Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Научное обоснование и реализация системы приоритетных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте в 2005-2013 годах | Издательский дом

Научное обоснование и реализация системы приоритетных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте в 2005-2013 годах

 

Руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту Российской Федерации, к.м.н. Юрий Каськов

 

 

 

Устойчивое и эффективное функционирование железнодорожного транспорта является необходимым условием экономического роста Российской Федерации, обеспечения ее национальной безопасности, повышения уровня жизни населения и качества предоставляемых транспортных услуг.

Система организации санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте построена на четко выраженной отраслевой специфике, связанной главным образом с круглосуточным обеспечением пассажирских и грузовых перевозок, особенностями условий труда и жизнедеятельности железнодорожников, санитарной охраны территории Российской Федерации от завоза и распространения инфекционных болезней и опасных для населения товаров и грузов. За 150 лет деятельности ведомственной санитарно-эпидемиологической службы и ее научных коллективов была разработана и внедрена правовая, нормативная и методическая база по широкому спектру санитарно-гигиенических и противоэпидемических вопросов на железнодорожном транспорте, которая и сегодня составляет основу принципов и методологии ведения предупредительного и текущего санитарного надзора на объектах отрасли. Большой вклад в становление и развитие этой системы внесли основатели и ведущие представители гигиенической науки на железнодорожном транспорте профессора Казанский, Никитин, Волков, Овчинкин, Прохоров, Суворов, Кривуля, Онищенко и другие гигиенисты.

 

Вместе с тем санитарно-эпидемиологическая обстановка на многих железных дорогах по ряду показателей до настоящего времени остается напряженной. Сложности в ее нормализации обусловлены масштабами и особенностями производственной деятельности многочисленных хозяйств на железнодорожном транспорте, коренными социально-экономическими преобразованиями в сопричастных отраслях и ведомствах в результате происходящей в Российской Федерации административной реформы, резкой интенсификацией миграционных процессов по железным дорогам.

Сложившаяся ситуация обусловила необходимость поиска возможных резервов и реализации адекватных форм и методов работы, направленных на совершенствование деятельности территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в сфере поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах отрасли в современных условиях.

На первом этапеосуществлялся выбор адекватных методов и методических приемов, использованных для организации необходимых санитарно-эпидемиологических исследований и оценки полученных результатов, изучены годовые отчеты о работе органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и на территориях, другие распорядительные документы.

В соответствии с поставленными задачами была разработана и предложена в качестве базовой структуры новая модель организационного построения территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах отрасли с учетом ведущих принципов современного построения и функционирования управленческих структур железных дорог Российской Федерации.

 

Для усиления надзорной и контрольной деятельности, особенно на отдаленных производственных участках железных дорог, созданы территориальные отделы не только в центрах, но и в каждом регионе железных дорог, впервые включены так называемые «специалисты на обособленных рабочих местах», а также такие специфические для деятельности санитарного надзора и контроля на железнодорожном транспорте структуры, как пограничные санитарно-карантинные пункты (ПСКП) и санитарно-экспертные пункты (СЭП).

На следующем этапепроводился углубленный анализ многолетних данных социально-гигиенического мониторинга, организованного на 15 железных дорогах (более 3 тысяч производственных и транспортных объектов), который позволил выявить основные закономерности в динамике изучаемых показателей и на этой основе предложить дополнительные меры по стабилизации ситуации.

 

Как показали результаты исследования, в характере изменений примерно 52% изученных показателей была установлена положительная динамика, которая выражалась в снижении концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, в воде водоемов и почве, улучшении качества питьевой воды в пассажирских поездах по показателям микробного загрязнения, устойчивой тенденции к снижению заболеваний с временной утратой трудоспособности.

В известной мере это свидетельствовало об эффективности осуществляемой контрольно-надзорной деятельности и целенаправленном внедрении предложенных эколого-гигиенических и организационно-технических мероприятий. Вместе с тем выявленная в ходе исследования устойчивая негативная динамика в состоянии остальных 48% показателей санитарно-эпидемиологической обстановки указывала на наличие «хронических» и пока еще трудно решаемых проблем в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия на ведущих объектах отрасли. К ним, в первую очередь, следует отнести: микробное загрязнение воздушной среды на вокзалах и в поездах дальнего следования, превышение на этих объектах гигиенических нормативов по ряду физических факторов (микроклимату, уровням шума и освещенности), а также превышение установленных нормативов по содержанию некоторых вредных химических веществ в рабочей зоне железнодорожных предприятий. Было установлено, что труд работников многих железнодорожных профессий сопровождается комплексным воздействием вредных производственных факторов, в котором преобладает шумо-вибрационный фактор.

Распределение железнодорожных производственных объектов и транспортных средств ОАО «РЖД» по группам санитарно-эпидемиологического благополучия показало, что 70–80% из них относились ко 2-й и 3-й группам санитарно-эпидемиологического благополучия, то есть не отвечали установленным гигиеническим нормативам.

В структуре нозологических форм профессиональной патологии ведущее место занимали заболевания, обусловленные воздействием шума и вибрации, в связи с чем на долю нейросенсорной тугоухости и вибрационной болезни, особенно у водителей локомотивов, приходится более половины всей регистрируемой в отрасли профессиональной заболеваемости.

 

Выявленная по ряду показателей неблагоприятная ситуация на объектах отрасли потребовала обоснования и реализации дополнительных и действенных мер, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки на железных дорогах и состояния здоровья работников отрасли. В этих целях разработаны и внедрены: Ведомственные целевые программы (ВЦП), направленные на улучшение санитарно-эпидемиологической ситуации и состояния здоровья работников отрасли, «Сводный комплекс мероприятий профилактике профессиональных заболеваний работников железнодорожного транспорта», Перечень 25 профессий повышенного риска развития профессиональных болезней среди работников различных хозяйств железных дорог; для усиления санитарно-эпидемиологического контроля на каждой железной дороге образованы региональные комиссии по охране труда и здоровья работников отрасли.

Результаты исследований позволили сформулировать ряд положений, касающихся высокой значимости организации социально-гигиенического мониторинга в выявлении потенциальных источников и факторов неблагоприятного воздействия антропогенных факторов на здоровье железнодорожников и пассажиров, а также выработки адекватных профилактических мероприятий и эффективности ведомственных целевых программв реализации результатов социально-гигиенического мониторинга на объектах железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры.

Данные социально-гигиенического мониторинга за состоянием железнодорожных вокзалов и пассажирских вагонов указывали на стабильный рост нарушений санитарных требований в организации пассажирских перевозок. Они касались в основном неудовлетворительного санитарно-технического состояния этих объектов, в том числе условий для размещения организованных детских коллективов и маломобильных групп населения.

Характерным также было наличие в помещениях вокзалов и в пассажирских вагонах микробного загрязнения антропогенного происхождения.

 

На основе комплексного подхода к оценке факторов среды на объектах пассажирского хозяйства актуализирована нормативно-правовая база, способствующая гигиенической оптимизации и обеспечению безопасности пассажирских перевозок. В частности, разработаны и получили официальный статус новые санитарные правила по организации пассажирских перевозок, которые предусматривают решение вышеуказанных проблем, а также санитарно-эпидемиологические требования к перевозке организованных детских коллективов. Оба документа утверждены на федеральном уровне соответствующими распорядительными актами Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Кроме того, с целью профилактики инфекционных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, обоснованы санитарно-эпидемиологические требования к конструкторской разработке новой малогабаритной установки ультрафиолетового облучения, обеспечивающей эффективное обеззараживание воздуха вагонов от патогенных микроорганизмов в присутствии пассажиров и персонала. Совместно с разработчиками данная модель доведена до серийного изготовления и оборудования современных пассажирских вагонов.

Проведеноисследование одного из остро назревших за последние годы вопросов – организации санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за безопасностью грузовых перевозок. С помощью социально-гигиенического мониторинга примерно в 25% из 690 обследованных на сети железных дорог объектов грузового хозяйства выявлена довольно типичная картина – повторяющееся из года в год несоответствие ряда санитарно-гигиенических показателей установленным гигиеническим нормативам.

В ходе анализа выявлены основные факторы риска неблагоприятных последствий перевозок опасных грузов по железным дорогам, что позволило определить производственные участки в перевозочном процессе, требующие повышенного внимания со стороны администрации объектов.

В результате исследования проведена систематизация подконтрольных объектов, связанных с перевозками опасных и особо опасных грузов, которая используется для организации на объектах отрасли производственного контроля за выполнением требований санитарного законодательства.

 

Кроме того, разработаны дополнительные критерии, номенклатура и повышенные требования к условиям перевозки категории особо опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации. Новые данные представлены в отношении грузов радиоактивных и инфекционных веществ, взрывчатых материалов, отдельных категорий ядовитых и воспламеняющихся газов и окисляющих веществ (свыше 130 наименований). Эти данные могут служить основой для гармонизации отечественных разработок с международными правилами и требованиями в области железнодорожных грузовых перевозок.

Основные проблемы на пограничных пунктах связаны с систематическим выявлением нарушений санитарного состояния, в частности работы систем водоснабжения, канализации, отопления и вентиляции, а также превышения нормативов по показателям микробного загрязнения пассажирских вагонов, особенно российских поездов и поездов ближнего зарубежья.

С учетом характера и причин выявленных нарушений при осуществлении санитарно-карантинного контроля поездов разработан комплекс дополнительных мероприятий по совершенствованию работы пограничных пунктов, который был включен в ведомственную целевую программу «Санитарная охрана – железнодорожный транспорт». Меры по повышению эффективности санитарно-карантинного контроля адаптированы также в ряде специальных постановлений и приказов Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту Российской Федерации в части функционирования ПСКП, работающих со странами СНГ в условиях действия Таможенного союза.

 

Таким образом, на сети железных дорог разработана и внедрена система реализации приоритетных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах железнодорожного транспорта в современных условиях, которая включает 3 взаимосвязанных блока организации работ: органы управления и исполнительные структуры, комплекс приоритетных мер, основные критерии результативности работ. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика