Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Мотивация выбора профессии медицинского работника | Издательский дом

Мотивация выбора профессии медицинского работника

 

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

В.А. Сухомлинский

 

Директор ГБОУ СПО г. Москвы «Медицинское училище № 21 Департамента здравоохранения города Москвы» Игорь Кизликов

 

 

Существует мнение, что хороший медик – это подарок неба, он как айсберг, у которого подводная часть (душа, душевность) больше и тяжелее, чем видимая поверхность (наука). Первым при появлении на свет новорожденный видит медицинского работника, который и сопровождает его всю жизнь, вплоть до последнего вздоха. В народе говорят, что медиком надо родиться. Нужна особая душевная склонность. Видимо, это правда.

 

Профессия медика является самой благородной из всех, ведь ее предназначение – дарить людям жизнь и здоровье. Это очень непростая задача, особенно сейчас, когда груз повседневных забот не всегда позволяет людям подумать о своем здоровье, а в самой медицине существует еще много нерешенных проблем. Но, несмотря ни на что, в будни и в праздники, в холод и в жару, рискуя здоровьем, а порой и жизнью, медики продолжают делать не всегда благодарную, но очень нужную для людей работу. Труд медицинской сестры нелегок, но всегда почетен. Ведь он несет обществу самое ценное – здоровье человека, его активную жизнь.

 

 

Не нарушая традиций

 

Педагогический коллектив медицинского училища № 21 всегда помнит о высокой ответственности за подготовку высокопрофессиональных кадров для системы лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения Москвы.

 

На протяжении многих лет наше училище готовит кадры для здравоохранения. Оно имеет богатую историю, которой мы гордимся. В октябре 1882 года братья Бахрушины пожертвовали 450 тысяч рублей московскому городскому голове на строительство больницы. К осени 1887 года была построена больница на 200 кроватей – Бахрушинская больница для страдающих неизлечимыми болезнями.

 

По решению городской думы в 1911 году Бахрушинская больница стала учебной базой Высших медицинских курсов по госпитальной хирургии и терапии, а с 1923 года переименована в школу медицинских сестер при городской клинической больнице № 33 имени профессора А.А. Остроумова.

С 1935 года училищу было выделено отдельное здание, в котором сейчас и располагается ГБОУ СПО МУ № 21 ДЗМ. В 1954 году школа медицинских сестер переименована в медицинское училище № 21.

Педагоги училища понимают, что выбор профессии начинается задолго до того момента, когда абитуриент приходит поступать в наше учебное заведение.

 

Поэтому одной из форм работы является профориентационная работа с учениками школ Восточного округа. Мы предлагаем на безвозмездной основе проведение лекций по медицинской тематике в образовательных учреждениях НПО.

 

Ежегодно наши студенты под руководством преподавателей проводят мастер-классы для школьников с показом основных манипуляций сестринского дела на образовательных выставках в выставочных комплексах «Сокольники», «Гостиный двор».

 

Агитбригада училища с удовольствием проводит работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, формированию навыков оказания первой медицинской помощи в экстремальных обстоятельствах.

Выбор профессии, связанной с медициной, – очень важный шаг в жизни человека. Как определить направленность и склонность к профессии, как понять свою способность к самопожертвованию ежесекундно – вот та нелегкая задача, которую ставит перед собой педагогический коллектив нашего училища.

 

 

Осознанность выбора

 

Проводя текущие практические занятия, читая лекции, работая со студентами на заседаниях научных кружков, мы всегда задумываемся о том, как повысить мотивацию к приобретению профессии. Как показать все плюсы и минусы этой специальности, чтобы выбор студента был четким, осознанным и выпускник после окончания училища был убежден в правильности сделанного выбора и полон желания приложить полученные знания на пользу пациенту.

 

Значительную помощь в реализации наших проектов оказывает Департамент здравоохранения г. Москвы, который является учредителем нашего училища. Он не только курирует работу по профориентированию студентов, но и гарантирует трудоустройство в систему ЛПУ Департамента здравоохранения Москвы.

 

Хочется сказать слова благодарности заместителю руководителя Департамента здравоохранения Москвы Татьяне Радиковне Мухтасаровой и начальнику отдела управления правового обеспечения и кадровой политики Ирине Евгеньевне Сокоревой, которые оказывают большое содействие, понимание и поддержку в профориентационной работе нашему педагогическому коллективу и студентам.

Одним из основных факторов успешного обучения профессии является формирование мотивации к ее выбору. Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910). По мнению К.К. Платонова, мотивация – это совокупность мотивов. М.Ш. Магомед-Эминов определял мотивацию как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность

.

Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы:

·                   мотивы трудовой деятельности;

·                   мотивы выбора профессии;

·                   мотивы выбора места работы.

 

Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).

 

Первая группа причин, побуждающих к выбору трудовой (профессиональной) деятельности – осознание необходимости приносить пользу обществу, желание оказывать помощь другим людям (в лечении больных, в защите своего отечества и т.д.).

 

Вторая группа – получение определенных материальных благ для себя и семьи: зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.

Третья группа – удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.

 

Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности:

·                   общественный престиж (мода, материальное благополучие);

·                   интерес (нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный увиденным фильмом, телепередачей). Бывает, что такой выбор, основанный на чисто внешнем впечатлении или подкрепленный советами родителей, друзей, оказывается удачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается, и остаются «суровые будни», к которым человек не готов ни морально, ни физически.

 

Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека.

Исследователи, занимающиеся вопросами мотивации, отмечают, что при поступлении в новое учебное заведение у студентов мотивация определяется главным образом новой социальной ролью. Но она не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. Поэтому формирование мотивов, придающих учебе значимый смысл, является одной из главных задач преподавателя. Педагоги и психологи выделяют роль положительной мотивации к учению в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями.

 

В исследовании данной темы мы решили задействовать студентов с 1-го по 4-й курс, это позволило нам понять, на каком из этапов обучения интерес к приобретению профессии усиливался и когда он снижался.

При выявлении основных мотивов при поступлении в училище и оценке адекватности выбора профессии студентами были получены следующие результаты.

Среди студентов отделения «Сестринское дело» 1-го курса в 2012–2013 учебном году адекватный выбор профессии с нацеленностью студентов на получение знаний и овладение профессией был сделан в 84% случаев. Неадекватный выбор профессии или нацеленность студентов только на получение диплома присутствовали в 16% случаев. При повторном исследовании тех же студентов спустя 1 год учебы было выявлено, что количество студентов, сделавших адекватный выбор, увеличилось на 7%.

 

При исследовании мотивов выбора медицинской специальности большинство студентов дали следующие ответы: «Возможность заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких», «Желание лечить людей и облегчать страдания тяжелобольных, стариков и детей». Хотелось бы отметить как положительный факт, что в целом по училищу такие мотивы профессионального выбора, как материальная заинтересованность, доступность медикаментов, возможность влиять на других людей, студенты выбирали редко.

 

На протяжении всего периода обучения педагогический коллектив училища ставит перед собой задачи, направленные на повышение мотивации студента к приобретению будущей профессии. Наиболее яркими мероприятиями являются:

·                   организация и проведение конкурса «Лучший студент 1, 2, 3-го курсов»;

·                   учебно-исследовательская работа студентов с ежегодной тематикой по особо важным направлениям в медицине;

·                   экскурсии на кафедры нормальной анатомии и гистологии ММА им. Сеченова;

·                   презентации общемедицинских и клинических дисциплин для студентов 1-го курса;

·                   проведение тематических классных часов и общеучилищных мероприятий по актуальным вопросам медицины;

·                   проведение предметных олимпиад по общемедицинским дисциплинам;

·                   включение в перечень вариативных занятий дисциплин медицинской направленности «Актуальные вопросы медицины», «Диабет-школа»;

·                   проведение кружковых занятий и общеучилищной научно-исследовательской конференции студентов по результатам учебного года;

·                   проведение анкетирования студентов по вопросам качества преподавания медицинских дисциплин, актуальности тематики в выборе факультативных занятий;

·                   проведение встреч выпускников училища с работодателями в рамках общегородского конкурса «Ярмарка вакансий»;

·                   многочисленные тестирования и тренинги с педагогом-психологом.

 

 

Система рейтинговой оценки

 

В течение последних 10 лет положительно зарекомендовала себя система рейтинговой оценки учебной и общественной деятельности студента на протяжении периода обучения. Принцип данного исследования заключается в суммировании средних баллов успеваемости и активности участия в общественной жизни студента. Рейтинги составляются по результатам каждого семестра и доводятся до сведения студентов. Данные рейтинга имеют большое значение при выдаче направлений для поступления выпускников в РГМУ.

 

Данные рейтинга исключают варианты личной заинтересованности преподавателей в выдаче рекомендаций для поступления и делают эту процедуру прозрачной и понятной для всех студентов училища.

В ходе анкетирования студентов о внеаудиторных мероприятиях, повышающих интерес к обучению в Московском медицинском училище № 21, были получены следующие результаты:

 

– лучший студент курса – 58%;

– презентация медицинских дисциплин – 31%;

– проведение научной студенческой конференции – 17%;

– конкурсы профессионального мастерства – 15%;

– различные экскурсии – 11%;

– работа студенческих научных кружков – 11%;

– экскурсии в ЛПУ– 6%;

– экскурсии на кафедры вузов – 6%;

– походы, экскурсии – 1%;

– КВН – 0,5%;

– проведение вечеров, дискотек – 0,5%;

– беседы о будущей профессии – 0,5%;

– тренинги с психологом.

 

Среди особенностей учебного процесса, повышающих интерес к выбранной специальности, большинство студентов отметили изучение специальных дисциплин и учебно-производственную практику.

 

В течение нескольких лет студенты отделения «Сестринское дело» свою первую учебно-производственную практику проходят на базе городской клинической больницы № 14 имени В.Г. Короленко. Мы попросили описать впечатление о производственной (профессиональной) практике. Ответы распределились следующим образом:

·                   хорошее, интересно, понравилось – 94%;

·                   не плохо, нормально, удовлетворительно – 5,5%;

·                   понял, что профессия не моя – 0,5%.

 

На 4-м курсе нами проводится анкетирование выпускников. Основные вопросы были о планах на будущее, о недостатках, замечаниях, пожеланиях коллективу училища.

Результаты:

·                   планирую работать по специальности – 85%;

·                   хочу поступать в вуз – 12%;

·                   не определился – 3%.

 

 

Расставляя акценты

 

По результатам проведенного нами исследования мотивации выбора профессии можно сделать следующие выводы:

1.          Большинство студентов училища сделали адекватный выбор профессии.

2.          Большинство студентов поступили в училище потому, что им нравится будущая профессия.

3.          В качестве мотива выбора медицинской специальности у большинства студентов выступила возможность заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких, а также желание лечить людей и облегчать страдания тяжелобольных, людей пожилого и старческого возраста и детей.

4.          Чаще всего студенты идут в училище с желанием.

5.          Большинство студентов оценивают свои отношения с преподавателями как благоприятные, способствующие взаимопониманию и установлению сотрудничества.

6.          Из внеаудиторных мероприятий, повышающих интерес к обучению в колледже, наибольший интерес вызывает конкурс «Лучший студент курса». Также были отмечены презентации медицинских дисциплин и проведение научной студенческой конференции.

7.          Впечатления студентов при прохождении производственной практики оказались положительными.

8.          Для повышения мотивации к профессии необходимо с 1-го курса включать вариативные занятия по общемедицинским дисциплинам, проводить презентации медицинских дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика