Карта перемен. О том как создается трехуровневая система в здравоохранении Омской области.
Министр здравоохранения Омской области Андрей Стороженко
– Андрей Евгеньевич, Минздрав России провозгласил курс на построение трехуровневой системы медицинской помощи. Как она выстраивается в Омской области?
– В рамках программы «Развитие здравоохранения Омской области» предусмотрено изменение системы оказания медицинской помощи с целью повышения эффективности ее работы и доступности для населения. В настоящее время 60 государственных учреждений здравоохранения области оказывают населению медицинскую помощь на первом уровне, обеспечивают ее шаговую доступность. К учреждениям второго уровня относятся 25 учреждений, включая часть специализированных больниц и роддомов, а также межрайонные центры на базе пяти крупных ЦРБ с установленными зонами ответственности. Часть этих учреждений уже участвует в реализации мероприятий по совершенствованию оказания медицинской помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями и пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Это позволит оказывать им как экстренную и неотложную, так и плановую медицинскую помощь в соответствии с требованиями порядков и стандартов, формировать для оказания медицинской помощи пациенту при наличии показаний мультидисциплинарные бригады специалистов.
К третьему уровню в настоящее время относятся 24 учреждения здравоохранения. Наиболее актуальными направлениями развития высокотехнологичной медицинской помощи в регионе, с учетом состояния заболеваемости и смертности населения, нам представляются онкология, сердечно-сосудистая хирургия, трансплантология и акушерство-гинекология. Для развития этого важного уровня оказания медицинской помощи программой предусматриваются как капитальные вложения, например строительство нового корпуса онкологического диспансера и перинатального центра, так и приобретение медицинского оборудование, дорогостоящих лекарственных препаратов и расходных материалов, подготовка кадров. Обеспечение работы по оказанию экстренной, неотложной и плановой медицинской помощи больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы на базе регионального сосудистого центра и первичных сосудистых отделений. На базе Городской клинической больницы № 4 организован кардиологический центр. Организация оказания медицинской реабилитации пациентов после перенесенного острого инфаркта миокарда на базе центра восстановительной терапии «Русь» БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области».
В регионе созданы условия для обеспечения трехуровневой организации оказания помощи в службе родовспоможения. Реорганизация БУЗОО «Клинический родильный дом № 1» в БУЗОО «Городской клинический перинатальный центр», где теперь организован второй этап выхаживания для всех недоношенных детей, позволит привести в соответствие с требованиями санитарных правил площади, обеспечить возможность совместного пребывания, организовать операционную для выполнения хирургических вмешательств при пороках развития у новорожденных. Увеличение коек реанимации новорожденных до 12 в акушерском стационаре, реконструкция педиатрического стационара позволят избежать вынужденной транспортировки новорожденных в первые 7 суток после рождения.
– Программа модернизации здравоохранения позволила отремонтировать многие клиники и оснастить их современным оборудованием. Можно ли сказать, что большинство омских больниц и поликлиник после этого смогли работать в соответствии с утвержденными клиническими протоколами и порядками?
– Финансовое обеспечение региональной программы «Модернизация здравоохранения Омской области» в 2011–2013 годах» ориентировочно составило 8 млрд рублей. Реализация мероприятий программы позволила значительно улучшить материально-техническую базу учреждений здравоохранения Омской области. Был проведен капитальный ремонт 193 объектов. Также было приобретено более 1,5 тысячи единиц медицинского оборудования для оснащения учреждений здравоохранения области: это компьютерные и магнитно-резонансные томографы, ультразвуковые диагностические аппараты, автомобили скорой медицинской помощи, наркозно-дыхательное и лабораторное оборудование, а также оборудование для оснащения хирургических и реанимационных отделений, в том числе педиатрических стационаров.
– Завтрашний уровень медицины формируется уже сегодня. Поделитесь планами и проектами на ближайшую перспективу.
– Развитие здравоохранения Омской области на ближайшую перспективу и до 2020 года подробно проработано в государственной программе Омской области «Развитие здравоохранения Омской области» № 265-п. Целью программы является обеспечение доступности медицинской помощи, а также повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения области, передовым достижениям медицинской науки. К 300-летию города Омска идет строительство поликлиники на 1000 посещений в смену. Одним из приоритетных направлений является внедрение механизмов государственно-частного партнерства, привлечение частных медицинских организаций в рамках территориальной программы государственных гарантий для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, проведения диагностических услуг, реабилитации и санаторно-курортного лечения. В 2014 году планируется открытие новых гемодиализных отделений с участием частных инвесторов. Разрабатывается концепция реализации инвестиционного проекта строительства медицинского реабилитационного центра. Развивается паллиативная медицинская помощь для обеспечения достойного качества жизни пациентов путем предупреждения и облегчения их страданий.
– Сейчас идет оптимизация сети лечебных учреждений в нашей стране. Что показывают показатели обеспеченности койками в Омской области? Могут ли они работать более эффективно?
– Действительно, по всей стране в течение последних лет идет плавное сокращение мощности больничных учреждений. В Российской Федерации показатель обеспеченности в расчете на 10 тысяч населения с 2010 по 2012 год снизился с 93,8 до 92,9, в Омской области за тот же период – с 99,2 до 95,4. На начало текущего года, по данным территориального органа Росстата по Омской области, население получало стационарную медицинскую помощь на базе более 18 тысяч стационарных коек в 92 больничных учреждениях. Обеспеченность койками в расчете на 10 тысяч человек населения – 93,1, так что обеспеченность несколько выше средних показателей по Российской Федерации (92,9 койки на 10 тысяч человек населения за 2012 год). 90% коечного фонда области составляют мощности государственных учреждений здравоохранения. Мы должны обеспечить запланированное плавное уменьшение мощности больничных учреждений, одновременно развивая дневные стационары.
– Много говорится сегодня о развитии частно-государственного партнерства. Есть ли такие примеры в Омской области? Что мешает развиваться новым формам?
– Государственно-частное партнерство в случае со здравоохранением – партнерство, при котором создается возможность повышать уровень здоровья, сохранять социальную стабильность в обществе, повышать качество медобслуживания до уровня мировых стандартов, оптимизировать государственные расходы и минимизировать структурные диспропорции, тем самым оно выступает действенным инструментом при реформировании здравоохранения. Привлечение частного сектора к оказанию медицинской помощи позволит обеспечить постепенную демонополизацию государственной системы оказания медицинской помощи населению с одновременным улучшением ее качества за счет применения современных технологий. Так, в 2014 году в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, включены 8 частных организаций, которые оказывают медицинскую помощь в системе обязательного медицинского страхования. Приток частных организаций на территории Омской области в систему ОМС положительно сказывается на работе всей отрасли в целом, ведет к повышению качества медицинских услуг, оказываемых населению Омской области.
В рамках концепции развития ГЧП в государственной системе здравоохранения Омской области Правительством Омской области принято постановление от 27 июля 2014 года № 155-п «Об утверждении Порядка предоставления в 2014 году из областного бюджета субсидий на возмещение затрат в связи с оказанием услуг в сфере здравоохранения», которое позволит привлечь частные организации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилям «сердечно-сосудистая хирургия», «травматология и ортопедия», «травматология и ортопедия/1», «акушерство и гинекология», «акушерство и гинекология/1», а также проведение диагностических услуг, в частности проведение диагностической коронарографии. Законом об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов предусмотрено 30,0 млн рублей. Кроме того, ряд вопросов, связанных с укреплением материально-технической базы ГУЗОО, в условиях ограниченного бюджетного финансирования возможно решить в рамках осуществления государственно-частного партнерства. С2006 года по настоящее время в рамках ГЧП осуществляется сотрудничество Министерства здравоохранения Омской области с ООО «Фрезениус Медикал Кеа Омск», на базе которого функционирует 49 аппаратов «Искусственная почка», где в 2013 году гемодиализ был проведен 258 пациентам. С целью приближения специализированной медицинской помощи к населению, проживающему в удаленных районах Омской области, продолжена работа по открытию отделений гемодиализа на базе других районных больниц. Переход к инновационным технологиям с привлечением частных организаций обеспечит улучшение лечебно-диагностического процесса. Сферами взаимодействия государства и бизнеса могут являться программа комплексной информатизации ГУЗОО, поставка медицинского и информационного оборудования, сопровождение и техническая поддержка информационной инфраструктуры ГУЗОО. Еще одним важным направлением развития ГЧП в сфере здравоохранения является повышение качества оказания скорой медицинской помощи посредством проведения работ по совершенствованию ее технического сопровождения.
Так, в 2014 году в рамках развития ГЧП планируется оснастить подвижной состав ГУЗОО оборудованием мониторинга транспортных средств с использованием GPRS-связи (далее – МТС), а также проведение работ по его техническому сопровождению, что повысит качество оказания транспортных услуг и, как следствие, качество и доступность скорой медицинской помощи. К проблемам развития ГЧП можно отнести неполное представление общества о сути ГЧП, практике его применения; отсутствие комплексного подхода – законодательным вопросам, социальным и экономическим проблемам не уделяется должного внимания; недостаточную мотивацию частных инвесторов, опасения со стороны частного капитала реализовывать сложные, долгосрочные проекты; отсутствие механизмов финансирования.
– Как выполняются в Омской области майские Указы Президента России, в которых предусматривается увеличение заработной платы медикам?
– Темп прироста средней заработной платы медицинских работников учреждений за 6 месяцев 2014 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил по категориям персонала: - врачи – 19,1%; - средний медицинский персонал – 15,0%; - младший медицинский персонал – 11,1%; - преподаватели и мастера производственного обучения – 17,1%; - педагогические работники медицинских организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 14,1%.
К концу 2014 года запланировано достижение индикаторных значений средней заработной платы медицинских работников утвержденных «Дорожной картой» Омской области на 2014 год: - врачи – 36 297 рублей; - средний медицинский персонал – 18 830 рублей; - младший медицинский персонал – 11 567 рублей.
– С нового года амбулаторно-поликлиническая служба перешла на подушевое финансирование. Но если старые проблемы ушли в прошлое, то появились новые. Например, прикрепление к районным поликлиникам людей, которые проживают в районе обслуживания медицинских учреждений, а зарегистрированы в другом месте…
– Место жительство пациента на одной территории, а регистрация на другой территории не являются препятствием для получения медицинской помощи в ближайшей поликлинике по месту фактического пребывания. В соответствии с установленными правилами оказание медицинской помощи осуществляется по территориальному признаку. Гражданин имеет право на выбор врача с учетом согласия врача один раз в год (за исключением случаев смены места жительства), он подает заявление на имя руководителя медицинской организации лично или через своего представителя. После этого в письменном виде он получает информацию о том, к какому врачу и терапевтическому участку он прикреплен.
В целях обеспечения права граждан на выбор врача и медицинской организации допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, то есть не по территориально-участковому принципу. В данном случае прикрепление к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения граждан проводится с учетом рекомендуемой численности прикрепленного населения на участке. При этом первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной формах при вызове на дом оказывается медицинским работником медицинской организации по месту жительства пациента.
– За последние годы в Омской области сделан серьезный шаг в совершенствовании профилактики, предупреждении заболеваний, их раннем выявлении. Будут ли в дальнейшем разрабатываться в регионе целевые программы, которые будут усиливать именно профилактическую составляющую работы?
– В настоящее время на территории Омской области деятельность по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни осуществляется в рамках государственной программы «Развитие системы здравоохранения Омской области» В рамках реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака,вОмской области функционируют 13 центров здоровья (9 для взрослого населения и 4 для детей). Все обратившиеся в центр здоровья обучаются основам здорового образа жизни.
В 2014 году планируется создание центра медицинской профилактики, главными задачами которого являются санитарно-гигиеническое обучение медицинского персонала, мониторинг деятельности центров здоровья, консультирование профессиональных групп, мониторинг состояния здоровья по группам населения, проведение социологических опросов среди населения Омской области, издательская деятельность, проведение флешмобов и пр. Наряду с вышесказанным следует отметить, что Министерством здравоохранения Омской области в дальнейшем будут разработаны проекты целевых программ, в которых будет сделан упор на профилактическую составляющую работы специалистов учреждений здравоохранения Омской области. А также будет проведена межведомственная работа в рамках оптимизации питания населения Омской области, увеличения двигательной активности, в том числе профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Конечной целью реализуемых мероприятий является предоставление всем гражданам качественной медицинской помощи, включая современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. В конечном итоге это позволит создать реальные условия для повышения влияния деятельности здравоохранения на динамику показателей заболеваемости, инвалидизации, смертности населения Омской области, а также увеличение рождаемости и продолжительности жизни населения.
– Как сегодня обстоят дела с медицинскими кадрами на селе? Сколько докторов воспользовались возможностями программы «Земский доктор» и переехали на новое место работы?
– В сельском здравоохранении Омской области трудится более 1,5 тысячи врачей и более 6 тысяч средних медицинских работников. Укомплектованность составляет 60,4% врачей и 84,6% специалистов со средним медицинским образованием. При отсутствии государственной системы распределения выпускников образовательных учреждений привлечь кадры в учреждения здравоохранения сельских районов можно только за счет жителей района, закончивших обучение в омских медицинских образовательных учреждениях на условиях целевого обучения, желающих вернуться по окончании обучения в свой район, жить и работать на своей малой родине, оказывать медицинскую помощь своим родственникам и односельчанам. Для привлечения молодых специалистов в здравоохранение муниципальных районов Омской области Правительством Омской области принимаются меры социальной поддержки. С 2012 года реализуется программа «Земский доктор». Благодаря принимаемым мерам социальной поддержки приток молодых специалистов – врачей в сельскую местность за последние 3 года увеличился с 40 человек в 2011 году до 70 человек в 2013 году (+30 врачей).
Надеемся, что эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
|
|
![]() |