Региональное здравоохранение – Липецкая область
Начальник управления здравоохранения Липецкой области, доктор медицинских наук, профессор Людмила Летникова
Центральное место в трехуровневой системе занимают межмуниципальные центры, представляющие собой крупные многопрофильные стационарно-поликлинические учреждения здравоохранения. Общее их количество на начало 2014 года составляет 35 единиц, в том числе сосудистых – 6; хирургических – 9; травматологических – 9; акушерско-гинекологических (акушерских) – 6; офтальмологических – 3; педиатрический – 1; ожоговый – 1. Все межмуниципальные центры приведены в соответствие с установленными порядками оказания медицинской помощи и федеральным стандартами медицинской помощи. Центры функционируют в штатном режиме с адекватной нагрузкой. Доля обслуженного населения, проживающего на сопредельных территориях, составляет в зависимости от профиля центра от 25 до 40%.
В текущем году в рамках реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, предусмотрено создание дополнительно трех травматологических центров. Планомерно осуществляется повышение структурной эффективностилечебной сети за счет присоединения маломощных медицинских организаций к крупным больницам и межмуниципальным центрам с созданием мощных стационарно-поликлинических комплексов.
Кластерный подход
На территории двух муниципальных районов реализован пилотный проект по созданию медицинского кластера путем слияния двух учреждений различной мощности с образованием межрайонной больницы. Кластерообразующая межрайонная больница сконцентрировала на своих площадях необходимые высокопроизводительные диагностические и лечебные мощности. Из общественно значимых эффектов осуществленной реорганизации лечебной сети можно указать сокращение смертности населения районов на 11% и рост удовлетворенности качеством медицинской помощи на 10%, что объясняется дополнительной интенсификацией лечебно-диагностического процесса и профилактической работы. В ближайшие годы запланировано создание еще 3–4 аналогичных кластеров.
Модернизация отрасли
Проведена централизация ряда специализированных служб: кожно-венерологической, фтизиатрической, переливания крови. Одним из примеров эффективной модернизации отрасли является создание в области крупного офтальмологического центра. До 2012 года при необходимости осуществления сложного хирургического лечения офтальмологической патологии больные направлялись в федеральные клинические центры. Сегодня на собственной базе выполняется весь спектр хирургических вмешательств, количество которых выросло в полтора раза по сравнению с предыдущим периодом, при одновременном сокращении издержек на содержание профильной инфраструктуры, ранее представленной множеством разных по мощности и возможностям офтальмологических стационаров.
Современные технологии
Автоматизированная система электронной записи на прием к врачу, или «Электронная регистратура», внедрена в практику медицинских организаций области три года назад в рамках реализации региональной программы модернизации здравоохранения. Сегодня липецкая «Электронная регистратура» – это десятки поликлиник и больниц, функционирующих в едином информационном пространстве, и надежные каналы связи, обеспечивающие взаимодействие врачей и пациентов с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий. Всего развернуто около 200 мест записи (самозаписи) пациентов на прием к врачу. Кроме того, система позволяет записаться на прием через портал государственных и муниципальных услуг, единый городской кол-центр и специальное приложение в сети Интернет. На сегодняшний день в «Электронной регистратуре» зарегистрировано порядка 14 млн записей граждан, в т.ч. около 3 млн записей – в текущем году.
Автоматизированное управление потоками пациентов позволяет контролировать загруженность различных учреждений и отдельных специалистов, а также в случае необходимости направлять пациента в другую поликлинику. За счет внедренной системы повысилась доступность медицинской помощи, сократилось время ожидания приема врача.
Социальная поддержка медицинских работников
На территории области в 2013–2014 годах законодательно оформлен беспрецедентный пакет мер социальной поддержки медиков, нацеленный на поэтапное сокращение дефицита медицинских кадров в поликлиниках и больницах области. Указанные меры включают в себя выделение подъемных выпускникам медицинских вузов; предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья; выделение подъемных фельдшерам, акушеркам и медсестрам, трудоустроившимся в фельдшерско-акушерские пункты; предоставлениеежемесячных стипендий врачам-интернам и ординаторам, обучающимся в рамках целевого набора от Липецкой области. На выходе – областные законы о выделении подъемных фельдшерам, трудоустроившимся в службу скорой медицинской помощи, а также о предоставлении стипендий студентам-«целевикам» медицинских вузов.
Эффективное партнерство
С целью дальнейшего повышения качества и доступности медицинской помощи в здравоохранения области активно задействуются инструменты государственно-частного партнерства. В нашем регионе создаются условия для внедрения в практику концессионных соглашений, закрепляющих возможность многолетнего сотрудничества государственных учреждений здравоохранения и частных инвесторов. В Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов включены 16 негосударственных медицинских организаций. Расширенно внедряется аутсорсинг в сфере информационно-коммуникационных технологий, инженерно-внедренческих услуг по ремонту и обслуживанию медицинской техники, развитию инновационных энергосберегающих технологий, организации питания пациентов, вывозу и утилизации медицинских отходов, прачечных услуг, содержанию коммунального хозяйства учреждений здравоохранения. С участием частного капитала создается сеть нефродиализных центров, современный центр позитронно-эмиссионной томографии, лаборатория экстракорпорального оплодотворения. За счет такой организации медицинской помощи достигается сохранение необходимого уровня доступности медицинской помощи; рациональное перераспределение финансовых ресурсов; сокращение неэффективных расходов на приобретение медицинского оборудования и расходных материалов; сокращение административно-хозяйственного аппарата.
|
|
|