Совершенствование системы санаторно-курортного лечения в Российской Федерации
Заместитель генерального директора ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России», главный внештатный специалист Минздрава России по санаторно-курортному лечению, профессор Наталья Корчажкина
Санаторно-курортное лечение является особым видом медицинской помощи, основанной на преимущественном использовании природных лечебных ресурсов в целях профилактики, лечения и реабилитации. Особую значимость оно приобретает в связи с формированием новой трехуровневой модели организации здравоохранения в Российской Федерации, направленной на предупреждение, своевременное выявление заболеваний, а также лечение с применением современных высокотехнологичных способов.
Например, в 2010 году в структуре болезней как среди всего населения, так и среди детей в возрасте от 0 до 14 лет первое место занимали болезни органов дыхания. Вместе с тем регулярное профилактическое санаторно-курортное лечение таких болезней позволяет достичь устойчивой ремиссии заболевания, что приводит к существенному снижению заболеваемости, смертности и к увеличению продолжительности жизни значительного числа граждан Российской Федерации.
Наблюдается рост показателей заболеваемости злокачественными новообразованиями всего населения в динамике с 2008 года. Вместе с тем такие больные нуждаются не только в лечении осложнений, связанных с основным заболеванием и последствиями специального лечения (радиотерапия, химиотерапия), но и в дополнительном общеукрепляющем лечении сопутствующих заболеваний в условиях санатория. Вместе с тем в стране отсутствуют специализированные койки, позволяющие оказывать помощь таким больным.
Все это требует существенного пересмотра системы санаторно-курортного лечения граждан Российской Федерации, сформировавшейся в советский период и исчерпавшей себя по ряду причин. Во-первых, отделение крупных лечебно-оздоровительных местностей и курортов в составе бывших союзных республик (основные курортные зоны на Балтике, в Карпатах, в Крыму, на Черноморском, Азовском побережье и в Закавказье) сделало несостоятельной сложившуюся методологию распределения пациентов с учетом профильных для лечения природных факторов.
Во-вторых, существенный технологический прогресс в сфере медицинских технологий, основанный на использовании природных и преформированных физических факторов, сделал возможным оказывать практически любое воздействие, необходимое в рамках лечения. В-третьих, качество предоставляемых услуг санаторно-курортной помощи не может не зависеть от технологической базы организаций соответствующего профиля. Несмотря на то что в последние годы была проведена работа по модернизации санаторно-курортных учреждений, все еще отмечается острый недостаток оснащенных современным бальнеотехническим оборудованием большинства санаториев, находящихся в ведении Минздрава России.
В соответствии с концепцией дальнейшего развития системы отечественного здравоохранения до 2025 года важным направлением является возрождение медицинской профилактики, реабилитации и совершенствование санаторно-курортной помощи. Особое место в решении этих проблем занимает санаторно-курортное лечение, представляющее собой уникальный ресурс, позволяющий обеспечить долечивание и медицинскую реабилитацию больных после специализированной медицинской помощи.
Современная система санаторно-курортного лечения в Российской Федерации представлена 1958 санаторно-курортными организациями различного типа, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности. Коечная мощность санаторно-курортных учреждений в Российской Федерации по федеральным округам приведена в таблице 1.
Таблица 1 Коечная мощность санаторно-курортных учреждений Российской Федерации
Вместе с тем количество санаторно-курортных учреждений из года в год продолжает снижаться. Закономерно за последние пять лет уменьшилось на 381,1 тысячи человек число взрослых граждан РФ, получивших санаторно-курортное лечение в санаториях на территории России, в основном на территории Центрального (-130,1 тысячи человек), Приволжского (-114,9 тысячи человек) и Уральского (-48,6 тысячи человек) федеральных округов. Кроме того, обращает на себя внимание нерациональное использование коечного фонда. Фактическая работа санаторно-курортной койки в федеральных округах и по Российской Федерации в целом составляет 215–253 дня в отличие от нормативных 320–350 дней. Современная система организации санаторно-курортного лечения в Российской Федерации представлена санаторно-курортными организациями различной формы собственности, различной ведомственной принадлежности, финансируемыми из разных источников, функционирующими не по территориально-административному принципу, неравномерно расположенными на территории Российской Федерации вследствие базирования на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, не обладающими однотипными природными лечебными ресурсами, имеющими недостаточную материально-техническую оснащенность и дефицит кадров.
Данные закономерности ведут к низкой доступности санаторно-курортного лечения для населения ,и как следствие, к отсутствию этапности оказания медицинской помощи. Финансовое обеспечение санаторно-курортного лечения на территории Российской Федерации осуществляется из 6 источников: федеральный бюджет, региональные бюджеты, средства фонда обязательного социального страхования, средства организаций, личные средства граждан, средства госкорпораций.
Обязательства государства по оказанию санаторно-курортного лечения гражданам Российской Федерации выполняются за счет: · бюджетных ассигнований федерального бюджета при наличии медицинских показаний на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и оказание государственных услуг федеральными органами исполнительной власти по социально-курортному лечению определенных категорий граждан; · ассигнований, предусмотренных бюджетом ФСС РФ: это оплата расходов на осуществление медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, застрахованным лицам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе после оказания стационарной либо амбулаторно-поликлинической помощи в период временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем до востребования трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности, и оплата расходов за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, санитарно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Следует отметить, что процент удовлетворения заявок на санаторно-курортное лечение льготных категорий граждан не превышает 60%, что, несомненно, имеет негативное социальное значение. Все это обуславливает необходимость изменения организационной структуры санаторно-курортной службы в Российской Федерации. Детальные предложения по развитию санаторно-курортной отрасли в рамках Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации, разработанные совместно с ведущими специалистами Минздрава России и Федерального медико-биологического агентства, представлены в Министерство здравоохранения РФ. Подпрограмма 2 «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе для детей» Государственной программы развития здравоохранения предусматривает два этапа: Iэтап – 2013–2015 годы, IIэтап – 2016–2020 годы. Ресурсное обеспечение за счет средств федерального бюджета в 2013–2015 годах – 32 423 852,9 тысячи рублей. В результате целевой индикатор (охват пациентов санаторно-курортным лечением) возрастет не менее чем до 45% к 2020 году (2011 – 3,5%, 2012 – 6%). Разработчиками являются: Департамент организации медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России, ФГБУ «ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна», ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии Минздрава России», ФГУ «Пятигорский государственный научно-исследовательский институт курортологии» ФМБА России, ФГУ «Томский научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии» ФМБА России.
Можно выделить следующие основные направления модернизации системы санаторно-курортного лечения: · Повышение доступности санаторно-курортного лечения. Данный этап включает разработку современных научно обоснованных показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения взрослых и детей; разработку и внедрение порядка организации и стандартов санаторно-курортного лечения. · Оптимизация деятельности, реструктуризация санаторно-курортных организаций РФ. В рамках этого этапа необходимо определить потребность в санаторно-курортном лечении согласно заболеваемости взрослого и детского населения России; провести актуализацию профилей санаториев в соответствии с типом (профилем) курортов, на которых они расположены; перепрофилизацию коек в зависимости от потребности при наличии соответствующих природных лечебных ресурсов. · Обеспечение санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан в рамках оказания государственной социальной помощи. В рамках данного этапа необходимо обеспечение санаторно-курортным лечением при наличии медицинских показаний граждан – получение набора социальных услуг в целях профилактики основных заболеваний. Необходимо провести изменение методики определения размера средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование услуг по санаторно-курортному лечению льготных категорий граждан; запланировать ритмичное финансирование средств ФСС РФ и субъектам РФ в рамках переданных полномочий; произвести сокращение длительности проведения процедур выбора санаторно-курортной организации; разработать четкие стандарты санаторно-курортного лечения.
· Обеспечение санаторно-курортным лечением застрахованных граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Необходима реабилитация в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, застрахованным лицам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе оказание стационарной либо амбулаторно-поликлинической помощи в период временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности; санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. · Обеспечение санаторно-курортным лечением пациентов с социально значимыми заболеваниями (туберкулез, дети с онкогематологическими заболеваниями). · Развитие реабилитационного этапа санаторно-курортного лечения (формирование государственного заказа на санаторно-курортный этап медицинской реабилитации пациентов после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи для СКО разных форм собственности; повышение санаторно-курортного лечения в федеральных СКУ Минздрава России после специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. Здесь основной проблемой является значительная нехватка коечного фонда для обеспечения санаторно-курортного этапа после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи. · Объективизация статистического наблюдения. · Совершенствование кадровой политики. Необходимо провести изменение штатных расписаний санаторно-курортных организаций с увеличением числа специалистов по физиотерапии, лечебной физкультуре, медицинской реабилитации, повышать квалификацию врачей-специалистов; усилить мотивационное звено. Принято решение о проведении совещания с членами профильной комиссии по санаторно-курортному лечению с целью разработки программы по тематическому усовершенствованию для врачей и среднего медицинского персонала по новейшим технологиям санаторно-курортного лечения для 3-го этапа реабилитации. Проект программы подготовлен, разработана отдельная программа и для среднего медицинского персонала.
· Сохранение курортов и лечебно-оздоровительных местностей, природных лечебных ресурсов. При этом нужно сохранить статус курортов и лечебно-оздоровительных местностей как особо охраняемых природных территорий; привести статус курортов в соответствие с действующим законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах; провести актуализацию округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов. Основными направлениями совершенствования санаторно-курортной службы являются развитие государственно-частного партнерства в санаторно-курортной отрасли в регионах в рамках функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа по направлениям; внедрение «высоких технологий здоровья» в сочетании с рекреационными и санаторно-курортными услугами, что будет способствовать расширению форм и типов функционирующих санаторно-курортных объектов в регионах; совершенствование организационной структуры санаторно-курортной службы в регионе посредством образования санаторно-курортных кластеров.
|
|