Журнал: "Медицина целевые проекты" статья: В Подмосковье будет выстроена трехуровневая система оказания помощи | Издательский дом

В Подмосковье будет выстроена трехуровневая система оказания помощи

 

Новая команда и.о. губернатора Московской области Андрея Воробьева обещает, что в здравоохранении региона произойдут масштабные перемены. Речь, безусловно, идет об организационных, экономических, финансовых и управленческих мерах, позитивно влияющих на систему охраны здоровья населения. Что несут они людям, обычным рядовым пациентам, вынужденным обращаться к врачам? Смогут ли медики шаг за шагом повысить качество медицинской помощи, внедрять все более современные технологии диагностики и лечения, добиваться их доступности?

 

Министр здравоохранения Московской области Нина Суслонова

 

 

Нина Владимировна, скоро исполнится полгода, как вы вступили в должность министра здравоохранения. Как вы считаете, чем отличается медицина Подмосковья от других территорий?

 

– Прежде всего, это один из крупнейших и густонаселенных регионов России. Численность населения Московской области свыше 7 млн человек, в том числе более миллиона (18,6%) проживает в сельской местности. Прибавьте сюда постоянно проживающих в загородных домах жителей, зарегистрированных в Москве. Так что в летний период население области увеличивается более чем на 3,5 млн. Отсюда плотность населения – 158,9 человека на квадратный километр. Кроме того, ежегодно официально регистрируются не менее 1 млн мигрантов, и число их (по некоторым данным) колеблется, достигая 3 млн. Большая часть приезжих проживает на прилегающих к Москве территориях.

 

Между тем около 3 млн жителей Подмосковья ежедневно преодолевают многокилометровые пробки, 2–3 часа едут в электричках до места работы и обратно (так называемая «маятниковая миграция») – это еще одна из особенностей региона. Это влияет и на здоровье, ведет к развитию синдрома хронической усталости и, как следствие, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний нервной системы.

 

При этом основными причинами смерти жителей области на протяжении ряда лет остаются: болезни системы кровообращения (60,2%), новообразования (14), травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (8,5). И хотя ожидаемая продолжительность жизни за 5 лет увеличилась на 1,6 года (с 67,8 в 2008 году до 69,4 в 2012-м), но этого недостаточно. Ежегодно увеличивается общая заболеваемость населения. Скорее всего, отрицательная динамика свидетельствует о том, что сохраняется низкая мотивация населения к соблюдению здорового образа жизни. Из причин можно назвать следующие: низкая активность, высокая приверженность вредным привычкам, нерациональное, несбалансированное питание, несвоевременное обращение за медицинской помощью, недостаточная работа первичного звена здравоохранения. Близость мегаполиса обуславливает значительный отток кадров: 44 тысячи медицинских работников, проживающих в области, работают в клиниках Москвы.

 

Губернатор Московской области Андрей Воробьев поставил задачу: создать привлекательные условия для специалистов в подмосковных учреждениях. Чтобы они возвращались работать в свою местность, а не отправлялись на заработки за десятки километров от дома.

 

– Как вы оцениваете реструктуризацию системы оказания медицинской помощи, которая проводилась в Подмосковье в течение ряда лет?

 

– Нельзя отвергать то, что было сделано ранее. Тем более определенные подвижки все-таки произошли. Следствием их явились: уменьшение количества юридических лиц, не повлекшее ликвидацию или закрытие лечебных учреждений; переориентация оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено с сокращением случаев необоснованных госпитализаций в стационар (круглосуточный коечный фонд сократился на 15,75%, в то же время увеличилась мощность дневных стационаров и составила 9,1 тысячи коек, из них в поликлиниках – 50%); перепрофилирование маломощных участковых больниц в амбулатории с койками дневного стационара либо перевод их в больницы (отделения) сестринского ухода. Но сказать, что все поставленные задачи реструктуризация решила, к сожалению, нельзя. Она будет продолжаться и дальше.

 

– Кода в Подмосковье может быть сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи населению?

 

– На самом деле она уже сформирована. Но мало прописать ее на бумаге, надо наполнить ее содержанием, чтобы она работала. А для этого следует отработать маршрутизацию пациентов по ряду профилей. Кроме того, требуется дооснастить небольшие лечебные учреждения необходимым оборудованием для выполнения стандартов оказания медицинской помощи. Существует и проблема недостаточного количества санитарного автотранспорта, который позволил бы обеспечить транспортировку пациентов в межмуниципальные и региональные центры. А без этого не выстроить целостной системы, которая охватывала бы все лечебные учреждения Подмосковья.

 

В первый уровень, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной, входят 203 учреждения. Ко второму уровню – межмуниципальному, где предоставляется специализированная медицинская помощь, преимущественно в экстренной и неотложной форме, – отнесены 108 клиник. И, наконец, в 3 уровень – региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, – вошли 20 ЛПУ.

 

– Как вы относитесь к идее организации медицинских округов, которые создавались в Подмосковье на протяжении последнего десятилетия? И вообще, оправдана ли такая модель на новом этапе развития областного здравоохранения?

 

– В Подмосковье организовано 12 медицинских округов, роль которых и их руководящих органов – координационных советов – в решении вопросов в сфере здравоохранения области возрастает с каждым годом. И это подтверждают ежегодно пересматриваемые соглашения о распределении потоков пациентов. Что еще важно: до конца определен юридический статус и полномочия медицинских округов.

 

Но модель эта отнюдь не областное изобретение, специализированную помощь всегда было выгоднее и целесообразнее оказывать в лечебных учреждениях межрайонного уровня, а в будущем – создать на их базе окружные центры.

 

– Стратегической целью деятельности системы здравоохранения любой территории является обеспечение законных прав граждан на современную, качественную, квалифицированную помощь в рамках Программы государственных гарантий. Какие на этом «фронте» результаты?

 

– В 2012 году уточненная стоимость программы увеличенана 17% выше утвержденной стоимости программы в 2011 году, из которых средства бюджета области – 26,5%, средства обязательного медицинского страхования – 63,4%. Размер подушевого финансирования – 12 326,9 рублей.

Произошел переход на одноканальное финансирование службы 03.

В структуре организаций, принимавших участие в реализации программы, преобладают муниципальные, которые составили 56,7% общего числа (262), государственные учреждения здравоохранения – 27,7% (128), федеральные медицинские организации, подведомственные Минздраву России, Российской академии медицинских наук, другим министерствам и ведомствам, – 11,5% (53), медицинские организации негосударственной формы собственности – 4,1% (19).

 

Анализ выполнения объемов медицинской помощи за 2012 год позволяет сделать следующие выводы: наметилась тенденция к увеличению объемов оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях в расчете на одного жителя. Тем не менее на 2013 год доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на Московскую областную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи составляет 28,6%; в амбулаторных условиях в неотложной форме – 2,4%; в стационарных условиях – 44,5%; в дневных стационарах – 6,5%; доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне лечебных учреждений – 6,3%.

 

– Одна из важных проблем для медиков – уровень заработной платы. Да, она потихоньку растет, но полной удовлетворенности ее размером как не было, так и нет у работников здравоохранения. Изменения предвидятся?

 

– За 2012 год среднемесячная заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Московской области (с учетом выплат в рамках нацпроекта «Здоровье» и программы модернизации здравоохранения) возросла в 1,09 раза по сравнению с 2011 годом. При этом средняя заработная плата врачей достигла 45 тысяч рублей, среднего медицинского персонала – 27,6 тысячи. Но надо искать источники дальнейшего повышения заработной платы, поскольку в столице она еще выше. Справедливости ради надо признать, что на фоне многих других регионов Московская область смотрится весьма достойно. Губернатор уже подписал указ о повышении зарплаты бюджетникам в этом году на 6%, а с сентября – на 9%.

 

– На ваш взгляд, лечебных учреждений какого профиля не хватает в Подмосковье?

 

– Приведу выдержку из Программы развития (речь ВРИО губернатора Андрея Воробьева): «Не хватает перинатальных центров – необходимо как минимум четыре, есть только один в Балашихе, на 180 мест. Принять решение в рамках средств программы на условиях софинансирования с 2015 годомосуществить строительство перинатальных центров в Коломне, Щелково, Наро-Фоминске, роддомов в Сергиевом Посаде и Раменском. На эти цели из областного бюджета выделено 6,5 млрд руб.».

 

И это очень важное направление. С 2000 года в Подмосковье регистрируется стабильный рост числа родов. С 2000 по 2012 год их стало больше на 76%, то есть их количество возросло с 47,2 тысячи до 78,5 тысячи. По прогнозам, рост сохранится до 2018–2020 годов и может достичь 90 тысяч. Это объясняется социально-экономической привлекательностью нашего региона.

 

В Минздраве РФ в апреле 2013 года прошла защита долгосрочной целевой программы «Развитие здравоохранения Московской области на 2013–2020 годы». Одной из приоритетных подпрограмм ее стала «Охрана здоровья матери и ребенка». Расчеты показывают, что области не хватает 177 коек для реанимации новорожденных и 435 коек второго этапа выхаживания.

 

– Будут ли вноситься дополнения в программу снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний?

 

– В области только один сосудистый центр и пять отделений в клиниках, где спасают от инфарктов и инсультов. Но этого мало. В 2013 году появятся три новых сосудистых центра, в 2014-м – еще три с последующим созданием единой сети учреждений для оказания медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, в составе 7 региональных сосудистых центров и 30 первичных отделений. Это позволит обеспечить высококвалифицированной медицинской помощью 5,9 млн взрослого населения области с острыми сосудистыми нарушениями, инсультами и инфарктами.

 

– Мне запомнилась цитата из выступления губернатора: «Здания многих медицинских учреждений видели революцию, и не одну – как, например, поликлиника в Павловском Посаде, которой 103 года. И она выглядит на все 103…».

 

– Да, это очень большая проблема областного здравоохранения. Большинство зданий и сооружений медицинских учреждений требует капитального ремонта и реконструкции, особенно остро эта проблема стоит в государственных учреждениях здравоохранения (психоневрологические, противотуберкулезные, онкологические диспансеры). Самое старое функционирующее здание относится к 1888 году постройки (противотуберкулезный диспансер в Орехово-Зуево).

 

В 2012 году по программе модернизации отремонтировано 144 объекта, на что потрачено более 9 219 млрд рублей.

Есть еще один важный аспект, о котором не стоит забывать. В 2013 году выделено 1,5 млрд рублей на ремонтные работы, включая 879 млн на противопожарную безопасность.

 

В программе развития здравоохранения Московской области запланировано также строительство новых объектов: 4 поликлиник (3 – детские); ввод 134 офисов врачей общей практики; организация 11 передвижных фельдшерско-акушерских пунктов; открытие отделений и кабинетов неотложной помощи – 92. К этому надо добавить организацию 33 межмуниципальных диагностических центров, 4 мобильных диагностических комплексов, 11 кабинетов паллиативной помощи.

 

При этом не забываем и о развитии консультативных поликлиник (МОНИКИ, МОНИАГ, Областной онкологический диспансер, специализированные поликлиники, диспансеры), обеспечении деятельности передвижных специализированных бригад (эндокринология, офтальмология, кардиология).

Особое внимание уделяется открытию и развитию офисов врачей общей практики. На эти цели запланировано в бюджете области более 120 млн рублей.

 

– Что из себя представляет единая электронная регистратура области. Ее внедрение – тоже одна из больших задач министерства.

 

– Да, ЕЭР – важнейший инструмент автоматизации процесса управления потоками пациентов, обеспечения записи на прием в электронном виде. Для населения это означает повышение качества и доступности медицинского обслуживания за счет точности планирования и распределения потоков необходимых объемов помощи и ресурсов в системе здравоохранения. Эффективнее станет обслуживание пациентов, так как обеспечится доступ ЛПУ к электронным медицинским картам. В целом ускорится обработка и анализ информации.

 

Информационный сервис СУП ЕМИС будет представлять собой централизованную информационную систему в составе областного центра обработки данных. В рамках ее создания ЛПУ оснащены необходимыми техническими средствами. Намечены этапы внедрения Единой электронной регистратуры.

 

В 2013 году на внедрение современных информационных систем в здравоохранение области предусмотрено более 203 млн рублей из средств ФФОМС, около 48 млн – из бюджета области и более 16 млн – муниципальных образований.

 

– Какие еще намечены шаги по улучшению качества медицинской помощи населению Подмосковья?

 

– Речь идет и о создании в области единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи с использованием спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. Это позволит устранить неравномерность обеспечения жителей врачебными бригадами. Довести реорганизацию СП нужно было по веским причинам. Сейчас оказание скорой помощи в муниципальных районах происходит не по принципу наиболее близко расположенной бригады, а по территориальной принадлежности. Отсутствует возможность координировать на муниципальном уровне деятельность «скорой» с соседними районами обслуживания. Скорая помощь в муниципальных районах малоуправляема, неспособна оперативно реагировать в случаях чрезвычайных ситуаций, высокая доля административных расходов в ее структуре, существует риск финансирования скорой помощи по «остаточному принципу». В настоящее время в области 54 отделения скорой медицинской помощи (330 машин – 44% от общего автопарка) находятся в ЦРБ и т.д.

 

Недостаточная информационная интегрированность скорой медицинской помощи приводит к следующим проблемам:

– отсутствие эффективной диспетчерской службы и настроенной на регион (а не на отдельный муниципалитет) системы маршрутизации пациентов. В результате только 75 вызовов соответствуют ожидаемому 25-минутному интервалу прибытия бригады к пациенту;

– крайне высокой остается доля неидентифицированных пациентов, что увеличивает расходы регионального бюджета;

– пробелы в организации единой системы учета и контроля за передвижением машин скорой помощи обуславливают выполнение СМП несвойственных ей функций.

 

Эти вопросы решаемы. Поэтому создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи Московской области с использованием спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС – насущная задача дня.

Мы и дальше будем проводить мероприятия, которые повысят эффективность и дадут реальную отдачу.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика