Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Система управления качеством медицинского обеспечения безопасности движения поездов в ОАО «РЖД» | Издательский дом

Система управления качеством медицинского обеспечения безопасности движения поездов в ОАО «РЖД»

 


Начальник департамента здравоохранения ОАО «РЖД», д.м.н. Владимир Плохов

 

Начальник сектора медицинского обеспечения безопасности движения поездов департамента здравоохранения  ОАО «РЖД», к.м.н. Артем Шашков

 

 

 

Железнодорожная медицина – это крупнейшая по географическому охвату и мощности сеть негосударственных лечебно-профилактических учреждений в России.

 

В настоящее время в системе здравоохранения ОАО «РЖД» функционирует:

-  187 негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» (НУЗ ОАО «РЖД»);

-  НУЗ «Научный клинический центр ОАО «РЖД»;

-  5 передвижных консультативно-диагностических центров.

 

 

Развернуто 19,2 тысячи круглосуточных коек.

В 2013 году в НУЗ ОАО «РЖД» получили медицинскую помощь 658 тысяч пациентов, в поликлиниках выполнено более 30 млн посещений.

 

 

Стратегические направления

 

Задачи железнодорожной медицины очень многогранны, но одним из основных направлений деятельности является медицинское обеспечение безопасности движения поездов.

Считается, что из всех аварийных ситуаций на движущемся железнодорожном транспорте более половины происходит в связи с «человеческим фактором». В ряде случаев это связано с потерей машинистом способности управления поездом из-за утомления, засыпания и нарушений в состоянии здоровья.

 

Стратегией улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» до 2020 года, утвержденной президентом ОАО «РЖД» В.И. Якуниным 21 декабря 2010 года № 106, выделены приоритетные направления:

-  обеспечение профессионального здоровья и профессионального долголетия работников ОАО «РЖД»;

-  медицинское обеспечение безопасности перевозочного процесса.

 

Концепцией реформирования комплекса объектов здравоохранения ОАО «РЖД», одобренной советом директоров ОАО «РЖД» (протокол от 26 октября 2011 года № 17), определены мероприятия по медицинскому обеспечению перевозочного процесса, включающие:

-  проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (далее ВЭК);

-  поведение предрейсовых и предсменных медицинских осмотров (далее ПРМО);

-  психофизиологическое обеспечение работников локомотивных бригад.

 

Учитывая особую актуальность данного раздела работы для компании, важнейшей задачей является обеспечение качества проведения обязательных медицинских осмотров. При этом можно выделить ряд проблем в контроле их качества.

 

ПРМО:

-  функционируют 1515 кабинетов предрейсовых медицинских осмотров;

-  ежегодно проводится более 30 млн предрейсовых медицинских осмотров;

-  удаленность многих кабинетов ПРМО от учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» (до 200–250 км);

-  разбросанность здравпунктов и кабинетов ПРМО по территории (75 регионов России).

 

ВЭК:

-  функционируют 242 комиссии и подкомиссии ВЭК;

-  ежегодно данными комиссиями проводится более 1,6 млн предварительных и периодических медицинских осмотров;

-  среднее количество работников холдинга «РЖД», проходящих комиссии ВЭК на 1 лечебное учреждение за один рабочий день, составляет около 50.

 

 

Система управления качеством

 

В ОАО «РЖД» работают 123 тысячи членов локомотивных бригад, из них машинистов – 68,9 тысячи человек. Ежесуточно на сети дорог обращаются около 10 тысяч поездов. В состав локомотивного комплекса входят 148 эксплуатационных и 112 ремонтных депо.

Поставляется новая техника, в том числе электровозы ЭП2К, ЭП20, 2ЭС10 «Гранит», 2ЭС5К «Ермак», электропоезд «Ласточка» с улучшенными условиями труда локомотивных бригад (наличие кондиционеров, биотуалетов, холодильников) и увеличенными межремонтными пробегами (с 600 до 800 тысяч км).

 

Изменились условия труда локомотивных бригад. Произошло увеличение плечей обслуживания (150–200 км ранее, свыше 500 км в настоящее время), внедрена новая технология работы локомотива (вместо одной дороги локомотив обращается на двух-трех), изменилась технология ремонтных работ на инфраструктуре (переход от летних к круглогодичным).

В связи с этим возникает вопрос: как организовать управление качеством в здравоохранении, обеспечивающем безопасность движения железнодорожного транспорта по человеческому фактору?

 

В обеспечении функционирования системы управления качеством медицинского обеспечения безопасности движения поездов можно выделить три основные составляющие:

1. Разработка и исполнение требований нормативных правовых документов. В настоящее время нормативно-правовая база, регламентирующая в ОАО «РЖД» проведение данной деятельности, представлена следующими документами:

-  распоряжение ОАО «РЖД» от 15 января 2007 года № 46р «Об утверждении функциональной стратегии управления качеством в ОАО «РЖД»;

-  распоряжение ОАО «РЖД» от 30 июня 2010 года № 1412р «Об утверждении «Свода требований корпоративной интегрированной системы менеджмента качества ОАО «РЖД»;

-  распоряжение ОАО «РЖД» от 28 января 2013 года № 197р «Об утверждении стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД»;

-  приказ департамента здравоохранения ОАО «РЖД» от 25 марта 2010 года № ЦУВС-4/90 «О совершенствовании контроля в обеспечении качества медицинской помощи в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД»;

-  распоряжение ОАО «РЖД» от 30 июля 2014 года № 1759р «Об утверждении Положения о врачебно-экспертных комиссиях негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД»;

-  регламент организации работы по проведению обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров в ОАО «РЖД» от 26 января 2011 года № 19;

-  распоряжение ОАО «РЖД» от 12 сентября 2011 года № 1975р «Об утверждении Порядка действия должностных лиц при отстранении работников ОАО «РЖД» от работы по причине нетрудоспособности, снижения работоспособности, нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения»

 

2. Создание организационно-штатной структуры в НУЗ ОАО «РЖД» по управлению качеством.

В настоящее время в НУЗ ОАО «РЖД» вводятся должности заместителя главного врача (директора) по контролю качества медицинской помощи, заместителя главного врача (директора) по экспертизе профпригодности, создаются секторы по управлению качеством медицинской помощи.

 

3. В НУЗ ОАО «РЖД» создано единое информационное пространство для ПРМО и ВЭК.

С 2003 года на сети дорог начато внедрение автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров (АСПО) разработки ЗАО «Системные технологии (г. Санкт-Петербург).

Целью внедрения системы АСПО является повышение безопасности движения поездов по «человеческому фактору» путем организации единой информационно-технологической системы и осуществления динамического контроля за функциональным состоянием, работоспособностью и здоровьем работников локомотивных бригад.

 

В настоящее время сформирована система, которая позволяет выполнять предрейсовые осмотры в автоматизированном режиме, осуществлять динамический контроль здоровья и функционального состояния работников локомотивных бригад. Система объединяет в едином информационном пространстве работников кабинетов ПРМО, цеховых терапевтов, психологов, администрацию НУЗ ОАО «РЖД», специалистов региональных дирекций медицинского обеспечения на железных дорогах, дирекции медицинского обеспечения и департамента здравоохранения ОАО «РЖД». В условиях единой информационной сети работает 1087 терминалов кабинетов ПРМО, 711 терминалов цеховых терапевтов и психологов, 110 административных терминалов.

На данный момент более 80% всех предрейсовых осмотров в ОАО «РЖД» производятся на автоматизированных измерительных комплексах.

Ежегодно осуществляется более 18,5 млн предрейсовых медицинских осмотров с использованием АСПО. Сформирована уникальная база данных, в которой находятся результаты более 130 млн обследований.

При приеме на работу, а также в случаях модернизации программного обеспечения все медицинские работники кабинетов ПРМО проходят инструктаж по работе с оборудованием системы АСПО с выдачей свидетельства. Данный инструктаж проводится специалистами разработчика системы или специалистами региональных дирекций медицинского обеспечения на железных дорогах и НУЗ ОАО «РЖД», прошедшими соответствующую подготовку в ЗАО «Системные технологии».

С целью проведения данного инструктажа в дорожных НУЗ ОАО «РЖД» созданы специализированные автоматизированные классы.

Важным преимуществом системы АСПО является то, что она позволяет проводить дистанционный контроль качества проведения ПРМО в режиме реального времени. Одна из главных целей данного контроля – исключить фальсификации результатов предрейсовых медицинских осмотров и нарушений порядка их проведения, что и позволяет осуществлять встроенная в программное обеспечение АСПО подсистема контроля качества.

Одним из основных результатов внедрения системы АСПО, вероятно, следует признать то, что в начале внедрения системы АСПО было выявлено, что около 15% работников локомотивных бригад приходили на ПРМО с уровнем систолического АД > 140 мм рт. ст., а еще около 7,5% работников, т. е. фактически «нелеченные гипертоники», допускались в рейс с данными показателями. За 10 лет использования системы АСПО данные показатели снизились до 1,6% и 0,8% соответственно.

Одним из инструментов повышения качества проведения предрейсовых осмотров и устранения синдрома «белого халата» явилось внедрение для медицинских работников кабинетов ПРМО специальной форменной одежды.

 

Существующая медицинская информационная система с подсистемой контроля качества – это инструмент преобразования данных в информацию для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества медицинской помощи

 

Предварительные, периодические медицинские осмотры и экспертиза профпригодности проводятся в ОАО «РЖД» следующим контингентам:

-  поступающие на работу и работники, непосредственно связанные с движением поездов и маневровой работой, среди которых выделяют 6 групп;

-  поступающие на работу и работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

-  абитуриенты высших и средних специальных учебных заведений железнодорожного транспорта.

 

 

Врачебно-экспертная комиссия

 

В настоящее время в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД» функционируют 172 основные комиссии ВЭК и 70 подкомиссий ВЭК, всего функционирует 242 состава ВЭК. Ежегодно данными комиссиями проводится более 1,5 млн предварительных и периодических медицинских осмотров.

Распоряжением ОАО «РЖД» от 30 июля 2014 года № 1759р определены уровни экспертизы профпригодности.

Первый уровень экспертизы профпригодности осуществляется врачебно-экспертными комиссиями НУЗ ОАО «РЖД».

В сложных экспертных случаях, в случаях выявления у работника, непосредственно связанного с движением поездов и маневровой работой, признаков профнепригодности, а также при несогласии работника с решением ВЭК экспертиза профпригодности осуществляется 16 региональными врачебно-экспертными комиссиями (2-й уровень), а при необходимости – центральной врачебно-экспертной комиссией (3-й уровень).

 

В практику работы ВЭК широко внедряются специально созданные, с учетом особенностей экспертизы профпригодности на железнодорожном транспорте медицинские информационные системы. В настоящее время медицинские информационные системы ВЭК функционируют в НУЗ ОАО «РЖД» на Октябрьской, Московской, Калининградской, Приволжской, Куйбышевской, Свердловской и Забайкальской железных дорогах.

В настоящее время автоматизированы 2300 рабочих мест у 2794 пользователей в 84 структурных подразделениях 73 НУЗ ОАО «РЖД».

 

Основные преимущества контроля качества ВЭК с использованием медицинских информационных систем:

-  ведение электронного документооборота;

-  обеспечение преемственности в работе специалистов;

-  учет проведенных и незавершенных осмотров;

-  учет сроков прохождения ВЭК;

-  анализ причин удлинения сроков прохождения осмотров;

-  взаимодействие с региональной врачебно-экспертной комиссией (РегВЭК) и центральной врачебно-экспертной комиссией (ЦВЭК) в режиме онлайн;

-  ступенчатый контроль (ВЭК – РегВЭК – РДМО – ЦВЭК – департамент здравоохранения).

 

Разработаны индикаторы качества работы цеховых терапевтов как основного звена в медицинском обеспечении безопасности движения поездов.

 

Работа цеховых терапевтов по медицинскому обеспечению безопасности движения поездов оценивается ежемесячно в баллах по следующим основным показателям:

-  частота обращения к базе данных АСПО;

-  число работников локомотивных бригад, направленных к психологу;

-  участие в заседаниях инженерно-врачебных бригад;

-  число выходов на предприятие;

-  полнота написания эпикриза перед ВЭК;

-  наличие эпикриза после ВЭК;

-  наличие эпикриза взятия на диспансерный учет;

-  наличие годовых эпикризов;

-  регулярность проведения диспансерных осмотров;

-  полнота выполнения рекомендаций по дополнительному обследованию в межкомиссионный период;

-  адекватность определенных индивидуальных допустимых показателей гемодинамики

 

Главный критерий эффективного управления качеством – конечный результат (достижение целевых показателей или индикаторов качества).

 

Руководство ОАО «РЖД» уделяет пристальное внимание сохранению высококвалифицированных специалистов, что особенно актуально в условиях кадрового дефицита вследствие общей демографической ситуации в стране. Одним из основных показателей деятельности ВЭК является показатель уровня профнепригодности на 100 осмотров. В 2013 году показатель уровня профнепригодности работников, обеспечивающих движение поездов, составил 0,8 случая на 100 осмотров. При этом еще в 2001 году данный показатель составлял 2,0 случая на 100 осмотров.

 

Добиться снижения уровня профнепригодности среди поступающих и работников удалось благодаря реализации следующих направлений:

-  внедрение в практику экспертизы профпригодности принципов индивидуального подхода;

-  решение о профнепригодности работника, непосредственно связанного с движением поездов и маневровой работой, может быть принято только после его одобрения региональной ВЭК, а при необходимости и центральной ВЭК;

-  100%-й охват диспансеризацией работников компании с 2006 года;

-  организация эффективной работы инженерно-врачебных бригад;

-  развитие в НУЗ ОАО «РЖД» высокотехнологичных методов лечения, способствующих продлению профессионального долголетия;

-  встроенная подсистема контроля качества в медицинских информационных системах с единым информационным пространством.

 

Характерным показателем повышения качества проведения предрейсовых медицинских осмотров является число отстранений от рейса на 10 000 осмотров.

До широкомасштабного внедрения системы АСПО в 2005 году данный показатель составлял 8,3. После начала внедрения системы АСПО и, соответственно, реализации заложенной в нее «запретительной» функции, когда по определенным цеховым терапевтом индивидуальным допустимым показателям гемодинамики (уровень артериального давления и частота сердечных сокращений) и введенным в базу данных системы АСПО осуществляется отстранение работника локомотивной бригады от рейса в случае отклонения их от установленных норм, данный показатель вырос до 11,1 в 2009 году.

При этом реализованная в системе АСПО возможность анализа цеховым терапевтом результатов ПРМО каждого конкретного работника за любой временной период позволяет осуществлять контроль эффективности проводимого лечения, в частности артериальной гипертонии, и соблюдение работником иных врачебных рекомендаций.

 

Осуществление постоянного контроля за проводимой гипотензивной терапией привело к значительному повышению приверженности работников локомотивных бригад к лечению и здоровому образу жизни.

Постоянный дистанционный контроль за качеством ПРМО со стороны руководства НУЗ ОАО «РЖД», специалистов РДМО и департамента здравоохранения позволил значительно сократить число нарушений со стороны медицинских работников.

Все вышеизложенное привело к постепенному снижению показателя числа отстранений от рейса, и в 2013 году он составил 9,5.

Важным моментом в повышении качества медицинских осмотров является изучение удовлетворенности освидетельствуемых лиц.

 

С этой целью:

-  во всех НУЗ ОАО «РЖД» организованы «горячие линии ВЭК» в границах железных дорог;

-  проводится анкетирование работников холдинга «РЖД» с ежемесячным анализом результатов;

-  организуются встречи медицинских работников, включая руководителей медицинских организаций, с коллективами в эксплуатационных локомотивных депо;

-  осуществляется подготовка бюллетеня контроля качества медицинской помощи в учреждения здравоохранения компании.

 

 

Подводя итоги

 

1. Существующая в ОАО «РЖД» система медицинского обеспечения безопасности движения поездов позволяет:

·        не допускать к работе лиц, имеющих заболевания с высоким риском развития пароксизмальных состояний или препятствующие выполнению работником профессионально важных функций;

·        выявлять различные хронические заболевания на ранних стадиях и обеспечивать профессиональное долголетие работников.

2. Система управления качеством медицинской помощи является механизмом, позволяющим медицинской организации обеспечивать высокое качество лечебно-диагностического процесса.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика