Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: Появится ли новый целевой проект – развитие санавиации? | Издательский дом

Появится ли новый целевой проект – развитие санавиации?

 

Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев

 

 

Проблем в здравоохранении хватает, несмотря на целый ряд решений, которые были приняты в последнее время. Эти проблемы следует открыто, конструктивно, в дружеском ключе обсуждать со всеми: не только с экспертным сообществом, хотя это важно, но и просто с гражданами, с нашим гражданским обществом, для того чтобы те преобразования в здравоохранении, которые идут, были понятны людям.

 

На заседании Правительства России 17 октября была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в 2014–2016 годах. Эти гарантии предусматривают равный доступ к услугам здравоохранения. Но что такое равный доступ? Это не просто набор принципов, а физические возможности получить медицинскую услугу в самых разных местах нашей очень сложной страны. Для России эта тема крайне актуальная, как и для целого ряда других государств. Дело в том, что во многих регионах отмечается крайне низкая плотность населения. Если требуется экстренная медицинская помощь, медикам приходится добираться очень далеко до больного на самых разных транспортных средствах. Я уже не говорю о том, что профилактика в таком случае становится очень трудной задачей.

 

Для решения этой проблемы региональными программами развития здравоохранения на 2012–2020 годы предусмотрена организация более чем 200 передвижных врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов. Сейчас в России работает 27 передвижных центров здоровья (это приблизительно пятая часть от того, что нужно), 43 передвижные врачебные амбулатории (это приблизительно треть от того, сколько необходимо) и 22 передвижных ФАПа (шестая часть от того, что требуется). Поэтому работы в этом плане еще много.

 

Медики все шире используют специализированные машины. Это и маршрутные автобусы для доставки пациентов в поликлиники, и машины, и «теплоходы здоровья», и «поезда здоровья». Нам нужно учитывать весь международный опыт организации процесса доставки людей санитарным транспортом, не только наш собственный, но и иностранный. В больших городах санитарная авиация помогает быстрее оказать медицинскую помощь, включая высокотехнологичную – это доставка вертолетами.

 

Санавиация может серьезно повлиять на доступность медицинской помощи. Всего на поддержку региональной авиации мы запланировали в этом году израсходовать более 12 млрд рублей, включая, правда, развитие и сети малых аэродромов. Деньги значительные, но еще не такие, какие нужны. Тем не менее отрасли будет оказана поддержка, в том числе субсидиями из бюджета, которые компенсируют авиакомпаниям расходы на покупку самолетов, вертолетов или на приобретение их в лизинг. Если установить на них специальное медицинское оборудование, эти воздушные суда можно было бы использовать и в санитарной авиации. В советский период система санитарной авиации действовала и приносила пользу. Не потеряла она своей актуальности и сегодня.

 

В условиях плотного транспортного потока экстренная медицинская помощь, особенно при ДТП, к сожалению, тоже осуществляется не так быстро, как нам хотелось бы. Поэтому наша задача – приближать медицинские средства и соответствующие центры по оказанию медицинских услуг к наиболее оживленным, наиболее трудным местам для оказания неотложной помощи, для оказания экстренной медицинской помощи в течение максимально короткого времени, в пределах того, что принято называть «золотым часом», во всяком случае, стремиться к этому.

 

Другое направление работы – это дистанционное консультирование, использование телемедицинских консультаций. Для того чтобы добраться из одного места в другое, даже в мегаполисах иногда тратятся часы. Совершенно по-другому все будет, когда врачи смогут быстро связаться друг с другом, посмотреть снимок, выработать тактику лечения, быстро принять решение. По видеосвязи можно не только проводить какие-то локальные консультации, что на самом деле очень важно, но и организовывать консилиумы, проводить всевозможные медицинские семинары. Поэтому регионам крайне важно развивать инфраструктуру высокоскоростной связи. И на заседании Правительства России с приглашенными губернаторами недавно шел разговор о необходимости дальнейших шагов по преодолению так называемого цифрового неравенства. В нашей стране цифровое неравенство – это не только возможность получить информацию в компьютере, но и вопрос жизни, именно из-за расстояний, которые в нашей стране существуют. Этот вопрос требует совместных усилий Правительства России и властей субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика