Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Специалисты экстра-класса | Издательский дом

Специалисты экстра-класса

 

Учебно-производственная практика – это небольшой по часам, но крайне важный раздел в обучении студентов, который позволяет сформировать полноценного врача, имеющего не только теоретические представления, но и разносторонние практические умения и навыки

 

Ректор ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор Сергей Кутепов

 

 

Не боюсь повториться и произнести шаблонные фразы: пополнение кадрового потенциала медицинской отрасли специалистами высокого уровня качества – основная миссия всех образовательных учреждений. При этом учебно-производственная практика – незаменимый фактор, позволяющий студентам, с одной стороны, в реальных условиях медицинских учреждений оценить свои профессиональные и человеческие возможности, окончательно определиться с выбором будущей специализации, а с другой – приобрести новые компетенции или дополнить уже имеющиеся знания, навыки и умения по профилю практики.

 

 

Учебно-производственная практика в УГМУ

 

Производственная практика – особый вид учебной работы студента, предусматриваемый государственными образовательными стандартами высшего образования по любой специальности подготовки либо направлению магистратуры.

 

Уральский государственный медицинский университет реализует 8 основных образовательных программ ВО, в процессе освоения которых студенты применяют полученные теоретические знания и совершенствуют практические навыки непосредственно в производственных условиях, обеспеченных необходимым кадровым и научно-практическим потенциалом и предопределяющих наличие видов деятельности обучающихся по конкретной специальности. Это социальные учреждения различной ведомственной принадлежности и социальной направленности, органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, профильные научно-исследовательские институты, аптеки, другие предприятия фармацевтической отрасли.

 

Вместе с тем почти восьмидесяти процентам выпускников медицинского вуза (специальности «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология», «медико-профилактическое дело») наряду с квалификацией «специалист» присваивается специальное звание «врач», что требует особого внимания к организации и проведению производственной практики в условиях клиник, лечебно-профилактических учреждений, НИИ медицинского профиля.

 

На первом этапе учебно-производственной практики студенты нашего вуза проходят обучение уходу за больными; на втором этапе начинается производственная практика студентов в качестве помощников младшего медицинского персонала, а дальше – помощников палатной и процедурной медицинской сестры. Достаточно часто у практикантов возникает вопрос о целесообразности данных видов практики: зачем врачу ставить внутримышечные инъекции, клизмы, мыть полы?.. Важно отметить, что одной из компетенций врача является организация работы младшего и среднего медицинского персонала. Если врач не будет знать, уметь и владеть необходимыми навыками, он не сможет оценить и проконтролировать работу медработников. Кроме того, в повседневной практике не всегда рядом с врачом находится средний или младший медицинский персонал, поэтому врачу в ряде ситуаций необходимо выполнять «не врачебные» манипуляции и процедуры.

 

На 4-м и 5-м курсах студенческая практика максимально приближена к работе врача: практиканты работают помощниками врача стационара и помощниками врача скорой и неотложной помощи. Студентам предоставлена возможность разносторонне изучить организацию работы отделения и отдельного врача, узнать особенности трудовой дисциплины в ЛПУ, улучшить свои теоретические и практические знания, реально оценить свои возможности по выбранной специализации, «примерить» ее на себя, то есть понять, насколько комфортно в ней будет работать в будущем (психологическая и физическая совместимость с профессией имеет очень большое значение при выборе специализации, а может повлиять и на смену профессии).

 

Крайне ценным является тесноесотрудничество медицинского университета и лечебно-профилактических учреждений. Например, на базе СОКБ № 1 в рамках проведения производственной практики «Помощник младшего медицинского персонала, палатной и процедурной медсестры» по инициативе руководства больницы были выделены площади для учебного кабинета, в котором можно было отработать на фантомах, муляжах, реальном оборудовании необходимые в рамках данной практики навыки.

 

Для продуктивного прохождения практики необходима современная и разноплановая материально-техническая база, позволяющая студентам в полном объеме овладеть необходимыми компетенциями. В этой связи кафедрам, ответственным за проведение производственной практики, мы рекомендуем пересмотреть фонд пособий, фантомов и муляжей. В нашем университете уже несколько лет функционирует учебно-научный центр «Практика», в котором обучающиеся могут овладеть достаточно большим перечнем практических навыков на современных тренажерах и фантомах. Кроме того, на базе УНЦ в этом году было проведено обучение преподавателей, ответственных за производственную практику 3-го и 5-го курсов, работе с тренажерами и фантомами.

 

Крайне интересной является организация обучающих семинаров для преподавателей по основным междисциплинарным вопросам неотложной терапии, использованию антибактериальных препаратов и прочим актуальным вопросам оказания медицинской помощи.

 

Особое значение при прохождении учебно-производственной практики уделяется воспитательной деятельности, и в первую очередь соблюдению принципов этики и деонтологии как при общении с преподавателями, так и в среде пациентов, в коллективе медицинского учреждения. Большинство студентов-практикантов о своей работе в лечебном учреждении получают положительные отзывы и от кураторов, и от пациентов. Тем не менее не всегда получается избежать конфликтных ситуаций.

 

Важной составляющей практики является проводимая студентами на клинических базах санитарно-просветительская работа: оформление стенгазет, раздаточного информационного материала, проведение пациентам мини-лекций профилактического характера. Интересен опыт медсестринской практики на базе ЦГБ № 6, где после профилактической беседы практикантов с больными инициативные студенты провели анкетирование этих больных по удовлетворенности проведенной беседой, а результаты анкетирования были приняты во внимание руководителем практики при выставлении баллов.

 

Обязательным условием для прохождения практики является выполнение учебно-исследовательской работы, вариантов которой достаточно много: написание рефератов, описание клинических ситуаций, рецензирование клинических ситуаций, проведение аналитической работы (по данным работы отделения или больницы) и прочее. По нашим наблюдениям, аналитическую работу в качестве УИРС выбирают чаще студенты младших курсов, на старших курсах более распространен вариант реферата. Кроме того, написание качественного литературного обзора по выбранной тематике требует от студентов умения искать информацию в различных источниках (не только русскоязычных), оценивать и анализировать полученный материал. Это трудоемкая и кропотливая работа, позволяющая расширить кругозор студента, а иногда и преподавателя. К сожалению, чаще всего студенты экономят, а правильнее сказать, впустую тратят свое время, скачивая из Интернета готовые работы. В связи с этим мы рекомендуем на кафедрах четко определять тематики и требования к написанию рефератов.

 

Образование сегодня немыслимо без доступа обучающихся и преподавателей к современным информационным ресурсам. Вся информация по производственной практике размещена на сайте educa.usma.ru: рабочие программы, учебно-методические пособия, прочая информация. Имея логин и пароль, любой студент нашего вуза, так же как и преподаватель, может ознакомиться с представленной там информацией.

 

 

Оценка персональной компетенции

 

Одним из нововведений в 2013 году при прохождении производственной практики на лечебно-профилактическом факультете стало заполнение сквозного журнала с целью оценки персональной компетенции. В журнале студент отмечает все самостоятельно выполненные практические навыки и увиденные, проанализированные клинические ситуации, а преподаватель в журнал заносит полученные баллы и оценки, а также краткую характеристику студента. При этом особое внимание при ведении журнала уделяется не формальности написания штампованных фраз, а вдумчивой оценке прохождения практики каждым студентом. Нововведение лечебно-профилактического факультета было признано удачным, и на центральной методической комиссии по производственной практике рекомендовано ведение сквозных журналов всеми факультетами вуза.

 

 

Качество образовательного процесса

 

Многое в обеспечении качества подготовки студентов зависит и от уровня профессиональной работы педагогических кадров. Преподавателям нужна поддержка и руководства вуза, и клинической базы, важна и моральная оценка коллег, обмен новыми идеями, чтобы молодым преподавателям была понятна степень оценки их подвижнического труда. С другой стороны, крайне важна стандартизация и единообразие требований к студентам при прохождении ими учебно-производственной практики. С этой целью в 2013/14 учебном году выполнение практических навыков на базе УНЦ «Практика» постепенно приводится к единым стандартам и протоколам, что позволит облегчить выполнение навыков студентами и контроль за их выполнением со стороны преподавателей.

 

Учебно-производственная практика в вузе является не отдельно взятым блоком, а лишь продолжением и закреплением знаний, умений и навыков, получаемых на практических занятий в семестрах. Поэтому крайне важна преемственность и непрерывность практической подготовки наших студентов.

 

В нашей работе мы получаем опыт не только своих побед, но и ошибок. Главное – двигаться вперед, совершенствовать то, что можно улучшить, находить новые пути развития. Медицинская практика в связи с постоянно совершенствующимися технологиями требует подготовки специалистов экстра-класса, врачей, которые спокойно могут выполнять свои профессиональные обязанности и владеют всеми необходимыми для этого компетенциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика