Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Будущее - за симуляционными центрами | Издательский дом

Будущее - за симуляционными центрами

 

Министр здравоохранения России посетила учебную виртуальную клинику Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова

 

Министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова

 

 

Симуляционный коучинг-центр – аналог многофункциональной клиники. Отработка навыков на виртуальных симуляторах, на тренажерах «живой эндоскопии» на нативных тканях, затем – на экспериментальных животных и только после успешного освоения всех этапов получение специалистом допуска в операционную к больному – правильный путь. Причем на каждом этапе обучения критерием должно служить не просто удачное освоение навыка, но и его неоднократное повторение и наработка с ним определенного количества часов. Лишь после этого студент сможет перейти на новый уровень обучения. Так и происходит в «Первом меде». Если студент допускает серьезную ошибку, компьютерная программа останавливается и выдает подробный отчет, предлагая попробовать еще раз. Подобное обучение в виртуальной операционной очень значимо. Как показывает статистка, прошедшие такую школу молодые врачи в два раза реже совершают ошибки во время реальных вмешательств.

 

За такими клинками будущее. «Первый мед» подает хороший пример другим вузам, создав одну из лучших виртуальных клиник. Конечно, всего в медицинских вузах сегодня функционирует более 25 тренажерных и симуляционных центров. Но только 14 из них – высокого квалификационного уровня. И министерство будет помогать существующим центрам развиваться до уровня, который уже достигнут в «Первом меде».

 

 

Подготовка профессиональных кадров

 

Все студенты клинических факультетов должны в будущем проходить отработку практических навыков на таких тренажерах, сдавать, зачеты и экзамены, используя их. Специальные компьютерные программы абсолютно объективно оценят уровень подготовки специалистов, их возможности выполнить сложную операцию. Мы надеемся, что подобные симуляционные центры будут мощным вкладом в подготовку знающих, высококвалифицированных врачей.

В настоящее время более 3000 преподавателей вузов уже прошли переподготовку и повысили свою квалификацию. Первыми это сделали педагоги фундаментальных базовых кафедр, то есть преподающие такие важные дисциплины современной биомедицины, как молекулярная биология, молекулярная физиология, молекулярная генетика, биоинформатика и т.д. И в настоящее время идет процесс переподготовки, но уже по выпускающим направлениям – терапии и педиатрии. Переподготовка – это не кампания, а постоянная работа ведущих вузов, ведущих кафедр, в том числе классических университетов. Ряд занятий проходит в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Но для того, чтобы оценить результаты, нам придется немного подождать.

 

 

Симуляционные центры

 

В прошлом году было открыто 7 симуляционных центров, не только в вузах, но и в ведущих медицинских центрах. При этом несколько из них предназначены для тренинга в акушерстве и неонатологии, в том числе неонатальной реанимации, что очень важно. Они были сертифицированы международным сообществом. И в рамках G8 Мускокской инициативы эти центры стали базой для подготовки специалистов из развивающихся стран. В этом году открываются дополнительно еще 7 таких центров. Кроме того, в программе развития здравоохранения заложена отдельная подпрограмма развития симуляционных центров во всех медицинских вузах страны. Министерство здравоохранения Российской Федерации будет стремиться, чтобы доступ к подобным технологиям имели все студенты. При последипломном обучении и дополнительном медицинском образовании необходимо предусмотреть повторные курсы, которые должны проходить с использованием таких тренажеров.

 

 

Аккредитация медицинских работников

 

С 2016 года планируется перейти на аккредитацию медицинских работников. Каждый врач будет иметь индивидуальный лист допусков к конкретным видам медицинской деятельности, в том числе ко всем манипуляциям. И для продления аккредитационного листа ему придется подтверждать свои навыки. А это лучше сделать, используя такие высококлассные компьютеризированные тренажеры со специальными обучающими программами, оценивающими качество выполнения навыков.

 

 

Вопросы финансирования

 

На создание симуляционных центров в бюджете уже ежегодно заложены деньги до 2020 года. Поэтому за этот период все вузы обязательно должны войти в эту программу.

 

Конечно, вопросы финансирования здравоохранения сегодня непростые. Мы работаем и с председателем Совета ректоров медицинских вузов, и с председателем УМО, чтобы привести достаточно убедительные доводы, для того чтобы приостановить снижение федерального финансирования наряду с увеличением финансирования ОМС. Нам бы хотелось сохранить высокий образовательный и научный потенциал российской медицины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика