали реконструкцию здания больницы. Для этого мы освободили один корпус, переехали в новый. Также планируем построить гибридную операционную для сердечно-сосудистой хирургии. Оснастить ее компьютерным томографом, который делал бы ангиографию в трехмерной реконструкции. Хорошо бы пополнить нашу базу новым роботом-хирургом, который бы оперировал из одного порта. Если он уже будет выпускаться.

       Большими возможностями должна располагать диагностическая база. Для этого мы хотим купить новые ультразвуковые аппараты экспертного класса, обновить другую аппаратуру.

       Сейчас прорабатываем вопрос открытия филиалов больницы в других регионах России. Первый может появиться в Ростове-на-Дону. Это значит, будем расти, развиваться дальше, чтобы удовлетворить запросы наших пациентов в доступной и качественной медицинской помощи.

 

 

История ЦКБ гражданской авиации началась в 1938 году с открытия Центральной поликлиники-больницы ГВФ. Больница развивалась как головное медицинское учреждение авиационной отрасли и накопила уникальный опыт научных исследований, профилактики и лечения заболеваний у летного состава, проведения врачебно-летной экспертизы, в том числе в самых сложных случаях.

 Центральная клиническая больница гражданской авиации – одно из лечебных учреждений, врачебный коллектив которого стремится сохранить лидерство в медицине экстремальных состояний. И это удается благодаря позиции главного врача Натальи Забродиной, определяющей направления развития, которые соответствуют запросам сохранения здоровья авиационного персонала, повышения их профессиональной работоспособности и долголетия.

 Больница оказывает квалифицированную медицинскую помощь, в том числе и специализированную, высокотехнологичную, работникам воздушного транспорта, научным работникам и курсантам высших учебных заведений гражданской авиации.

 

 

125367, г. Москва, Иваньковское шоссе, д. 7

Тел.:  (495) 490-01-46

E-mail (общие вопросы): mail@ckbga.ru

Сайт: www.ckbga.aero

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика