Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Консолидация сил | Издательский дом

Консолидация сил

 

После введения одноканального финансирования на всей территории Российской Федерации значительно повысилась роль территориальных фондов обязательного медицинского страхования в финансировании здравоохранения, внедрении экономических механизмов управления отраслью

 

Директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Омской области, заслуженный врач Российской Федерации, кандидат медицинских наук Владимир Спинов

 

 

Владимир Иванович, несколько слов об Омском ТФОМС как организации, о людях которые в нем работают.

 

– ТФОМС Омской области в соответствии с законодательством Российской Федерации создан решением малого совета Омского областного Совета народных депутатов 24 июня 1993 года. Таким образом, в прошлом году нам исполнилось 20 лет. Основная функция ТФОМС – реализация государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Омской области. Фонд является некоммерческим финансово-кредитным учреждением, и в нем работают специалисты различного профиля: экономисты и финансисты, врачи, юристы, специалисты информационных технологий. Экспертизой качества медицинской помощи занимаются внештатные эксперты, врачи высшей категории, 45 кандидатов и 16 докторов медицинских наук, входящие в федеральный реестр. Для выполнения функций фонда в сельских муниципальных районах Омской области работают четыре межрайонных филиала. У большинства специалистов ТФОМС большой стаж работы и высокая квалификация. Коллектив сплоченный, дружный, способен решать самые сложные задачи в организации и экономике здравоохранения.

 

– Очевидно, что ТФОМС наглядно воплощает социально-экономическую сущность здравоохранения. В связи с этим что вы считаете основной задачей ТФОМС?

 

Безусловно, это обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, стабильное финансирование медицинских организаций, выполняющих территориальную программу обязательного медицинского страхования. Расходы ТФОМС на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования ежегодно увеличиваются: на 2014 год они запланированы в сумме 17 518,2 млн рублей, на 2015 год – 18 480,4 млн, на 2016 год – 19 322,0 млн рублей. При этом соблюдаются все федеральные нормативы финансирования. Применяемые на территории области способы оплаты медицинских услуг полностью соответствуют федеральной программе государственных гарантий в сфере здравоохранения и стимулируют медицинские организации повышать эффективность своей деятельности.

По итогам 9 месяцев 2014 года освоение средств медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования в Омской области, максимально высокое, близкое к 100%. Государственное задание выполняется как по объемам медицинских услуг, так и по освоению выделенных средств.

 

– Вобязательном медицинском страховании важное место занимают страховые медицинские организации. Кто работает на Омском страховом поле?

 

– Более 10 лет в Омской области работают только три страховщика по обязательному медицинскому страхованию. У ООО «Медицинская страховая компания «АСКО-Забота» 52% застрахованных, второе место на страховом поле удерживает Омский филиал ОАО «РОСНО-МС» с 36,5% застрахованных, и 11,5% – у филиала ООО «РГС Медицина» – «Росгосстрах-Омск-Медицины». Хочу отметить, что выбор страховой медицинской организации, который предоставлен гражданам федеральным законом с 2011 года, осуществили уже 1877 тысяч омичей, или 93,8% от всех застрахованных. Это один из лучших показателей в России, и достигнут он без излишнего ажиотажа и волнения населения при смене полисов обязательного медицинского страхования. Полученные полисы единого образца позволяют омичам без затруднений получать при необходимости медицинскую помощь за пределами области.

          

– Часто приходится сталкиваться с проблемами межведомственного взаимодействия в социальной сфере. Как обстоит дело с этим в Омской области.

 

ТФОМС работает в тесном взаимодействии со многими государственными и муниципальными структурами. Прежде всего, это Министерство здравоохранения Омской области. В настоящее время, помимо традиционной совместной деятельности в рамках программы государственных гарантий в сфере здравоохранения, министерство и фонд сотрудничают при реализации права застрахованных граждан на выбор врача и медицинской организации, информационного обеспечения субъектов обязательного медицинского страхования при осуществлении плановой госпитализации. В соответствии с поручением Президента Министерству здравоохранения Российской Федерации фондом и Министерством здравоохранения Омской области начат совместный проект по информированию граждан о стоимости оказанной им медицинской помощи.

 

Наглядно демонстрирует эффективное межведомственное взаимодействие при участии ТФОМС Омской области процесс обеспечения полисами обязательного медицинского страхования граждан Украины, временно пребывающих на территории области. При информационном взаимодействии Министерства здравоохранения и Министерства труда Омской области, регионального управления Федеральной миграционной службы и администраций сельских муниципальных районов, где находятся пункты временного размещения беженцев, им оперативно выдаются временные свидетельства, подтверждающие оформление полиса обязательного медицинского страхования мобильными группами страховых медицинских организаций. Граждане Украины, проживающие в пунктах временного размещения и получившие документы миграционной службы, полностью обеспечены временными свидетельствами.

 

– Как ТФОМС реагирует на современные тенденции развития здравоохранения?

 

– На сегодняшний деньодним из приоритетов государственной политики в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Россииявляется профилактическое направление в здравоохранении, а также формирования здорового образа жизни. Ведущим механизмом реализации указанного направления выступают диспансеризация населения, профилактические осмотры взрослых и детей, направленные на раннюю диагностику заболеваний, в том числе и социально значимых. С 2006 по 2012 год финансирование диспансеризации осуществлялось за счет средств, предусматриваемых в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. С 2013 года изменился источник финансирования диспансеризации. В настоящее время данные мероприятия финансируются из средств обязательного медицинского страхования в рамках реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В 2014 году запланировано проведение диспансерных осмотров более 391 тысячи застрахованных лиц старше 21 года, более 3,6 тысячи детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также более 5,9 тысячи детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, принятых на воспитание в семьи. На сегодняшний день можно утверждать, что запланированные осмотры будут выполнены в полном объеме, диспансеризация 2014 года в Омской области практически завершена. Но не закончена работа медицинских организаций в рамках диспансеризации: продолжается второй ее этап, проводятся необходимые исследования и консультации врачей-специалистов, рекомендованные гражданам по итогам первого этапа.

 

Известный афоризм о том, что болезнь легче предупредить, чем лечить, не потерял своей актуальности и сегодня. Профилактические осмотры взрослых и детей позволяют выявить заболевания, в том числе социально значимые, на раннем этапе, когда есть возможность полностью восстановить утраченное здоровье или добиться стойкой ремиссии, не допустить осложнений в том случае, когда заболевание неизлечимо. Сегодня все большее значение в профилактике заболеваний у населения придается формированию здорового образа жизни. В этом отношении большая роль отводится центрам здоровья, в которых, помимо оказания медицинской помощи по оценке функционального состояния организма, проводится диагностика и коррекция факторов риска неинфекционных заболеваний, осуществляется углубленное индивидуальное консультирование пациентов.

 

– Владимир Иванович, расскажите о том, как ТФОМС следит за тем, чтобы качество проведенных осмотров не отставало от количества.

 

– Проведение медицинскими организациями профилактических мероприятий контролируется страховыми медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в сфере ОМС, и ТФОМС в рамках контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, а также Министерством здравоохранения Омской области в рамках ведомственного контроля. По рекомендации ТФОМС в 2014 году страховые медицинские организации увеличили число тематических экспертиз (медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи) проводимых медицинскими организациями профилактических мероприятий. За 9 месяцев 2014 года проведена проверка более 13 тысяч подобных случаев, что составляет 0,3% всех случаев оказания медицинской помощи с профилактическими целями. В свою очередь, ТФОМС в рамках своих полномочий осуществляет контроль деятельности страховых медицинских организаций, в том числе путем проведения повторных экспертиз (реэкспертиз). За 9 месяцев 2014 года сотрудниками ТФОМС проведена реэкспертиза по результатам более 2 тысяч тематических экспертиз по профилактическим мероприятиям. Всего же за этот период выполнено более 28 тысяч реэкспертиз, что составляет 11,4% от числа всех экспертиз, выполненных страховыми медицинскими организациями. Это в 3 раза больше, чем в 2011 году, когда только приступили к проведению повторных экспертиз. Это важный раздел работы, поскольку результаты реэкспертизы призваны, во-первых, максимально снизить число дефектов в оказании медицинской помощи и в оформлении первичной медицинской документации медицинскими организациями, а во-вторых, добиться единых подходов страховых медицинских организаций в проведении экспертного контроля, максимально объективной оценки при проведении экспертиз страховыми компаниями.

 

– Владимир Иванович, какие задачи стоят перед вашим коллективом и вами как руководителем в ближайшем будущем?

 

– Те задачи, которые на сегодняшний день стоят перед территориальными фондами обязательного медицинского страхования, в том числе и перед нами, в конечном счете направлены на улучшение доступности и качества медицинской помощи, оказываемой застрахованным. На это направлено и внедрение новых, прогрессивных способов оплаты медицинской помощи, и оценка деятельности медицинских организаций с последующим премированием показавших лучшие результаты работы, и совершенствование работы по защите прав застрахованных.

 

В числе основных задач я бы назвал усиление взаимодействия всех ответственных структур в вопросах обязательного медицинского страхования и здравоохранения в целом. Считаю, что только при согласованной деятельности Министерства здравоохранения, ТФОМС, страховых медицинских организаций, медицинских организаций, других заинтересованных государственных структур и общественных объединений мы сможем решить все задачи, стоящие перед нами.

 

 

644010, г. Омск, ул. Масленникова, д. 68

Тел./ факс: (3812) 36-17-64

E-mail: general@tfoms.omsk.ru

Сайт: http://www.omsomsk.ru

 

    

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика