Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Лицом к пациенту | Издательский дом

Лицом к пациенту

 

Столичная амбулаторная служба сделала значительный шаг в своем развитии и теперь обладает современным оборудованием, применяет технологии, которые еще вчера были доступны только в стационарах

 

Главный врач ГБУЗ «Городская поликлиника № 2 Департамента здравоохранения города Москвы», кандидат медицинских наук Андрей Тяжельников 

 

 

- Андрей Александрович, на городскую поликлинику № 2 возложена огромная ответственность за здоровье населения проживающего в зоне вашей ответственности.

 

    - Да, и для повышения качества и доступности медицинской помощи  мы делаем многое. Городская поликлиника № 2 стала амбулаторно-поликлиническим объединением в 2012 г. Конечно, все здания и сооружения были построены раньше. Но как единая медицинская организация они стали функционировать два года назад. Сегодня наше объединение состоит из 5 лечебных учреждений, в которые вошли кардиологический диспансер № 2 (он стал головной поликлиникой) и городских поликлиник № 35, 61, 85, 208. Все они обслуживают население столичных районов: Нагорный, Северное Чертаново и Чертаново Центральное.  Соответственно организовано одно юридическое лицо, к которому прикреплено около 150 тысяч москвичей. Кроме того, в амбулаторно-поликлиническом объединении функционирует 3 женских консультации, хирургическое отделение, отделение неотложной помощи и вспомогательные подразделения.

  Безусловно, поликлиника выполняет все свойственные ей функции: занимается диагностикой, лечением, реабилитацией, выдает больничные листки, проводит экспертизу трудоспособности, медико-социальную экспертизу, ведет диспансерное наблюдение за больными, имеющими хронические заболевания, прежде всего - кардиологического, эндокринологического, неврологического профиля.   

- Программа модернизации здравоохранения позволила оснастить многие поликлиники современным оборудованием. Можно ли сказать, что городская поликлиника № 2 после этого вышла на качественно новый уровень диагностики?

   - Действительно, к нам поступило много отличной диагностической аппаратуры. Это и оборудование для ультразвуковой диагностики, компьютерный и магнитно-резонансный томографы, денситометр и многое - многое другое. Новое оборудование активно используется.

      В рамках развития стационарозамещающих технологий в объединении открыт один из самых крупных дневных стационаров в городе. Если посчитать койки во всех филиалах, то их насчитывается уже 150. Современное оборудование и профессионализм наших специалистов позволяет без госпитализации в стационар, проводить медицинскую терапию на самом высоком уровне.

    Сегодня оснащение позволяет в течение очень короткого времени, находясь в поликлинике, провести весь комплекс медицинских исследований, в том числе и с использованием сложного диагностического оборудования. Таким образом, у пациентов отпадает необходимость госпитализироваться.

   

- Вы сказали, что для диагностики используется дневной стационар...

 

   - Дело в том, что пожилым людям и тем, кто из-за болезни испытывает слабость, нужен определенный отдых между процедурами. В дневном стационаре такие пациенты получают необходимую передышку, консультацию врача и при необходимости адекватную лекарственную терапию. Это очень эффективно, когда больные не нуждаются в круглосуточном наблюдении. Экономится их время и средства ОМС.

 

- Существуют ли какие-нибудь проблемы у нового амбулаторного центра с прикрепленным населением?

 

   - Давайте вспомним, что в рамках закона «Об основах охраны здоровья граждан» и последующих приказов Минздрава России у пациентов есть право выбора медицинской организации. То есть москвичи, независимо от района проживания, могут прикрепиться к нашей поликлинике. Кроме того, значительное число людей привыкли лечиться у врачей, которым они доверяют. Безусловно, мы идем им на встречу и прикрепляем таких к своей поликлинике.

    Тем не менее, трудности, не скрою, были… Это связано, как и в других поликлиниках, с тем, что часть жителей столицы проживает в квартирах, в которых они не прописаны. Есть и группа населения,  предпочитающая не обращаться в городские поликлиники в принципе. В такой ситуации трудно понять, к какому лечебному учреждению  прикреплены эти люди. В какой-то мере эти проблемы помогла решить тотальная диспансеризация. По приказу Минздрава России ее проходят люди определенных возрастных групп. И мы активно приглашали их воспользоваться этой возможностью и проверить состояние своего здоровья. Мы работаем и в тесном контакте с общественными организациями инвалидов, ветеранов. Предлагаем их челнам пройти комплексное медицинское обследование.

 

- Городская поликлиника № 2 направила часть врачей на переподготовку. В этом была острая необходимость или всегда исходите из принципа: образование через всю жизнь?

 

   - Это один из перспективных путей развития амбулаторно-поликлинических учреждений. Они вернутся и приступят к работе в качестве врачей общей практики. Не секрет, что терапевты в нашей стране в какой-то мере утратили свою врачебную роль, если хотите функцию. Они стали некими специалистами, которые занимаются в значительной степени маршрутизацией пациентов, словно диспетчеры, отправляя их к узким специалистам.  На практике это выглядит не логично. Больного, у которого болит спина, участковый врач сразу записывает к неврологу. Когда на консультацию к нему приходит больной, жалующийся на боли в грудной клетке, его моментально перенаправляют к кардиологу или пульмонологу. Хотим мы этого или нет, но подобная практика приводит к увеличению сроков ожидания консультаций. В результате, многие проблемы, которые могли бы быть решены достаточно быстро, «зависают» на продолжительный период.

 

     Конечно, врач общей практики не должен замыкать на себя лечение сложных случаев, требующих, действительно, рекомендаций узких специалистов. Например, пациентов с тяжелым течением сахарного диабета, без всякого сомнения, необходимо направлять на консультацию к – эндокринологу. Или другая категория больных - с рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона, когда требуется подобрать им действенный препарат. Это должен сделать узкий специалист и двух мнений по этому поводу быть не может.

 

       Но в тех случаях, когда пациенты обращаются с проблемами, которые не требуют специальной компетенции, незачем сразу направлять больного на консультацию к коллегам.

    Понятно и другое. Чтобы вести таких пациентов, ВОП должен иметь широкую подготовку. Ему предстоит назначать и корректировать таким пациентам терапию, отслеживать качество выполненных исследований и анализов. Ситуация, которая была характерна ранее, когда на каждое заболевание со временем появлялся узкий специалист, не совсем правильная и разумная. Но она формировалась в течение долгих лет, учитывая, что подходы к здравоохранению были другие, действовал иной механизм финансирования.

 

       Еще совсем недавно деньги в поликлиники поступали из разных источников. А ОМС оплачивало каждое посещение врача по тарифу. Кс лову сказать, лечебное учреждение было заинтересовано в предоставлении пациенту как можно большего количества услуг. В условиях одноканального финансирования ему стало интересно совсем другое: в самые короткие сроки предоставить прикрепленному населению качественную медицинскую помощь. А не направлять его из учреждения в учреждение.

     К примеру, если лечение пациента в районной поликлинике не дало ожидаемых результатов, то его, чтобы уточнить диагноз, направляют в КДЦ. Там ему еще раз назначают скрининг, потому что врачи КДЦ не доверяют предыдущим результатам. И, кроме того, сам центр заинтересован в этом. Предположим, больному и дальше не повезло. Наступает время госпитализации в стационар. При этом схема остается прежней: при поступлении в больницу он проходит повторную диагностику. Проходит время. Пациента выписали из стационара, он возвращается в родную поликлинику. И его опять направляют на исследования. Ничего не поделаешь, лечебное учреждение заинтересовано в увеличении объемов медицинской помощи. К тому же, у каждого врача подспудно присутствует мысль, что исследование, проведенное специалистами, которых он лично не знает, будет наименее информативным.

 

    На самом деле, с точки зрения экономики и конкретного больного выгоднее сделать исследование качественно и всего один раз, поставить диагноз, назначить эффективное лечение. Вернуться к проведению повторного исследования только в том случае, если требуется оценить состояние больного в динамике. И врач общей практики в координации таких назначений будет играть ведущую роль.

 

- Андрей Александрович, на ваш взгляд, в условиях оптимизации сети лечебных учреждений не придется сокращать численность медицинского персонала и поликлиникам?

 

    -   С моей точки зрения, в нашей поликлинике это не произойдет. Лечебное учреждение будет трансформировано только в том случае, если москвичи выразят недовольство качеством, сроками проведения исследований, отношением к себе медицинского персонала и не захотят быть прикрепленными к конкретному ЛПУ.

   Хочу отметить, что серьезные полномочия сегодня возложены на главного врача. Он несет ответственность за то, как будет работать лечебное учреждение в условиях глобальной конкуренции, не только между государственными медицинскими организациями, но и частными клиниками. Это заставляет поликлинику оптимизировать свою деятельность таким образом, чтобы ее работа была максимально эффективной для пациентов. Не всем это по нраву. В какой-то мере, действительно, практикующий врач не должен думать, как лечебное учреждение зарабатывает деньги, его миссия - хорошо лечить больных. С одной стороны, с этим трудно не согласиться. Однако, с другой стороны, в ОМС есть ценный и правильный стимул. Главным источником дохода поликлиники становятся пациенты. Это многократно повышает уровень заинтересованности, клиентоориентированности, если хотите, лечебного учреждения. Давайте скажем честно, что раньше у многих медиков бытовало заблуждение, что заработная плата – заработной платой, пациенты – пациентами.

 

- Как вы считаете, должны ли быть поликлиники эффективными в финансовом плане и не помешает ли это доступности медицинской помощи?

 

   -  Безусловно, я как главный врач, уверен, что медицинское учреждение может быть экономически эффективным и сохранять при этом доступность медицинской помощи. Если бы я считал по-другому, то не работал в своей должности.

    Поликлиника крайне заинтересована в доступности медицинской помощи в условиях одноканального финансирования. Поскольку чем более комфортные условия для пациентов создаст медицинская организация, тем больше появится желающих воспользоваться ее услугами.

 

- На ваш взгляд, как идет перестройка столичного здравоохранения?

 

    - Для серьезных изменений нужны годы, нельзя их воплотить в жизнь в одночасье. Значительные изменения привнесли Программы развития и модернизации столичного здравоохранения.

       Как и многие передовые лечебные учреждения, мы сегодня серьезно занимаемся внедрением системы менеджмента качества. Медицинская помощь должна оказываться в соответствии со стандартами.

 

- Звучат предложения, чтобы столичные поликлиники работали до 22:00 и в выходные дни. Как вы относитесь к такого рода предложениям?

 

   - Я поддерживаю эти предложения. В силу понятных причин в городские поликлиники редко приходит работающее население. Зачастую ему трудно выбрать время даже для того, чтобы пройти диспансеризацию.

      В течение года мы работали и по субботам. Это давало свою отдачу. Работающие люди или больные с хроническими заболеваниями, обследование которых занимает больше времени, с удовольствием приходили на диспансеризацию в выходные дни.

      Могу с уверенностью сказать, что эту позицию разделяют и многие сотрудники поликлиники, которые хотят, чтобы лечебное учреждение развивалось. Сегодня не те времена, когда можно сидеть в тишине кабинета и рассчитывать на высокую заработную плату. Успешность и самодостаточность учреждения напрямую зависит от активной позиции руководства и сплоченного коллектива единомышленников-профессионалов, нацеленных на качественную и эффективную работу.

 

117556, г. Москва, ул. Фруктовая, д. 12

Тел./факс: (499) 317-00-54

E-mail: kd2@zdrav.mos.ru

www.mosgorzdrav.ru

 

    

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика